Кризисы в социально-экономических системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:00, контрольная работа

Краткое описание

Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство.

Содержание

Введение
1 Кризисы в социально-экономических системах
1.1 Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения
1.2 Типология кризисов, признаки и распознавание
1.3 Понятие антикризисного управления
2 Зарубежный опыт антикризисного управления
2.1 Современная система банкротства в зарубежных странах
2.2 Зарубежный опыт антикризисного управления
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

зарубежжный опыт аникриз.docx

— 56.78 Кб (Скачать файл)

Кризисное предприятие –  предприятие, имеющее неисполненные  финансовые обязательства перед  кредиторами, но не признанное банкротом  в судебном порядке. Несостоятельное  предприятие (банкрот) – предприятие, находящееся в состоянии банкротства. Банкротство предприятия (юридического лица) – признанная арбитражным  судом или объявленная должником  неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей. Механизм несостоятельности  – судебная процедура признания  должника банкротом. Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая  к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Следует признать, что на различных этапах экономических  отношений несостоятельность предприятий  и связанные с ней процедуры  регулярно применялись для разрешения долговых споров между кредиторами  и заемщиками. Как показывает анализ, экономические аспекты антикризисного управления тесно переплетены с  юридическими аспектами.

 
 

2 Зарубежный опыт  антикризисного управления

2.1 Современная  система банкротства в зарубежных  странах

Как показывает практика большинства  зарубежных стран, одним из ключевых элементов современной системы  банкротства является наличие специального правительственного учреждения. Оно  способно контролировать действия соответствующего законодательства и представлять рекомендации относительно действий правительства  в данной области. Как правило, компетенция  и функции государственных органов  по банкротству установлены законом, но во многих странах они имеют свои специфические особенности. Так, госорганы стран Европейского Союза обладают полномочиями подавать в Суд ЕС запросы относительно постановлений Суда о толковании положений Европейской Конвенции по банкротству.

В Великобритании эту роль выполняет Служба несостоятельности, входящая в систему Министерства торговли и промышленности и насчитывающая 1800 постоянных сотрудников. Функции этой Служба таковы:

- лицензирование специалистов  по банкротству, контроль за  процессом выдачи этих лицензий  и за деятельностью арбитражных  и конкурсных управляющих;

- осуществление функций  конкурсного управляющего в случае  нехватки активов подвергаемого  процедуре банкротства предприятия  для оплаты конкурсного управляющего  из числа независимых профессионалов;

- выявление вероятных  причин банкротства должника  и понесения им убытков;

- выявление причин незаявления о банкротстве директорами должника, как только стало ясно, что спасение бизнеса невозможно;

- проверка документации  любой компании в случае поступления  жалоб от клиентов, партнеров  или общественности;

- предписание неблагополучным  компаниям пройти аудиторскую  проверку и назначение определенных  аудиторов за счет компании;

- добиваться ликвидации  любой компании в случае, если  Служба несостоятельности пришла  к выводу, что это соответствует  интересам общества (на такие  случаи приходится примерно 1% всех  банкротств в Великобритании  — несколько сотен случаев  в год);

- возбуждать в судах  дела о судебном преследовании  должников.

Многолетний богатый  опыт государственного регулирования  банкротств существует в Соединенных  Штатах Америки. С 1934 года роль государственного органа по несостоятельности стала  выполнять Комиссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) Правительства США. В реформированном в 1978 году американском Законе о банкротстве у КБЦБ есть три функции:

- выступать в суде и  быть заслушанной по любому  вопросу дела о банкротстве,  в частности, по поводу назначения  конкурсного управляющего, назначения  комиссий кредиторов и акционеров, уровня оплаты конкурсных управляющих,  использования, продажи и аренды  собственности;

- контролировать и обеспечивать  адекватность заявления предприятия-должника  о своем финансовом состоянии  и наличии активов;

- возражать против утверждения  судом плана реорганизации по  мотивам злоупотреблений со стороны  должника.

В ряде случаев КБЦБ вмешивалась  в условия продажи действующих  неплатежеспособных предприятий, настаивая  и добиваясь других условий продажи. В 1983 году в дополнение к КБЦБ в  США появились Государственные  Федеральные Конкурсные Управляющие. Их задача, среди прочего, состоит  в контроле деятельности и оплаты независимых конкурсных управляющих, а также в предотвращении мошенничества, нечестности и нарушения законности при осуществлении процедур банкротства.

