Юридическая ответственность. Административная ответственность. Понятие и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:35, контрольная работа

Краткое описание

Юридическая ответственность – это предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия (лишения личного, имущественного или организационного характера). Юридическая ответственность выступает разновидностью государственного принуждения. Административная ответственность выступает разновидностью юридической ответственности и как вид государственного и административного принуждения.
Административная ответственность — это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях — и к организациям за совершенные административные правонарушения.

Содержание

Юридическая ответственность. Административная ответственность. Понятие и признаки.
Административно-правовые формы управления.
Понятие и сущность методов государственного управления.
Список литературы.
Используемые нормативно-правовые акты.

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право .DOCX

— 136.89 Кб (Скачать файл)

Содержание.

  1. Юридическая ответственность. Административная ответственность. Понятие и признаки.
  2. Административно-правовые формы управления.
  3. Понятие и сущность методов государственного управления.
  4. Список литературы.
  5. Используемые нормативно-правовые акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юридическая ответственность. Административная ответственность. Понятие и признаки.

Юридическая ответственность – это предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия (лишения личного, имущественного или организационного характера). Юридическая ответственность выступает разновидностью государственного принуждения. Административная ответственность выступает разновидностью юридической ответственности и как вид государственного и административного принуждения.

Административная ответственность — это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях — и к организациям за совершенные административные правонарушения.

Административная ответственность  имеет общие черты с другими  видами юридической ответственности  — уголовной, дисциплинарной, материальной. Это выражается в принудительном характере мер воз­действия на правонарушителей, отрицательной оценке их поведения  и наступлении для них неблагоприятных  последствий, в общей цели, которую  преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию правонарушителей и предупреждению правонарушений. В то же время административная ответственность имеет свои специфические особенности, характерные признаки (см. схему 1).

 

Схема 1. Понятие и особенности  административной ответственности

  1.  Административная ответственность регулируется КоАП, Таможенным и Налоговым кодексами РФ, Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, рядом федеральных законов об ответственности юридических лиц за административные правонарушения, а также некоторыми подзаконными актами. В целях полной кодификации нормативно-правовой базы в этой области подготовлен проект нового КоАП.

Согласно действующему законодательству, устанавливать административную ответственность  могут не только органы законодательной власти, а в пределах своей компетенции — органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства и администрация субъектов Федерации), а при стихийных бедствиях и эпидемиях также и органы местного самоуправления. Путем издания правовых норм ими определяются основания ответственности, процедура рассмотрения дел о правонарушениях, меры, которые могут применяться к нарушителям, и порядок реализации этих мер. Совокупность таких материальных и процессуальных норм и регулируемых ими отношений образует право­вой институт административной ответственности, который представляет собой важнейшую часть административного права, подобно тому значению, которое имеют институты уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности в соответствующих отраслях права.

Согласно ст. 72 Конституции, административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако вопрос о компетенции органов государственной власти субъектов Федерации в области установления и реализации ответственности за административные правонарушения, хотя и предусмотрен действующим КоАП, пока не разрешен.

Необходимо также иметь в  виду, что административную ответственность предусматривают не только нормы административного права, но и ряда других отраслей права (трудового, финансового, земельного и др.).

  1. Главное различие между административной и другими видами ответственности (уголовной, дисциплинарной, материальной) заключается в основании ответственности. Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного проступка, т. е. совокупности специфических признаков, по кото­рым проводится отличие административного проступка от преступле­ния, дисциплинарного проступка и неправомерных действий, вызыва­ющих последствия имущественного характера.
  2. Субъектами административной ответственности являются не только физические, но и юридические лица — предприятия, учреждения, организации. Государственные служащие несут административную ответственность по общим правилам, наравне с остальными гражданами России.

 

 

  1. За совершение административного правонарушения применяются административные взыскания, а в некоторых случаях — иные меры воздействия (например, дисциплинарные). Для административной ответственности характерно и наличие специфических оснований, усло­вий и последствий освобождения от нее лиц, совершивших административные правонарушения, или замены административных взыска­ний другими мерами воздействия (мерами общественного воздейст­вия, иными мерами).
  2. В отличие от дисциплинарной ответственности, при которой между органом или руководителем, применяющим меры взыскания, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения подчиненности, при административной ответственности таких отношений нет. Административные взыскания применяются широким кругом специально уполномоченных на то органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами и мировыми судьями.
  3. Административной ответственности присущ особый процессуальный порядок применения. Он изложен в КоАП, а также в ряде федеральных законов, не вошедших в Кодекс. По сравнению с судебным процессом по гражданским и уголовным делам он сравнительно прост, что создает условия для оперативного и экономного разрешения дел об административных правонарушениях. В то же время он содержит не обходимые гарантии законности, осуществления права граждан на защиту.
  4. Имеются также особенности наложения и действия административных взысканий. К таким особенностям относятся: принципы наложения взысканий; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; исчисление сроков административного взыскания и сроков их давности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административно-правовые формы управления.

Метод управления представляет собой предоставленную нормами административного права субъектам государственно-управленческой деятельности возможность результивно решать стоящие перед ними задачи.

