Психология развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:05, доклад

Краткое описание

У ребенка определенным образом должны быть развиты исходные формы логического мышления: понятия, суждения, умозаключения.
Ребенок способен воспринимать многообразные свойства, внешние признаки предметов, явлений; абстрагироваться от конкретного – обобщать имеющиеся представления о предмете, явлении.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 26.19 Кб (Скачать файл)

1)Интеллектуальная  готовность У ребенка определенным образом должны быть развиты исходные формы логического мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Ребенок способен воспринимать многообразные свойства, внешние  признаки предметов, явлений; абстрагироваться от конкретного – обобщать имеющиеся  представления о предмете, явлении. Умеет отличать существенные свойства от несущественных.

  • Может трактовать понятия через описание, функциональное назначение предмета, явления; хорошо знакомые понятия определяет через ближайший род и видовое отличие.
  • Умеет выявить связи и отношения данного понятия с другими понятиями.
  • Использует в речи умозаключения по индукции и дедукции, индуктивные и дедуктивные суждения.
  • Осознает противоречия между суждениями.
  • Устанавливает элементарные причинно-следственные связи.
  1. У ребенка развиты основные мыслительные действия и операции.
  • Умеет устанавливать сходство и различия предметов в сравнении.
  • Использует сознательный и интуитивный перенос, в основе которого идея сходства между предметами (аналогия).
  • Способен мысленно объединять существенные признаки, свойства, отношения, присущие ряду однородных предметов (обобщение и систематизация).
  • Умеет объединять качества и свойства предмета и предметов, осознавать единство между элементами целого посредством синтеза.
  • Умеет анализировать сущность предметов – выделять части предметов или явлений, их признаки и свойства.
  • Умеет перечислять объекты, входящие в объем родовых и видовых понятий.
  • Умеет обобщать множества конкретных понятий разного объема при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов.
  • Распределяет предметы, явления по группам, предварительно выбрав основание классификации.
  • Умеет упорядочить предметы, явления по степени интенсивности выделенного признака (сериация).
  1. У ребенка развиты предпосылки учебной деятельности.
  • Умеет принять учебную задачу.
  • Умеет схематизировать, планировать свою деятельность в ходе решения учебной задачи.
  • Способен овладеть общим способом решения учебной задачи.
  • Умеет объяснить ход решения учебной задачи, сравнивая свои действия с теми, которым его обучают.
  • Стремится определить границу своего знания и незнания, своих умений и неумений.

 

Эмоционально-волевая  готовность У ребенка сформирован определенный уровень произвольно управляемого поведения:

  • Ребенок умеет сосредоточить внимание на определенной работе.
  • Умеет длительно удерживать цель.
  • Стремится к достижению результата своей деятельности, преодолению трудностей.
  1. В учебной деятельности ребенок проявляет важные нравственно-волевые качества: активность, дисциплинированность, ответственность, исполнительность.
  1. Поведение ребенка характеризуется гуманистической направленностью (доброжелательностью, отзывчивостью по отношению к окружающим, умением понять позицию другого человека); инициативностью и самостоятельностью творческого характера.
  2. У ребенка сформирована потребность переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью:
  • Переживание радости от познания нового. Удовлетворение от успешно выполненного задания.
  1. Предвосхищение положительной оценки. У ребенка развита уверенность в себе и своих силах.
  2. У ребенка сформирована адекватная самооценка.

 

.1 Социальная ситуация  развития в младшем школьном  возрасте

 
В отечественной психологии специфика  каждого возраста, каждого возрастного  этапа раскрывается через анализ ведущей деятельности, особенности  социальной ситуации развития, характеристику основных возрастных новообразований.

С поступления ребенка в школу  устанавливается новая социальная ситуация развития. Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей («ребенок - взрослый - задача»).

Центром социальной ситуации развития становится учитель. Учитель - это взрослый, социальная роль которого связана с  предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как  представитель общества, носитель социальных образцов.

Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется  тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно  контролируемая деятельность - учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность  за их нарушение. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и  рассуждающее мышление, возникновение  которого существенно перестраивает  другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим. Благодаря  такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно  осваивать подлинно научные понятия  и оперировать ими. И.В. Шаповаленко указывает на формирование интеллектуальной рефлексии - способности к осознанию содержания своих действий и оснований - новообразования, знаменующего начало развития теоретического мышления у младших школьников.

Другим важным новообразованием этого  возраста можно назвать умение детей  произвольно регулировать свое поведение  и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.

Согласно концепции Э. Эриксона, в период от 6 до 12 лет происходит приобщение ребенка к трудовой жизни общества, вырабатывается трудолюбие. Позитивный исход этой стадии приносит ребенку ощущение собственной компетентности, способности действовать наравне с другими людьми; неблагоприятный результат стадии - комплекс неполноценности.

В возрасте 7-11 лет активно развивается  мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребенка. Одними из важнейших становятся стремления к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь связанное с учебной деятельностью, ее успешностью. В личности ребенка выстраивается иерархическая система побуждений, мотивов в отличие от аморфной, одноуровневой системы в дошкольном возрасте.

С начала поступления ребенка в  школу его взаимодействие с другими  детьми осуществляется через учителя, который постепенно приучает детей  к непосредственному взаимодействию друг с другом. Мотивы общения со сверстниками совпадают с мотивацией дошкольников (потребность в игровом  общении, положительные качества личности выбираемого, способность к какому-то конкретному виду деятельности).

В 3-4 классе ситуация меняется: у ребенка  появляется потребность в одобрении  со стороны сверстников. Формируются  требования, нормы, ожидания коллектива. Образуются детские группы со своими правилами поведения, секретными языками, кодами, шифрами и др., что служит одним из проявлений тенденции к  обособлению от мира взрослых. Как  правило, такие группы образуются из детей одного пола.

 

3)Ведущая  деятельность младшего школьника

Младший школьник активно  включен в разные виды деятельности — игровую, трудовую, занятия спортом  и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает  учение. Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения  или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом  игры, отдыха или труда. Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно  направленная на усвоение знаний и  умений, выработанных человечеством. Только тогда, когда ставится специальная  сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности — учении.

Предмет деятельности учения — знания и действия как  элементы культуры, науки, существующие сначала объективно, экстериоризованно по отношению к учащемуся. После учения эти знания становятся его достоянием, происходит, таким образом, преобразование самого субъекта деятельности. Продуктом, результатом деятельности учения являются изменения самого учащегося. Учебная деятельность — это деятельность саморазвития, самоизменения (в уровне знаний, умений, навыков, в уровне общего и умственного развития).

Ведущая роль учебной  деятельности выражается в том, что  она опосредует всю систему отношений  ребенка с обществом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.

Учебная деятельность сложна по структуре и к началу школьного обучения только начинает складываться. При традиционной системе  обучения вопросам становления деятельности учения, как правило, не уделяется  должного внимания. Формирование учения — процесс длительный, сложный, требует  усилий и руководства со стороны  взрослых — педагогов и родителей.

Структура учебной  деятельности  включает: 
—  мотивы; 
—  учебные задачи; 
— учебные действия; 
—  действия контроля; 
—  действия оценки.

Мотивы учебной  деятельности в младшем школьном возрасте. Для осуществления деятельности необходима сформированность мотивационной сферы; как правило, это система разнообразных потребностей, мотивов, целей, интересов.

Ребенок часто приходит в школу с мотивом «стать школьником», получить новый, более взрослый статус. И на первых порах мотивирующая сила этой тенденции может быть поразительно сильна.

Мальчик, семи лет, энергичный, подвижный, непоседливый, левша. Предвидя трудности с освоением  письма, с мелкой моторикой, его мать в течение летних месяцев всевозможными  способами пытается привлечь его  к рисованию, раскрашиванию, лепке. Однако продолжительность занятий  оказывается очень невелика, десять-пятнадцать минут, и ребенок находит для себя более увлекательное дело. «Как же он сможет работать на уроке», — сокрушенно думает мать. И вот приходит сентябрь. Первый день — три урока, а уже со следующего — четыре или пять. Ежедневно домашнее задание — еще на два-три часа.

