Политическая власть и политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 05:08, курсовая работа

Краткое описание

Прежде чем начать свою работу, мне хотелось бы выделить что, речь в ней пойдет о взаимосвязях и взаимоотношениях двух этих политических понятий. Проблематика моей темы состоит в том, что бы разобраться, насколько и каким образом осуществляется взаимосвязь «политической культуры» и «политической власти». И данная проблема является очень важной в современном мире политики, т.к. два этих понятия переплетаются с самим понятием государства, и их влияние незаменимая составляющая жизни общества и власти. Так же актуальность этой проблемы поясняет в своей работе «Политическая культура и политическая власть в эпоху глобализации» Гуторов В.А., в данной статье рассматривается вид на политические события определенного промежутка времени, с точки зрения глобализации и её связи с политикой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Политическая власть: понятие, источники, виды.
1.1 Понятие «политическая власть»
1.2 Источники «политической власти»
1.3 Виды политической власти
2. Политическая культура: сущность, содержание, функции.
2.1 Сущность «политической культуры»
2.2 Содержание «политической культуры»
2.3 Функции «политической культуры»
2.4 Типология политических культур
3. «Политическая власть и политическая культура»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая(Политичсекая власть и политическая культура).docx

— 59.31 Кб (Скачать файл)

Относительно самостоятельным  видом политической власти является партийная власть. Как вид политической власти эта власть признается далеко не всеми исследователями. В отечественной  научной, учебной, учебно-методической литературе продолжает господствовать точка зрения, согласно которой партия может быть звеном в системе политической власти, но не субъектом власти. В  качестве субъекта власти партию не признают и многие зарубежные исследователи. Реальная действительность давно опровергла эту точку зрения. Известно, например, что в течение многих десятилетий в нашей стране субъектом политической власти являлась КПСС. Реальными субъектами политической власти партии уже многие годы являются и в индустриально развитых странах Запада.

Политическая власть выполняет  разнообразные функции. Она реализует  общие организационные, регулятивные, контрольные функции, осуществляет организацию политической жизни  общества, регулирование политических отношений, структурирование политической организации общества, формирование общественного сознания и т. д.

В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе функции  политической власти часто характеризуются  со знаком «плюс». Так например, Б. И. Краснов пишет: «Власть должна: 1) обеспечивать законные права граждан, их конституционные свободы всегда и во всем; 2) утверждать право как  стержень общественных отношений и  самой уметь подчиняться праву; 3) выполнять хозяйственно-созидательные функции».7

То, что «власть должна» обеспечивать «права граждан», «их конституционные  свободы», «выполнять созидательные  функции» и т. д. — пожелание, безусловно, хорошее. Плохо только то, что оно нередко не реализуется на практике. В действительности власть не только обеспечивает права, конституционные свободы граждан, но и попирает их; она не только созидает, но и разрушает и т. д. Поэтому, думается, более объективные характеристики функций политической власти дают некоторые зарубежные исследователи.

По мнению зарубежных политологов, власть «проявляет себя» через следующие основные признаки и функции:

1) принуждение;

2) приманивание;

3) «блокирование последствий» (т.  е. помеха конкуренту и борьбе  за власть);

4) «создание требований» (искусственное  формирование нужд, которые может  удовлетворить лишь агент власти, своего рода политический маркетинг);

5) «растяжение сети власти» (включение  дополнительных источников зависимости  от агентов);

6) шантаж;

7) подсказки;

8)информационный прямой и косвенный контроль (с помощью предостережений, рекомендаций, мести и т. д.)»8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Политическая  культура: сущность, содержание, функции.

3.1Сущность «политической  культуры»

Политическая культура представляет собой органичную часть политической жизни общества. Важность изучения этого феномена обусловлена значением  самой политики, которая является необходимостью современного человека, играет роль указателя и ограничителя его многообразных действий во всех сферах жизни. В современном мире политическая культура выражает степень политической цивилизованности общества.