Управление, по общепризнанному определению, является функцией сложных организационных  систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание  режима функционирования, направленного  на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный, целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Государственное управление – это деятельность, осуществляемая органами государства и от его имени, иначе говоря, официальная деятельность. Она имеет юридическое значение и в силу этого требует определенного официального оформления.

Формы государственного управления – это внешнее выражение деятельности исполнительного органа власти или должностного лица, осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

Формы действий органов исполнительной власти, с точки зрения их правового  значения, делятся на: правовые и неправовые.

Различия между ними, как правило, проводятся по характеру вызываемых ими последствий.

Правовые формы государственного управления всегда влекут за собой  четко выраженные юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение  административных правоотношений между  субъектом и объектом управления).

Неправовые формы государственного управления наступления юридических последствий не влекут.

К числу правовых форм управленческой деятельности относятся:

1) принятие нормативных актов;

2) издание индивидуальных (административных, распорядительных) актов.

 

И первые, и вторые именуются актами государственного управления.

Первой правовой формой является принятие нормативных актов органами исполнительной власти. С их помощью устанавливаются  новые нормы права, изменяется содержание или прекращается действие ранее  изданных правовых норм.

Второй правовой формой является издание  индивидуальных (административных) актов. Это случаи применения норм права  к конкретным индивидуумам. Поэтому  такие акты управления и называются индивидуальными. Они порождают, изменяют или прекращают правоотношения для конкретного лица.

По содержанию правовые формы управленческой деятельности подразделяются на: правотворческие, правоприменительные и договорные.

Правотворчество – это деятельность специально уполномоченных субъектов (органов, должностных лиц) по выработке правовых норм.

Существует пять стадий правотворческой деятельности:

  1. решение органа о необходимости разработки проекта нормативного акта;
  2. подготовка текста проекта, предварительное обсуждение, доработка;
  3. обсуждение проекта в правотворческом органе;
  4. принятие или утверждение проекта;
  5. опубликование принятого нормативного акта.

 

Правоприменение – это решение индивидуальных конкретных дел в сфере исполнительной деятельности органов государственной власти с вынесением правоприменительных актов.

Правоприменительная деятельность органов  государственного управления так же, как и правотворческая, состоит из стадий:

  1. установление фактических обстоятельств дела;
  2. квалификация дела, то есть соотнесение дела с юридической нормой;
  3. толкование выбранной нормы;
  4. разрешение дела по существу и принятие индивидуального акта;
  5. обжалование или опротестование принятого по делу решения; эта стадия является факультативной, то есть она может быть использована в зависимости от желания субъекта;
  6. исполнение принятого решения.

 

По целям использования формы  управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним относятся: решение организационно-штатных вопросов, руководство сотрудниками, управление структурными подразделениями внутри органа.

К внешним – обеспечение выполнения функций, возложенных на орган.

По способу выражения они  подразделяются на словесные (письменные или устные) и конклюдентные (жесты, сигналы, знаки).

К иным формам осуществления государственной (исполнительной) власти относятся:

  1. представление обязательных отчетов, например отчеты юридических лиц в налоговую инспекцию;
  2. осуществление государственной регистрации, например регистрация охотничьего ружья;
  3. выдача документов, подтверждающих наличие специального права, например выдача лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности определенного характера;
  4. совершение иных юридически значимых действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и сущность методов государственного управления.

Наряду с административно-правовыми  формами в процессе практической реализации исполнительной власти важная роль отводится административно-правовым методам государственного управления.

В общепринятом понимании метод  означает способ, прием практического  осуществления чего-либо. Применительно  к государственному управлению под  ним понимается способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в деятельности исполнительных органов

Виды методов государственного управления.

Из самого названия «социально-психологические  методы» вытекает то, что они являются методами социологической и психологической направленности.

К социологическим методам относятся:

  • управление социально-массовыми процессами;
  • управление коллективами людей;
  • управление индивидуально-личностным поведением.

 

Психологические методы государственного управления подразделяются на такие виды, как:

  • гуманизация труда;
  • психологическое побуждение;
  • комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников;
  • профессиональный отбор работников по их психологическим характеристикам.

 

Экономические методы – это также способы воздействия на поведение трудовых коллективов, должностных лиц и граждан. Но они ориентируются не на прямое, а на косвенное воздействие, через интересы управляемых.

Видами экономических методов управления являются: прибыль, премия, кредит, лицензия, налогообложение, квоты и так далее.

Применение экономических методов  означает создание таких экономических  условий, установление таких стимулов, которые вызывают у управляемых  заинтересованность в выполнении определенной работы. Главное при этом заключается в том, что субъект управления с помощью экономических методов добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы.

Поощрение – способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения поощряющего, дел.

Существует два вида оснований, которые дают возможность применить  к гражданину такой вид административного воздействия, как поощрение.

Абсолютные основания, к ним относятся:

  • добросовестное выполнение трудовых и служебных обязанностей;
  • выполнение гражданского долга, например, помощь в задержании преступника, спасение утопающего и так далее;
  • поощрение матерей, родивших и воспитавших более пяти детей;
  • юбилеи, заслуги иностранных граждан перед Россией в развитии науки, техники и так далее.

 

Относительные основания – это обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение; данный вид оснований регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и дисциплинарными уставами.

Информация о работе Юридическая ответственность. Административная ответственность. Понятие и признаки