И поразительно терпение новоиспеченного школьника, стремление выполнить все, что задано. (А в  короткие перерывы между домашними  заданиями он буквально бросается  к своим игрушкам, солдатикам и  машинкам, ранее уже заброшенным.)

Однако через  некоторое время позиция школьника  становится привычнюй; указанный мотив постепенно теряет побуждающее значение.

К категории так  называемых внешних мотивов (лежащих  за пределами учебного процесса и  связанных лишь с его результатом) относятся социальные мотивы. Социальные мотивы отвечают  потребностям  ребенка  в   общении  с  другими  людьми,   в  их одобрении, в занятии определенного места в системе общественных отношений. Различают широкие социальные мотивы (учиться,  чтобы  быть культурным,  развитым;  занять достойное  место после   окончания   школы,   найти   хорошую   высокооплачиваемую работу;   мотивы  долга  и  ответственности)   и  узколичные,   в  том числе позиционные (избежать двойки, соответствовать ожиданиям  родителей,   снизить   тревожность,   быть  лучшим  учеником   в классе,  «пятерочником»).

Широкие социальные мотивы в младшем школьном возрасте чаще относятся к категории знаемых, понимаемых (по А.Н. Леонтьеву). Реально действующими же чаще являются узкие социальные мотивы. Ориентация только на результат (на похвалу, отметку)  сужает содержание учения, порождает школьную систему принуждения.

 

Развитие внимания. В школьном обучении интенсивно развиваются все свойства внимания. Наиболее заметно развитие произвольности, поскольку в школе требуется прослеживать и усваивать те свойства объектов, какие в данный момент вовсе не интересуют ребенка. Приходится удерживать внимание на нужных, а не просто привлекательных предметах. Устойчивость произвольного внимания школьника зависит от того, насколько четко учитель ставит цели и задачи учебных действий.

Развитие памяти. У детей-дошкольников цепкая образная память, но им легче пересказать события не по порядку, а по ярким моментам, включая обстоятельства, при которых происходило запоминание. Школа требует точного воспроизведения, произвольного припоминания. К тому же мнемические задачи бывают разные: то дословно запомнить и рассказать, то по смыслу, то на короткое время (цифровые данные задачи). В соответствии с этими требованиями развиваются мнемические способности школьника. Однако до 3-4-го класса у многих детей преобладает дословное запоминание текстов. Забавно звучат ответы детей на уроках природоведения: «Разве горы могут разрушаться, спросите вы. Да, горы могут разрушаться». И затем следует рассказ о выветривании горных пород. Такая память не обеспечит успешной успеваемости в средней школе.

Особую психолого-педагогическую задачу представляет развитие приемов  воспроизведения, распределение его  во времени, самоконтроль. К. Д. Ушинский заметил, что дитя забывает потому, что ленится вспомнить. Конечно, требуется усилие, чтобы снова  и снова восстанавливать в  памяти материал. Но нужны также  навыки, чтобы пользоваться при этом выделенными опорными словами, опираться  на план, на общие представления  о данном явлении, воспроизводить отдельные  смысловые части до того, как будет  усвоен материал целиком, и т. д.

Воображение младшего школьника вначале очень схематично, образы бедны деталями, им не хватает гибкости. Дети пытаются имеющиеся житейские представления «втиснуть» в ситуации, описанные в учебнике. Например, слушая текст «Санитарные собаки», школьник заявляет: «А я вчера большую собаку видел», то есть представляет далеко не то, что описано. Сосредоточитьвоображение в рамках текста помогают такие приемы, как картинный план, чтение по ролям и др.

Под влиянием обучения дети начинают воссоздавать более точные и детальные образы, представлять события предыдущие и последующие  во времени, подразумеваемые состояния  персонажей или возможные последствия  событий. У них развивается способность  строить обоснования своих вариантов  продолжения событий типа: «Это обязательно  произойдет, если сделать то-то и  то-то».

Информация о работе Психология развития