Политическая культура —  один из основных элементов, составляющих духовный потенциал общества. Она выражает суть социально-политической системы, определяет «правила игры» в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без политической культуры говорить о человеке как о социально значимой личности невозможно. Она отражает многообразие политической жизни и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Исследовать политическую культуру необходимо, так как это помогает выяснить социальные интересы и предпочтения граждан и социальных групп, степень осознания людьми их общественных задач и их практическую роль в политической жизни. Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры, как отдельной личности, так и общества в целом.

Из вышесказанного понятно, почему эта проблема столь широко исследуется политологами. В ее трактовке  существует самый широкий спектр мнений, определений. Это связано  с тем, что сама политическая культура — развивающийся феномен, чутко  реагирующий на изменения реалий современного мира, его политических и социально-экономических процессов. Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо, в конечном счете политическая культура зависит не от сиюминутных амбиций политических лидеров: она формируется на основе экономических и политических интересов и потребностей классов, социальных слоев, наций, т. е. больших социальных групп.

«Мы используем термин «политическая культура» по двум причинам:

Во-первых, если мы собираемся определить отношение между политическими  и неполитическими позициями  и моделями поведения, нам необходимо отделить первые (политические) от последних (неполитических), даже если граница  между ними не столь четкая. Термин «политическая культура» в таком  случае относится именно к политическим ориентациям — взглядам и позициям относительно политической системы  и ее разных частей и позициям относительно собственной роли в этой системе. Мы говорим о политической культуре так же, как могли бы говорить об экономической культуре или религиозной  культуре. Это совокупность ориентации относительно определенной совокупности социальных объектов и процессов.

Но мы выбрали политическую культуру вместо других социальных аспектов, так как это позволяет нам использовать концептуальные схемы и подходы антропологии, социологии и психологии. Мы обогащаем наше мышление, используя, например, такие категории антропологии и психологии, как социализация, культурный конфликт, культурная интеграция. Аналогичным образом наши возможности понимать происхождение и трансформацию политической системы возрастают, когда мы используем структуру теории и спекуляций, касающуюся общих феноменов социальной структуры и процессов.

Мы осознаем тот факт, что антропологи используют термин «культура» во многих смыслах, и, внося  его в словарь политической науки, мы рискуем привнести его двусмысленность  вместе с его преимуществами. Мы подчеркиваем, что используем термин «культура» только в одном смысле: психологических ориентации относительно социальных объектов. Когда мы говорим о политической культуре какого-либо общества, мы подразумеваем политическую систему, усвоенную в сознании, чувствах и оценках населения. Люди вовлечены в нее так же, как они социализированы в неполитические роли и социальные системы. Конфликты политических культур имеют много общего с другими культурными конфликтами; и процессы интеграции в политическую культуру становятся понятнее, если мы посмотрим на них в свете разъединяющих и объединяющих тенденций культурных изменений вообще».9

 

 

3.2Содержание «политической  культуры»

В узком понимании основанный на предыдущем историческом опыте политического  противоборства уровень и характер политических представлений и оценок различных слоев общества и индивидов  о сущности политики и политической системы, соотношении политических сил в обществе, политических процедурах, умении использовать эти знания в  практической деятельности. Это совокупность явных или скрытных представлений  о различных аспектах политической жизни, включающая в себя ценности, нормы, политические институты, образцы, позиции, кодекс поведения, способы  политического действия индивидуумов и общественных групп, отношений  власти и граждан. В широком понимании  политическая культура — явление историческое. Это не только итог развития творческой политической деятельности масс, разных стран, веков и народов, уровень политических знаний, но и процесс сохранения, усвоения, передачи, распространения ценностей, выработанных человечеством, а также творчество, создание новых ценностей в сфере взаимодействия политики и культуры.   

«Совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и гражданина. В связи с этим политической культуре общества относятся:   

1) знания о политике, интерес  к ней;   

2) оценочные мнения о том, как должна осуществляться власть;   

3) эмоциональная сторона  политической позиции;   

4) признанные в данном  обществе образцы политического  поведения, которые определяют  как можно и как следует  участвовать в политической жизни».10

В современной политологии  сделаны попытки систематизировать знания о политической культуре и придать данной проблеме в определенной степени прикладной характер. Приоритет в этом плане сейчас принадлежит западноевропейской и американской политологии; появляются и отечественные разработки этих проблем. В центр политологического исследования поставлен человек, его взгляды, ценности, политическое поведение. Политология обратилась к изучению «человека политического», реального участника политической жизни. Хотя он не причастен к принятию значительных политических решений, но его традиции, нормы, ориентации являются подлинной основой политического режима.

