Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Каскад»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работе является разработка рекомендаций по улучшению коммерческой деятельности производственного предприятия.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
рассмотрены сущность и содержание коммерческой деятельности предприятия;
проанализированы теоретические аспекты организации коммерческой деятельности предприятия;
дана общая характеристика ООО «Каскад» и проведена оценка основных показателей деятельности предприятия

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы анализа и оценки эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия 5
1.1 Сущность, задачи и виды анализа коммерческой деятельности предприятия 5
1.2 Анализ и оценка коммерческой деятельности торгового предприятия 12
1.3 Анализ и оценка финансового состояния торгового предприятия 29
2 Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Пульсар» 55
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Пульсар» 55
2.2 Анализ и оценка финансового состояния ООО «Пульсар» 61
2.3 Ценовая политика ООО «Пульсар» и основные конкуренты 73
3 Рекомендации и мероприятия по повышению эффективности хозяйственной деятельности ООО «Пульсар» 79
Заключение 91
Список использованной литературы 94

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия на примере ООО Каскад.doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

По методике изучения объектов различают  качественный и количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический и др.

Качественный анализ – это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов.

Количественный (факторный) анализ базируется на количественных сопоставлениях  и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.

Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений.

Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.

Маржинальный анализ – это метод оценки обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи  объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянный и переменные.

С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой  и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой  и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами и т.д.

По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном – по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом – только отдельные ее стороны, представляющие в данный момент наибольший интерес.

Каждая из названных форм АКД своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.

 

1.2 Анализ и оценка коммерческой  деятельности торгового предприятия

 

Чтобы торговое предприятие успешно функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать предприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.

Проводя систематический и глубокий анализ коммерческой деятельности, можно:

- быстро, качественно и профессионально  оценивать результативность коммерческой работы как предприятия в целом, так и его структурных  подразделений;

-  точно и своевременно находить  и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам реализуемых товаров и предоставляемых услуг;

-  определять расходы на торговую  деятельность (издержки обращения) и тенденции их изменения, что необходимо для определения продажной цены и расчета рентабельности;

-  находить оптимальные пути  решения коммерческих проблем  торгового предприятия  и получения  достаточной прибыли в ближайшей  и отдаленной перспективе.

 Важным элементом при анализе коммерческой деятельности торгового предприятия является анализ использования его персонала и фонда заработной платы.

От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как следствие – объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Основные зазачи анализа:

- изучение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений персоналом по количественным и качественным параметрам;

- оценка экстенсивности, интенсивности и эффективности использования персонала на предприятии;

- выявление резервов более полного и эффективного использования персонала предприятия.

Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется путем сравнения фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. Особое внимание уделяется анализу обеспеченности предприятия кадрами наиболее важных профессий.

Необходимо также анализировать качественный состав трудовых ресурсов предприятия.

Поскольку изменения качественного состава персонала происходят в результате его движения, то этому вопросу при анализе уделяется большое внимание.

            Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:

коэффициент оборота по приему персонала (Кпр):

Кпр = ;                                                      (1)

 

коэффициент оборота по выбытию (Кв):

КВ = ;                                                           (2)

 

коэффициент текучести кадров (Ктк):

Ктк = ;                                                          (3)

 

коэффициент постоянства состава персонала предприятия (Кпс):

Кпс = .                                                          (4)

Необходимо изучить причины увольнения работников (по собственному желанию, сокращение кадров, нарушение трудовой дисциплины и др.).

Напряженность в обеспечении предприятия трудовыми ресурсами может быть несколько снята за счет более полного использования имеющейся рабочей силы, роста производительности труда работников, интенсификации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения новой, более производительной техники, усовершенствования технологии и организации производства.  В процессе анализа должны быть выявлены резервы сокращения потребности в трудовых ресурсах в результате проведения перечисленных мероприятий.

Если предприятие расширяет свою деятельность, увеличивает свои производственные мощности, создает новые рабочие места, то следует определить дополнительную потребность в трудовых ресурсах по категориям и профессиям и источники их привлечения.

Большое значение для оценки эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии и в условиях рыночной экономики имеет показатель рентабельности персонала, который рассчитывается по формуле:

Rппп = ;                                               (5)

Факторную модель данного показателя можно представить следующим образом:

Rппп = об Дhg ГВ,                                                     (6)

где  Rппп – рентабельность персонала;

       П –  прибыль от реализации продукции;

     ППП – среднесписочная численность промышленно-производственного персонала;

        В  – выручка от реализации продукции;

        ВП  – стоимость выпуска продукции  в текущих ценах;

        Rоб – рентабельность оборота (продаж);

        Дhg – доля реализованной продукции в общем объеме ее выпуска;

      ГВ –  среднегодовая выработка продукции  одним работником в текущих  ценах.

