Наука о жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:58, реферат

Краткое описание

Наука -- общественное явление, социальный институт и отрасль культуры. Это сфера человеческой деятельности по добыванию и теоретической систематизации объективно истинных знаний о бытии. Наука включает в себя научное сознание своих субъектов, учреждения науки и научные отношения. Научные отношения есть единство научного общения, поведения и деятельности его субъектов.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 46.02 Кб (Скачать файл)

1)Наука -- общественное явление, социальный институт и отрасль культуры. Это сфера человеческой деятельности по добыванию и теоретической систематизации объективно истинных знаний о бытии. Наука включает в себя научное сознание своих субъектов, учреждения науки и научные отношения. Научные отношения есть единство научного общения, поведения и деятельности его субъектов.

Научное сознание состоит  из научных знаний, системы эмоций и чувств, волевых состояний и  ценностных ориентаций, возникающих  и появляющихся в процессе добывания  знаний и их систематизации.

Термин «наука» употребляется  в собирательном значении для  отграничения ее от искусства, образования, информационной жизни и других явлений  общества, а также в более конкретном объеме -- применительно к сходным областям совокупной науки или отдельной науке: точные науки, гуманитарные науки, физика, биология, социология и т.п.

Наука как социальный институт имеет свою организацию и принципы функционирования, координационные  и субординационные связи, формы  контроля и отчетности, способы взаимодействия с различными видами практики.

В культуре общества она характеризует  уровень познания и освоения человеком  природы, социальной жизни и самого себя. Научная сфера сегодня - один из способов и необходимый элемент  содержания жизнедеятельности общества как культурной жизни, показатель развитости (цивилизованности) государства.

Наука -- это сфера специальной исследовательской деятельности, направленной на изучение природы, общества и человека. Главная цель науки и ее предназначение - получить истинное знание, используя свои методы и формы, способы обоснования и проверки.

Форма научного познания -- относительно самостоятельное выражение познавательного цикла и его результатов на различных стадиях и этапах исследования. Типовой схемой исследования выступает:

а) обнаружение каких-либо несоответствий в функционировании объектов и процессов действительности с существующими научными знаниями или необходимость специального изучения вновь создаваемых явлений  культуры, новых элементов бытия. Формулируются цель и задачи исследования, разрабатывается методика и выбираются методы, анализируется имеющаяся  материальная и теоретическая база;

б) разрабатываются возможные  варианты проведения исследования и  егo ожидаемые результаты;

в) проведение самого исследования на эмпирическом и теоретическом (рациональном) уровнях;

г) закрепление результатов  исследования и их выражение в  знаковых системах.

3) Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, - всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты вузов. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой студента не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых.

Современные требования к  специалистам обуславливают особую важность воспитания у студентов  стойкого познавательного интереса, развития аналитического и творческого  мышления, являющихся неотъемлемыми  характеристиками гармонически и всесторонне  развитой личности. От выпускников  высшей школы требуется, чтобы они  не только квалифицированно разбирались  в специальных и научных областях знаний, но и умели формировать  и защищать свои идеи и предложения. Для этого, прежде всего, необходимо уметь самостоятельно анализировать  и обобщать научные факты, явления  и информацию.

Система НИРС - одно из важнейших  средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение в процессе обучения по учебным планам и дополнительно основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков индивидуального и коллективного выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному творчеству, самостоятельности.

Цель научно-исследовательской  и учебно-исследовательской работы состоит в развитии творческих способностей будущих специалистов и повышении  уровня их профессиональной подготовки на основе индивидуального подхода  и усиления самостоятельной творческой деятельности, применения активных форм и методов обучения.

Основными задачами научно-исследовательской  работы со студентами являются:

- формирование у студентов  интереса к научному творчеству, обучение методике и способам  самостоятельного решения научно-исследовательских  задач и навыкам работы в  научных коллективах; 

- развитие у студентов  творческого мышления и самостоятельности,  углубление и закрепление полученных  при обучении теоретических и  практических знаний;

- выявление наиболее одаренных  и талантливых студентов, использование  их творческого и интеллектуального  потенциала для решения актуальных  задач науки; 

- подготовка из числа  наиболее способных и успевающих  студентов резерва научно-педагогических  и научных кадров и деятелей  науки.

4) Российская академия  наук - высшее научное учреждение  Российской Федерации, ведущий  центр фундаментальных исследований  в области естественных и общественных  наук в стране.

 Структура:

На протяжении почти трех столетий существования Академии наук менялись её задачи, статус и структура. Сейчас Академия построена по научно-отраслевому  и территориальному принципу и включает 9 отделений РАН (по областям науки) и 3 региональных отделения РАН, а  также 14 региональных научных центров  РАН. В состав РАН входят многочисленные институты.

Росси́йская акаде́мия нау́к (РАН) — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране. Основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России. Российская академия наук является некоммерческой научной организацией, созданной в форме государственной академии наук и выполняющей важные конституционно-публичные задачи по обеспечению благополучия и процветания России (Преамбула Конституции РФ) и свободы научного творчества.