Одним из наиболее фундаментальных  исследований в этой области считается  книга американских политологов  Г. Алмонда и С. Верба «Гражданская культура». Она написана на основе обширных социологических исследований, проведенных в США, Великобритании, Германии, Италии, Франции. Политическая культура исследуется здесь как отношение различных слоев населения к политической системе и как степень влияния населения на политику.

Политическая культура является частью общенациональной культуры и вычленение политической культуры носит несколько искусственный характер и делается чисто в научных цепях. Точнее было бы говорить о «политических аспектах» в духовной культуре общества.

Политическая культура рассматривается  как один из компонентов политической сферы жизни общества, в которую  входят наряду с ней политические институты, избирательная система, политические партии, заинтересованные политические группы и др. Особенность ее в том, что она концентрирует внимание на базовых ценностях, эмоциональных переживаниях и охватывает не столько то, что происходит в мире политики, сколько взгляды, идеи, отношения, мнения по поводу политики.

Определений политической культуры чрезвычайно много — от самых узких (по содержанию) до предельно широких. Пример широкой трактовки дает американский политолог Л. Пай. Он включает в содержание категории «политическая культура» такие понятия, как «политическая идеология», «национальный характер и дух», «национальная политическая психология» и «фундаментальные ценности народа».

Существует взгляд на политическую культуру как на систему символов, включенную в более широкую систему политической коммуникации (Л. Дитмер).

Ряд политологов (например, Р. Путнэм) понимают политическую культуру лишь как комплекс ответов на вопросы, связанные с политической сферой: в чем состоит сущность человека? что такое общество и что лежит в его основе: гармония или конфликт? что такое политическая система и др.

Польский ученый Е. Вятр дает лаконичное и вполне отражающее смысл  данной категории определение: «Политическая культура есть совокупность установок, ценностей и поведенческих актов, касающихся взаимных отношений между властью и гражданами».11

Каждое из приведенных  определений отражает ту или иную сторону политической культуры. Попробуем  их обобщить в следующем определении: политическая культура - это комплекс тех элементов общественного сознания и общей культуры, которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению населения в частности. Каждому конкретному обществу соответствует своеобразная базисная модель политической культуры, которая проявляется в специфических формах.

В структуре политической культуры можно выделить три группы элементов.

1. Познавательные элементы. Это — знания о политике, которые составляют основу политической культуры. По мнению Г. Спенсера, политикам нужно, прежде всего, постоянное «изучение естественной причинно-следственной связи в отношениях между людьми, соединенными в обществе». Здесь имеются в виду знания, отражающие сущность политической действительности, тенденции ее изменения, основные черты. Показателем уровня политических знаний является политическая образованность, которая предполагает концептуальность, целостность, объективность знания, способность к политическому мышлению.

2. Эмоционально-оценочные элементы: чувства, испытываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике, социальная позиция личности. Отношение к власти, государству, политическим институтам может быть как позитивным, так и негативным. Во всех цивилизованных странах это отношение и все его колебания постоянно изучаются при помощи социологических исследований, опросов общественного мнения и т. д. Примером устойчиво позитивного отношения к власти является население Великобритании, страны, имеющей достаточно стабильную политическую систему. Это отношение основано на всеобщей вере в добрую волю властей и уверенности граждан в том, что правительство будет пользоваться властью в соответствии с установившимися традициями и законом. Обобщенным критерием эмоционально-оценочных элементов политической культуры является гражданственность. Г. Алмонд и С. Верба назвали политическую культуру США и стран Западной Европы культурой гражданственности, так как она обеспечивает наиболее органичное сочетание свободы гражданина и стабильности политической системы.

Информация о работе Политическая власть и политическая культура