Данная модель позволяет установить, насколько изменилась прибыль на одного работника за счет уровня рентабельности продаж, удельного веса выручки в общем объеме произведенной продукции и производительности труда.

Анализ использования трудовых ресурсов, рост производительности труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда.  С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки повышения его оплаты.  В свою очередь, повышение уровня оплаты труда способствует росту его мотивации и производительности.

В связи с этим анализ расходования средств на оплату труда имеет исключительно большое значение.  В процессе его необходимо осуществлять систематический контроль за использованием фонда заработной платы (ФЗП), выявлять возможности его экономии за счет роста производительности труда.

Приступая к анализу использования ФЗП, в первую очередь необходимо рассчитать абсолютное и относительное отклонение его от фактической величины от плановой (базовой).

Абсолютное отклонение (ΔФЗПАБС) рассчитывается как разность между фактически использованными средствами на оплату труда и базовым  ФЗП в целом по предприятию, производственным подразделениям и категориям работников:

ΔФЗПАБС = ФЗП1 -  ФЗП0.                                                                                 (7)

 

Поскольку абсолютное отклонение определяется без учета изменения объема производства продукции, то по нему нельзя судить об экономии или перерасходе    ФЗП.

Относительное отклонение (ΔФЗПотн) рассчитывается как разность между фактически начисленной суммой зарплаты и базовым фондом, скорректированным на индекс объема производства продукции. При этом следует иметь в виду, что корректируется только переменная часть ФЗП, которая изменяется пропорционально объему производства продукции.  Это зарплата рабочих по сдельным расценкам, премии рабочим и управленческому персоналу за производственные результаты и сумма отпускных, соответствующая доле переменной зарплаты.

Постоянная часть оплаты труда не изменяется при увеличении или спаде объема производства (зарплата рабочих по тарифным ставкам, зарплата служащих по окладам, все виды доплат, оплата труда работникам строительных бригад, жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы и соответствующая им сумма отпускных).

ΔФЗПотн = ФЗП1 – ФЗПск = ФЗП1 – (ФЗПпер0   Iвп + ФЗПпост0),                    (8)

где   ΔФЗПотн – относительное отклонение по фонду зарплаты;

ФЗП1 – фонд зарплаты отчетного периода;

ФЗПск – фонд зарплаты базовый, скорректированный на индекс объема выпуска продукции;

ФЗПпер0 и ФЗПпост0 – соответственно переменная и постоянная сумма базового фонда зарплаты;

Iвп – индекс объема выпуска продукции.

Большое значение при анализе использования ФЗП имеет изучение данных о среднем заработке работников, его изменении, а также о факторах, определяющих его уровень. Поэтому в дальнейшем должны быть проанализированы причины изменения средней зарплаты работников по предприятию, подразделениям, категориям и профессиям.

При этом нужно учитывать, что среднегодовая зарплата рабочих (ГЗП) зависит от количества отработанных дней каждым рабочим, средней продолжительности рабочего дня и среднечасовой зарплаты и рассчитывается по формуле:

ГЗП = Д П ЧЗП,                                                                                           (9)

где  Д – количество отработанных дней одним работником за год;

П – средняя продолжительность рабочего дня ;

ЧЗП – среднечасовая зарплата одного работника. 

А среднедневная зарплата (ДЗП) зависит от продолжительности рабочего дня и среднечасовой зарплаты:

ДЗП = П ЧЗП.                                                                                                (10)

Для оценки эффективности использования средств на оплату труда необходимо применять такие показатели, как объем производства продукции в действующих ценах, сумма выручки и прибыли на рубль зарплаты и др.   В процессе анализа следует изучить динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню.  Полезным будет межхозяйственный сравнительный анализ, который покажет, какое предприятие работает эффективно. 

Следующим этапом при проведении анализа коммерческой деятельности торгового предприятия является изучение и анализ его закупочной деятельности.

Процесс доведения товаров из сферы производства в сферу потребления  включает их куплю-продажу и товаропродвижение и именуется товароснабжением.

Товароснабжение торговых предприятий – это система мероприятий, представляющая собой сложный комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли.

В процессе закупки и поставки товаров устанавливаются коммерческие связи между участниками, представляющими предприятия торговли, производителями и обслуживающими сферу обращения субъектами. С закупочной деятельности начинаются коммерческие отношения с партнерами. Закупочная деятельность и коммерческие действия взаимообусловлены, они осуществляются в соответствии с целями торгового предприятия и содержанием решаемых задач.

Информация о работе Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Каскад»