Политическая власть и политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 05:08, курсовая работа

Краткое описание

Прежде чем начать свою работу, мне хотелось бы выделить что, речь в ней пойдет о взаимосвязях и взаимоотношениях двух этих политических понятий. Проблематика моей темы состоит в том, что бы разобраться, насколько и каким образом осуществляется взаимосвязь «политической культуры» и «политической власти». И данная проблема является очень важной в современном мире политики, т.к. два этих понятия переплетаются с самим понятием государства, и их влияние незаменимая составляющая жизни общества и власти. Так же актуальность этой проблемы поясняет в своей работе «Политическая культура и политическая власть в эпоху глобализации» Гуторов В.А., в данной статье рассматривается вид на политические события определенного промежутка времени, с точки зрения глобализации и её связи с политикой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Политическая власть: понятие, источники, виды.
1.1 Понятие «политическая власть»
1.2 Источники «политической власти»
1.3 Виды политической власти
2. Политическая культура: сущность, содержание, функции.
2.1 Сущность «политической культуры»
2.2 Содержание «политической культуры»
2.3 Функции «политической культуры»
2.4 Типология политических культур
3. «Политическая власть и политическая культура»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая(Политичсекая власть и политическая культура).docx

— 59.31 Кб (Скачать файл)

ГБОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

 

Кафедра политологии, социологии и философии


 

Специальность   030200.62     «Политология»


 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Политическая власть и  политическая культура


 

 

 

 

 

 

 

Руководитель: д.п.н., профессор Чувилина Н.Б.

 

 

Студент 1 курса: Асмандияров А.Р.

 

 

 

 

 

Уфа 2013

 

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                                                                                                                                                                   

1. Политическая власть: понятие, источники, виды.                    

      1.1 Понятие «политическая власть»                                         

      1.2 Источники «политической власти»                                      

      1.3 Виды политической власти

2. Политическая культура: сущность, содержание, функции.  

      2.1 Сущность «политической культуры»                                 

      2.2 Содержание «политической культуры»                           

      2.3 Функции «политической культуры»            

      2.4  Типология политических культур                  

3. «Политическая власть и политическая культура»

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Прежде чем начать свою работу, мне хотелось бы выделить что, речь в ней пойдет о взаимосвязях и взаимоотношениях двух этих политических понятий. Проблематика моей темы состоит  в том, что бы разобраться, насколько  и каким образом осуществляется взаимосвязь «политической культуры»  и «политической власти». И данная проблема является очень важной в современном мире политики, т.к. два этих понятия переплетаются с самим понятием государства, и их влияние незаменимая составляющая жизни общества и власти. Так же актуальность этой проблемы поясняет в своей работе «Политическая культура и политическая власть в эпоху глобализации» Гуторов В.А., в данной статье рассматривается вид на политические события определенного промежутка времени, с точки зрения глобализации и её связи с политикой. Ученные и исследователи во всем мире задаются вопросами политической власти и политической культуры, вследствие этого приходит понимание, что политика является неотъемлемой частью нашей жизни, проблемы которой надо стараться решать, и я в своей работе попытаюсь сделать лишь маленький узкий анализ воздействия политической культуры и политической власти. Как отмечали в своем исследовании Алмонд Г. И Верба С. «Гражданская культура и стабильность демократии» еще в 1963 году, культура граждан в значительной степени влияет на состояние власти и как отмечается в книге, гражданин есть производное от "участника", "подданного" и "прихожанина", а гражданская культура - производное от перечисленных трех типов культур. В общем, цель курсовой работы в анализе взаимосвязей политической культуры и политической власти в современном мире.

 

 

 

1.Политическая власть: понятие, источники, виды.

1.1 Понятие «политическая власть»

«Политическая власть - власть класса, группы, индивида, их способность проводить свою волю, определяемую объективными потребностями и интересами. Организованное принуждение выступает как основа осуществления власти, хотя политически господствующие силы применяют и тактику компромиссов, нахождения точек опоры в низах, убеждения и т. д.»1

Понятие «власть» дословно происходит от древнегреческого слова  «cratos».Это слово понималось в древнегреческих полисах как управление гражданами и обществом. В современном мире понятие политической власти выражает способность и возможность индивидов или групп оказывать воздействие на общество, управлять им, а так же регулировать отношения между отдельными группами. Если рассмотреть политическую власть как власть в общем, тогда она будет определяться как способность или право одних, управлять, или осуществлять свою волю над другими, но в отличии от обычной власти, власть политическая имеет свои особенности и характерные признаки:

• верховенство, обязательность ее решений  для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она  может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

• всеобщность, т.е. публичность. Это  означает, что политическая власть действует на основе права от имени  всего общества;

• легальность в использовании  силы и других средства властвования в пределах страны;

• моноцентричность, т.е. существование  общегосударственного центра (системы  властных органов) принятия решений;

• широчайший спектр используемых средств  для завоевания, удержания и реализации власти.

Таким образом, данные способности дают право её обладателю на совершение легитимного руководства и управления всем обществом, а так же воздействовать на поведение народных масс при помощи специализированных органов (исполнительной власти).

 

1.2Источники «политической власти»

«Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. В  общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы, воля. В российской Конституции подчеркнуто, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Выделяют также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности  в самоорганизации людей и  другие». 2

 

Источники власти разнообразны, так как многообразна и структура  общественных отношений в ней. Под источниками власти часто всего понимаются средства, которые применяются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Для реализации и поддержки этих источников пользуются ресурсами власти. Ресурсы власти – это средства, которые могут быть использованы для осуществления данной власти, но еще не используются в полной мере или лишь частично.