Всего в Академии по состоянию  на июль 2008 года насчитывалось 470 научных  учреждений, более 55 тыс. научных сотрудников, в том числе более 522 академиков и 822 членов-корреспондентов.

5) Генезис науки и проблема  периодизации ее истории.

Преднаука древневосточной культуры.

Для определения времени  появления науки является продуктивным трансцендентально-аналитический подход, в котором наука рассматривается  как вид знания.

М. задать 5 важнейших особенностей научного знания:

1) предметно-практическая  направленность;

2) особенность;

3) использование идеализированных  объектов;

4) экспериментальная верифицируемость;

5) профессиональный характер.

С точки зрения хронологической  последовательности появления этих свойств, определяют 5 возможных дат  появления науки:

1) наука была всегда, т.к.  она сводится к предметно-практической  деятельности, которая невозможна  без познания;

2) наука появилась в  античности, в период с 6 по 4 в.  до н. э.( Фалес — 6в., Аристотель — 4 в.), когда оформляются объективность знания и его теоретичность, т.е. отрыв от практической деятельности и оперирование идеальными объектами;

3) есть мнение, что зачатки  экспериментального метода появились  в 12-13 вв. (поздняя схоластика) в  Оксфордском университете, где работал  Роджер Бекон (алхимия):

а) создание философского камня;

б) алкогест (растворитель);

в) эликсир бессмертия.

Однако их эксперименты не выдерживают критериев научности;

4) 16-17 вв. — становление  классического естествознания и  экспериментально-математических методов;

5) при превращении научной  деятельности в профессию (с  середины 19 в. впервые стала оплачиваться научная деятельность в Германии, Берлинский университет, ректор Вильгельм Гумбодльд).

Следовательно решение вопроса о дате появления науки зависит от того, какие ее свойства считаются основными.

Конкурируют античность и  Новое время ( с небольшим перевесом).

Относительно движущих сил  развития науки конкурируют 2 концепции:

1)      интернализм — развитие науки определяется ее внутренними резервами и запросами;

2)      экстернализм — развитие науки направляют потребности общества.

Совокупность этих концепций  является единственно верным решением.

Модели периодизации истории  науки

Доминирующая в отечественной  науке модель ее развития предложена В.С. Степиным:

Миф → Логос → Преднаука → Наука

Логос (слово, закон, разум!) —  систематизация и рационализация мифа, не выходящая за его пределы.

На этой стадии оформляются 3 важнейших положения рационального мышления:

а) принцип определенности — устранение принципа «все превращается во все» и скрытая оформленность мысли по законам логики:

1. Закон тождества а≡а.

2. Закон непротиворечия ^(a ∙ ^a) (не может быть вместе а и не а).

3. закон исключенного  третьего (a + ^ a) (третьего не дано).

б) принцип естественности — это устранение мифологического  смешения естественного и сверхъестественного  в мифах, принципа «причина — значение (сверхъестественное)»;

в) принцип объективности  — это устранение мифологического  смешения вещи и образа вещи.

Преднаука.

Наиболее мощно она  сформировалась в древневосточной  культуре (Др. Египет, Месопотамия, Индия  и Китай), т.к. к 10 в. до н.э. там была мощная цивилизация.

Несмотря на то, что были достигнуты огромные успехи в астрономии, геометрии, арифметике, эти знания не являлись научными в силу следующих  особенностей:

1)      оно не  фундаментальное, не теоретическое,  а исключительно прикладное;

2)      были ограничения  в распространении знания —  кастовые, цеховые и семейные;

3)      отсутствовало  критическое отношение к знанию;

4)      оно было  не полностью рациональным, т.  к. его носителями были жрецы  или облеченные властью люди, авторитет которых и определял  истинность знаний;

5)      отсутствие  систематичности знания;

6)      рецептурный  характер знания, т.е. отсутствие  его обоснованности.

Наука в своем развитии проходит 3 стадии:

1)      классическая;

2)      неклассическая;

3)      постнеклассическая.

6) Наука как социальный  институт возникла в Западной  Европе в XVI—XVII вв. в связи с  необходимостью обслуживать нарождающееся  капиталистическое производство  и претендовала на определенную  автономию. Само существование  науки в качестве социального  института говорило о том, что  в системе общественного разделения  труда она должна выполнять  специфические функции, а именно, отвечать за производство теоретического  знания. Наука как социальный  институт включала в себя не  только систему знаний и научную  деятельность, но и систему отношений  в науке, научные учреждения  и организации. 

Понятие «социальный институт»  отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности. Институциональность предполагает формализацию всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. В связи с этим говорят о политических, социальных, религиозных институтах, а также институте семьи, школы, учреждения.

Однако долгое время институциональный  подход не разрабатывался в отечественной  философии науки. Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о ее претензиях на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов.

Наука как социальный институт имеет свою собственную разветвленную  структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные  ресурсы. В этом качестве она включает в себя следующие компоненты:

Информация о работе Наука о жизни