Государственный орган по банкротству Швеции находится  в единой системе с налоговой  службой и органами судебного  исполнения и состоит в совместной компетенции Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности.

Сравнительный анализ функций  и полномочий Государственных органов  по банкротству некоторых стран  приведен в таблице.

 

Функции и полномочия Государственных органов по банкротству

Наименование функций  и полномочий Государственного органа по делам о банкротстве

Велико- британия

США

Швеция

Россия

1. Государственный  орган по банкротству и государственная  политика в этой сфере

Государственный контроль исполнения законодательства о банкротстве

+

+

+

+

Разработка законодательства по банкротству и право законодательной  инициативы

 

+

+

 

Разработка рекомендаций правительству страны относительно государственной политики в сфере  несостоятельности

+

+

+

 

Предоставление разъяснений  по вопросам применения законодательства о банкротстве

+

 

+

+

Анализ и предоставление правительству статистической информации по делам о несостоятельности

+

 

+

 

Сбор и анализ результатов  осуществления конкретных решений  по делам о банкротстве и разработка рекомендаций правительству, судам  и специалистам по банкротству

+

+

+

 

Консультирование государственных  служащих, судей, юристов и специалистов по банкротству

+

+

+

 

2. Государственный  орган по банкротству и несостоятельные  предприятия

Получение любой информации о неблагополучных в финансовом отношении предприятиях, в том  числе с правом свободного входа  на такие предприятия

+

   

+

Предъявление обязательных для исполнения требований о проведении аудиторской проверки должника, а  также о проведении оценки стоимости  активов

+

 

+

+

Ведение реестра юридических  лиц, подлежащих учету в соответствии с законодательством о банкротстве

+

+

+

+

Предупреждение неправомерных  действий при банкротстве, выявление  признаков преднамеренного и  фиктивного банкротства

+

+

+

+

Выявление неправомерных  действий управляющих (менеджеров) любых  действующих предприятий

+

+

+

 

Предъявление менеджеру  должника требований об устранении нарушений  законодательства о банкротстве

+

+

+

+

Направление в суд ходатайства  о дисквалификации менеджера  должника

+

+

+

+

3. Государственный  орган по банкротству и процедуры  несостоятельности

Обращение в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) в случаях, предусмотренных  законом

+

+

 

+

Экспертиза дел о банкротстве  (несостоятельности)

+

+

+

+

Обеспечение реализации процедуры  банкротства предприятия с недостаточными средствами для осуществления ликвидационных процедур (отсутствующего должника)

+

 

+

+

Защита интересов больших  групп мелких кредиторов при осуществлении  процедур банкротства

+

+

+

 

Обеспечение выплат задолженности  по зарплате и выходным пособиям сотрудника в случае несостоятельности и  нехватки конкурсной массы

   

+

 

4. Государственный  орган по банкротству и специалисты  по несостоятельности

Организация системы подготовки специалистов по банкротству

+

   

+

Утверждение требований к  лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере антикризисного управления

+

+

+

+

Организация контроля деятельности арбитражных и конкурсных управляющих

+

+

+

 

Лицензирование деятельности специалистов по банкротству в качестве арбитражных управляющих

+

 

+

+

Контроль соблюдения профессиональных и этических стандартов деятельности специалистов по банкротству

+

+

+

 

Разработка и контроль соблюдения шкалы и правил вознаграждения арбитражных и конкурсных управляющих

+

+

+

 

 

В Австралии государственным  органом по банкротству является государственная Комиссия по корпоративным  делам, которая имеет полномочия:

- анализировать финансовое  состояние предприятий, подвергаемых  процедурам несостоятельности,

- обеспечивать, адекватность  информации о должнике,

- делать заключения о  мере ответственности директоров  должника за доведение предприятия  до банкротства,

- дисквалифицировать виновных  директоров самостоятельно, либо  ходатайствовать о такой дисквалификации  в суд.

В зарубежных странах  достаточно широко применяются и  внесудебные процедуры несостоятельности, осуществляемые по инициативе как должников, так и кредиторов. В некоторых странах предпочитают поощрять именно внесудебные процедуры реструктурирования долгов как формы реорганизации несостоятельного предприятия — достаточно мягкие, добровольные формы. Так в Законе о банкротстве Германии предусмотрено, что основные решения в ходе производства по несостоятельности принимаются не судьей по делам о банкротстве, а собранием кредиторов, на котором голоса распределяются в соответствии с реальной стоимостью прав требования.