Общепризнанным источником власти является сила, но и сама сила применяет определенные источники. Источниками силы индивида может быть богатство, статус в обществе или в определенной организации, имидж, владение информацией и т.д. Поэтому можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных и экономических факторов, создающих доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это социальные, экономические, психологические средства политической власти. 

Добиваться своих целей  государственная власть может различными средствами, такими как: идеологическое воздействие, убеждение, экономическое стимулирование и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение при помощи специального государственного аппарата в отношении всех членов общества.

М.Вебер в своей работе «Политика как призвание и  профессия» выделял три вида оправдания политической власти, которые подкрепляют  легитимность источников власти изложенных выше.

 

2.3 Виды «политической  власти»

Содержательная типология политической власти может быть построена «по  различным признакам: по степени  институционализации, правительственная, городская, школьная и т. п.; по субъекту власти — классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и прочее; по количественному признаку — единоличная (монократическая), олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц); по социальному типу правления — монархическая, республиканская; по режиму правления — демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и т. п.; по социальному типу — социалистическая, буржуазная, капиталистическая и т.д.»3

Важным видом политической власти является государственная власть. Понятие  государственной власти является значительно  более узким по сравнению с понятием «политическая власть». В связи с этим употребление этих понятий как тождественных является неверным.

Государственная власть, как и политическая власть в целом, может добиваться своих целей путем политического  воспитания, идеологического воздействия, распространения нужной информации и т. д. Однако, это не выражает ее сущность. «Государственная власть — это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. Государственная власть в равной мере означает как определенную организацию, так и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации».4

При характеристике государственной  власти нельзя допускать две крайности. С одной стороны, ошибочно рассматривать  эту власть ТОЛЬКО как власть, которая  занята ЛИШЬ тем, что притесняет народ, а с другой стороны, характеризовать  ее только как власть, которая всецело  поглощена заботами о благополучии народа. Государственная власть постоянно  реализует и то и другое. Причем притесняя народ, государственная  власть реализует не только свои интересы, но и интересы народа, который заинтересован в стабильности общества, в его нормальном функционировании и развитии; проявляя заботу о благе народа, она обеспечивает реализацию не столько его интересов, сколько своих, ибо только удовлетворяя потребности большинства населения, в определенной мере, она может сохранить свои привилегии, обеспечить реализацию своих интересов, свое благополучие.

В реальной действительности могут  существовать различные системы  государственной власти. Все они, однако, сводятся к двум основным — федеративная и унитарная. Сущность этих систем власти определяется характером существующего разделения государственной власти между ее субъектами разного уровня. Если между центральными и местными органами государственной власти есть промежуточные органы, которые в соответствии с конституцией наделены определенными властными функциями, то действует федеральная система власти. Если таких промежуточных органов власти нет или они находятся в полной зависимости от центральных органов, то действует унитарная система государственной власти.

Государственная власть выполняет  законодательные, исполнительные и  судебные функции. В связи с этим подразделяют на власть законодательную, исполнительную и судебную.

В некоторых странах к названным  трем властям добавляют еще четвертую  — избирательную власть, которую  представляют избирательные суды, решающие вопросы о правильности избрания депутатов. В конституциях отдельных  стран речь идет о пяти и даже шести властях. Пятую власть представляет Генеральный контролер с подчиненным  ему аппаратом: шестую — учредительная  власть по принятию конституции.

«Целесообразность разделения властей обусловливается, во-первых, необходимостью четкого определения функций, компетенции и ответственности каждой ветви власти; во-вторых, необходимостью предотвращения злоупотреблений властью, установления диктатуры, тоталитаризма, узурпации власти; в-третьих, необходимостью осуществления взаимного контроля ветвей власти; в-четвертых, потребностью общества соединить такие противоречивые аспекты жизни, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, приказание и подчинение; в-пятых, необходимостью создания сдержек и противовесов в осуществлении властных функций».5

Законодательная власть основывается на принципах конституционности  и верховенстве права. Она формируется  путем свободных выборов. Эта  власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней  политики государства, утверждает государственный  бюджет, принимает законы, обязательные для всех граждан и органов  власти, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией и правами человека.

Исполнительно-распорядительная власть осуществляет непосредственную государственную  власть. Она не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Эта власть должна основываться па законе, действовать в рамках закона. Право контроля над деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам государственной власти.

Относительно самостоятельную  структуру государственной власти представляет судебная власть. «В своих действиях эта власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной властей».6

Начало теоретического обоснования  проблемы разделения властей связано  с именем французского философа и  историка Ш. Л. Монтескье, который предложил разделить власть на законодательную (избираемый народом представительный орган), исполнительную власть (власть монарха) и судебную власть (независимые суды).

В последующем идеи Монтескье получили развитие в трудах других мыслителей и законодательное закрепление  в конституциях многих стран. В конституции  США, например, которая принята в 1787 году, говорится, что полномочия законодательной власти в стране принадлежат конгрессу, исполнительная власть осуществляется президентом, судебная — Верховным судом и темп низшими  судами, которые утверждаются конгрессом. Принцип разделения властей, согласно конституции, лежит в основе государственной власти и в ряде других стран. Он, однако, до конца не реализован пи в одной стране. Вместе с тем во многих странах в основе государственной власти лежит принцип единственности.

В пашей стране в течение многих, лет считалось, что идея разделения властей не может быть реализована па практике в связи с тем, что власть едина и неделима. В последние годы положение изменилось. Теперь все говорят о необходимости разделения властей. Однако, проблема разделения еще не решена на практике в связи с тем что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей зачастую подменяется противопоставлением этих властей.

Решение проблемы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей  — в нахождении оптимального соотношения  между ними как направлениями  единой государственной власти, четком определении их функций и полномочий.

Информация о работе Политическая власть и политическая культура