Политические партии, партийные системы и политические движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 16:36, контрольная работа

Краткое описание

Основными требованиями-критериями, предъявляемыми при рассмотрении ко всем структурным элементам политической организации общества, являются требования их внутренней упорядоченности, организованности и хотя бы минимальной политичности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1 Понятие политической организации…………………………………………
1.1Сущность, происхождение и функции государства………………………..
2 Политические партии: понятие, происхождение, типология……………….
2.1 Функции политических партий……………………………………………..
2.2 Типология политических партий……………………………………………
3 Типология политических систем, их характеристика……………………….
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

политология.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….

1 Понятие политической организации…………………………………………

1.1Сущность, происхождение и функции государства………………………..

2 Политические партии: понятие, происхождение, типология……………….

2.1 Функции политических  партий……………………………………………..

2.2 Типология политических  партий……………………………………………

3 Типология политических  систем, их характеристика……………………….

Список литературы………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основными требованиями-критериями, предъявляемыми при рассмотрении ко всем структурным элементам политической организации общества, являются требования их внутренней упорядоченности, организованности и хотя бы минимальной политичности. Суть первого из них сводится к тому, чтобы каждое общественно-политическое объединение, рассматриваемое в качестве структурного элемента политической организации общества, выступало бы, прежде всего как организация и обладало бы признаками организации.

Характерными признаками организации являются: определенный порядок ее образования и функционирования; наличие акта, свидетельствующего о сформированности и формально-юридической оформленности того или иного объединения; функционирование каждой общественно-политической организации ради достижения непосредственно стоящих перед ней целей; деятельность каждой организации в определенной сфере общественной жизни, в соответствии с установленными принципами; наличие у всех организаций органов, ведающих их внутренними и внешними делами. Суть второго требования состоит в том, что каждый структурный элемент политической организации классового общества должен быть не просто организацией, а политической по своему характеру организацией. Значит он непременно должен: а) выражать политические интересы определенного класса или иной социальной общности; б) быть участником политической жизни и носителем политических отношений; в) иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти – ее завоеванию, организации или использованию, причем, не обязательно взаимодействуя с государственными органами, но и противодействуя им; г) руководствоваться в своей деятельности политическими нормами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.

 

 

 

 

 

 

1 Понятие политической  организации

 

В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более распространенного и в то же время более противоречивого термина, чем “политическая организация (политическая система)”. О политической организации общества в разных странах сейчас говорят и пишут не столько специалисты в области гуманитарных и общественных наук, сколько так называемые “популисты”. Со страниц академических журналов и других специальных изданий тема политической организации перешла на страницы популярных и непопулярных и непопулярных газет, различных пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового читателя.

В развитых капиталистических  странах политические системы уже  сформированы, но, тем не менее, тема политической организации не закрыта, да и вряд ли будет закрыта, так как невозможно создать идеальную политическую организацию общества, и расхождения по этому вопросу просто неизбежны.

Политическая организация  существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом  политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований.

Государство и негосударственные  организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества. Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения. Из всего вышесказанного можно привести следующее определение политической организации.

Политическая организация (система) есть совокупность отношений  по поводу участия в политической власти.

 

 

 

1.1Сущность, происхождение и функции государства

 

Государство представляет собой сложное явление. Попытки  дать его определение, предпринимаемые  различными учеными, политическими  деятелями, мыслителями, сводились  главным образом к перечислению признаков государства.

Государство - это исторически  выделившаяся из общества политическая организация особой суверенной публичной  власти, выражающая и защищающая общие  интересы различных социальных групп, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы  общества.

Вопрос о происхождении  государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этих причинах. Причины обсуждаются  в различных теориях возникновения  государства: в теологической (божественная сила); в договорной (сила разума, сознания); в психологической (факторы психики человека); в органической (социально-экономические факторы); в теории насилия (военно-политические факторы); и т.д.

Формирование государства  – длительный процесс, который у  различных народов мира протекал по-разному. На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как “азиатский способ производства” (Египет, Вавилон, Китай, Индия). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и др.

Первые государства, возникшие  на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали  сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.

По другому историческому  пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Афины – это самая  чистая, классическая форма возникновения  государства, поскольку государство  возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.

Возникновение древнегерманского  государства в значительной степени  связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация  не была приспособлена. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные, а как префеодальные (с соответствующими признаками – знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Термин «функции государства» применяется для обозначения  основных, наиболее важных направлений  деятельности государства, в которых  проявляется его социальное назначение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.

В функциях государства  выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и, прежде всего, в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Так, кризисные явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилий государства, всех его органов на решении экономических задач. Рост преступности заставляет государство своевременно предпринимать серьезные практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают. Угроза внешней агрессии мобилизует государственный механизм на подготовку населения страны к ее отражению.

Государственные функции  характеризуются некоторыми общими чертами:

1) содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют;

2) в отличие от функций многочисленных государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом;

3) функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности;

4) функции государства необходимо также отличать от видов государственной деятельности, которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства. Видами государственной деятельности являются, например, расследование уголовных дел, таможенный контроль;

5) Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Основными правовыми формами осуществления функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность.

Функции государства - это  деятельность государства, взятого  в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией.

Поэтому наиболее распространено и признаваемо разделение функций  на внутренние и внешние, т. е. определение  деятельности государства по отношению  к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно-организованным обществам, другим государствам (внешняя функция).

Внутренние функции  государства:

- охранительная функция. Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

Эта функция также  направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности;

- экономическая функция. Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

Государство влияет на экономику  через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы;

- функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан. Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу обо всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Таким образом, государство  принимает различные меры для  повышения жизненного уровня граждан;

- культурно - воспитательная функция. Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи, с чем во многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и  развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без  уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет  правовое воспитание. Каждый гражданин  обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их;

- природоохранительная функция. Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

Информация о работе Политические партии, партийные системы и политические движения