В целом, добровольное внесудебное  урегулирование проблем между должником  и кредиторами используется повсеместно, хотя оно только поощряется, но ни в  коем случае не навязывается. Использование  процедуры добровольного признания  несостоятельности типично для  стран с общим (прецедентным) правом (Великобритания и др.). В этих странах  около 60% признаний предприятий несостоятельными (банкротами) происходит по процедуре  добровольного решения кредиторов о ликвидации компании должника в  соответствии с уставом компании.

Английский закон содержит множество различных процедур признания  несостоятельности должника, в том  числе широко используемые внесудебные  процедуры, когда кредиторы ликвидируют  компанию по своей воле. В Великобритании ликвидация предприятия по решению  кредиторов осуществляется в случае, если за это проголосовало большинство  акционеров (не менее 75%), и после  этого было вынесено решение суда. Однако любой кредитор имеет право  подать прошение в суд и добиться принудительной ликвидации предприятия-должника. Это часто случается тогда, когда  кредиторы имеют основания подозревать, что проверка деятельности должника проведена недобросовестно. По своей  структуре внесудебное признание  несостоятельности и принудительная ликвидация по суду идентичны и в  равной мере обеспечивают права кредиторов.

В этой же стране некоторые  функции органа по банкротству в  части осуществления внесудебных  процедур выполняют также банки. По закону любой английский банк, в  том случае если он приходит к выводу о неплатежеспособности своего клиента, имеет право назначить на такое  предприятие внешнего управляющего. Банк может назначить на предприятие  аудитора за счет самого предприятия. Этот аудитор может подготовить  отчет банку не только о финансовом состоянии должника, но и о компетенции  его руководства. Таким образом, английский банк не может ликвидировать предприятие-должника во внесудебном порядке, но может инициировать его реорганизацию.

Законодательством Канады предусмотрено  наличие превентивных реорганизационных  мер, применяемых к должнику с  целью недопущения его банкротства, причем проведение таких мероприятий  может прямо указываться в  договоре, из которого вытекают обязательства  должника (судебные же процедуры возникают  только с момента появления предмета спора по реализации указанных процедур).

По мнению ведущих западных специалистов, при существующем положении  вещей в странах с переходной экономикой (к которым относится  и Россия), целесообразно привлекать судебные органы к решению проблем  несостоятельности только в самых  крайних случаях, и гораздо шире практиковать внесудебные процедуры  банкротства. Поскольку в развивающихся  странах не всегда хватает знаний и опыта в области судебных разбирательств по коммерческим вопросам.

 

2.2 Зарубежный  опыт антикризисного управления

 

На  микроэкономическом уровне опыт антикризисного управления был рассмотрен мною на примере 3 стран Европы: Германии, Чехии  и Италии.

Немецкий  опыт антикризисного управления весьма ярок и интересен, но вместе с тем  и специфичен, применим только для  больших корпораций.

В ФРГ  банкротство понимается как конкурсное производство (удовлетворение требований кредиторов). При этом очень четко  разделены все кредиторы по уровням  в порядке распределения конкурсной массы (сотрудники, государство и  прочие кредиторы). Санация предприятия-банкрота происходит лишь в том случае, если кредиторы видят в этом перспективу  спасения своих капиталов. В такой  ситуации акции предприятия понижаются в цене, и под новые капиталы выпускаются новые акции. Правовая предпосылка проведения санации  предприятия - удовлетворение требований кредиторов хотя бы на 35% и предоставление предприятием реального плана дальнейшего  его развития. Законодательство предоставляет  предприятию возможность отсрочить  выплаты по задолженности до тех  пор, пока оно не начнет получать прибыль. Для удовлетворения минимальных  требований кредиторов предприятие  может перераспределить свои активы, переводя часть активов, не задействованных  в производственном процессе (например, здания, земельные участки) в ликвидные  активы (деньги). Необходимое оборудование также может быть продано, а затем  арендовано.

Надо  также отметить, что для ФРГ  наиболее характерна оборонительная стратегия  санации. Кроме того, важная особенность  проведения санации в ФРГ –  смена менеджеров. В Германии для  финансового оздоровления предприятия  проводится тщательный анализ всех причин (как внешних, так и внутренних), породивших кризис. Кроме того, особенности  проведения санации и банкротства  в ФРГ объясняются неконкурентоспособностью предприятий бывшей Восточной Германии.

Информация о работе Кризисы в социально-экономических системах