Органы государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:09, реферат

Краткое описание

Механизм государства – представляет систему государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом. Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее существенным признаком государственного органа.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1. Понятие, классификация и основные черты органов государственной власти………………………………………………………………………………4
2. Органы законодательной власти РФ…………………………………...7
3. Система органов судебной власти…………………………………….10
Заключение………………………………………………………………..13
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства РФ.docx

— 26.95 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  сельского хозяйства РФ

 «ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Органы государственной власти »

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Александрова  А.Ю.

экономический факультет  группа Ф31

Проверил:

Щелкунова Е.В.

Великие Луки

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение ……………………………………………………………………3

1. Понятие, классификация  и основные черты органов государственной  власти………………………………………………………………………………4

2. Органы законодательной власти РФ…………………………………...7

3. Система органов судебной власти…………………………………….10

Заключение………………………………………………………………..13

Список  использованной литературы……………………………………15

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Механизм государства  – представляет систему государственных  органов, посредством которых реализуется  государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом. Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной  деятельности, наделенное соответствующей  компетенцией и опирающееся в  процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и  принудительную силу государства. Наделение  государственных органов полномочиями государственно-властного характера  является наиболее существенным признаком  государственного органа.

Систему органов государственной  власти Российской Федерации образует совокупность государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих  между собой в ходе осуществления  государственной власти.

Государственным органом  является гражданин или коллектив  граждан, которые наделены государственно-властными  полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и  функций и действуют в установленном  государством порядке.

Государственная власть в  России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим принципом система органов  государственной власти Российской Федерации состоит из органов  законодательной, исполнительной и  судебной властей (ст. 10 Конституции  РФ). В связи с федеративным государственным  устройством России в данную систему  входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной  власти субъектов Федерации.

 

1. ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ  И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ

 

Государственная деятельность осуществляется через органы государственной  власти.

Общепризнанным считается  определение органа государственной  власти как звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении  определенных государственных функций  и наделенного в этой связи  властными полномочиями.

Понятие органа государственной  власти складывается «из совокупности его признаков, а именно он:

- создается и действует  от имени государства: Российской  Федерации или ее субъекта;

- действует на основе  законов и других нормативных  правовых актов;

- выполняет свойственные  только ему задачи и функции;

- обладает собственной  компетенцией;

- характеризуется организационной  обособленностью и самостоятельностью;

- наделен властными полномочиями, т.е. его решения принимаются  от имени государства, носят  обязательный для всех характер  и при необходимости подкрепляются  принудительной силой государства».1

Только совокупность этих признаков дает основание относить тот или иной орган к числу  государственных. Не каждое государственное  учреждение или организация будет  считаться органом государственной  власти (например, государственное  учебное заведение, учреждение здравоохранения), а только обладающие комплексом вышеуказанных  признаков.

Государственные органы РФ действуют на основе Конституции  и принципах, в ней заложенных.

Конституционные принципы построения и деятельности органов государственной  власти - это закрепленные в российской Конституции исходные начала, лежащие  в основе функционирования этих органов. «Такими принципами выступают:

приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 7 Конституции  РФ);

народовластие (ст. 3 Конституции  РФ); федерализм (ст. 5 Конституции РФ);

разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ);

законность (ст. 15 Конституции  РФ);

деидеологизация (ст. 13 Конституции  РФ);

светскость (ст. 14 Конституции  РФ)».2

В своей деятельности органы государственной власти должны руководствоваться  принципом приоритета прав и свобод человека и гражданина. Закрепляя  общечеловеческие стандарты прав и  свобод личности, органы государства  принимают меры по их соблюдению и  охране от всевозможных посягательств. Политика государства и его органов  направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную  жизнь и свободное развитие человека.

В зависимости от критерия органы государственной власти классифицируются на различные виды.

По уровню деятельности различают  федеральные органы и органы субъектов  Федерации.

На федеральном уровне система органов государственной  власти включает в себя: Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство  РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный  Суд РФ, Высший Арбитражный Суд  РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и суды Российской Федерации.

В субъектах Федерации  государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной  власти.

«По характеру выполняемых  задач органы государств подразделяются на четыре вида:

органы законодательной  власти, избираемые населением, обладающие исключительным правом на принятие законодательных  актов;

органы исполнительной власти, основная форма деятельности которых  — исполнительно-распорядительная;

органы судебной власти, осуществляющие правосудие, уполномоченные применять государственное принуждение;

органы контрольной власти, деятельность которых стоит в  проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц с точки  зрения законности и целесообразности»3.

По срокам полномочий органы государства делятся на:

постоянные, которые создаются  без ограничения срока действия;

временные, которые создаются на определенный срок.

В зависимости от правовой основы образования могут различать  государственные органы, создаваемые  на базе:

Конституции РФ;

федеральных конституционных  законов, федеральных законов;

указов Президента РФ;

постановлений Правительства  РФ;

законодательных актов субъектов  Российской Федерации.

 

 

2 ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ

 

Из определения Федерального Собрания как парламента Российской Федерации следует, что этот орган  должен выступать в качестве коллективного  выразителя интересов и воли многонационального народа России, который является носителем  суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. В  системе разделения властей на федеральном  уровне парламент в России, как  и в других государствах, олицетворяет законодательную ветвь власти. Его  функции, однако, не ограничиваются законодательной  деятельностью, но охватывают также  верховное распоряжение государственной  казной и контроль за исполнительной властью посредством форм и способов, определенных Конституцией и соответствующими ей федеральными законами.

Характеристика Федерального Собрания как представительного  органа означает, что «оно в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ Российской Федерации, является его легитимным представителем в силу Конституции. В принципе это означает, что Федеральное  Собрание - выборный орган»10.

Конституция определяет Федеральное  Собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное  Собрание возложена функция издания  правовых актов самой высокой  юридической силы, выше которой юридическая  сила лишь самой Конституции и  международных договоров. Федеральное  Собрание - единственный орган федеральной  законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку  соответствуют Конституции. В случаях  их противоречия федеральной Конституции  они по решению Конституционного Суда утрачивают юридическую силу.

Конституция не называет палаты Федерального Собрания верхней и  нижней, однако сложившееся в мировой  практике различие между верхними и нижними палатами парламентов наблюдается и в Федеральном Собрании. Это дает основание характеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государственную Думу - как нижнюю палату Федерального Собрания.

Четырехлетний срок полномочий Государственной Думы представляется оптимальным: он позволяет депутатам  не только набрать необходимый опыт работы, но и использовать его в  течение значительного времени. В то же время его не следует  считать слишком длительным.

Голосование назначается  на первое воскресенье после дня, когда истекает конституционный  срок, на который была избрана Государственная  Дума прежнего созыва. Решение Президента РФ о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за пять месяцев  и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования. Если же Президент не назначит выборы депутатов Думы на вышеуказанный день, эти выборы проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы. Это означает, что в силу приведенных законоположений срок полномочий Государственной Думы в нормальном случае несколько превышает четыре года.

Член Совета Федерации  осуществляет свои полномочия на постоянной основе и не вправе:

а) быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным  лицом иного органа государственной  власти или органа местного самоуправления, замещать иную государственную или  муниципальную должность;

б) находиться на государственной  или муниципальной службе;

в) заниматься предпринимательской  или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной  и иной творческой деятельности;

г) состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.

Что касается порядка формирования Государственной Думы, то Конституция  не устанавливает, какими должны быть выборы - прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной  системы. Все это отдано на усмотрение законодателя. В соответствии с действующим  федеральным законом о выборах  депутаты избираются по смешанной системе.

Половина депутатов избирается в одномандатных избирательных  округах по мажоритарной системе  относительного большинства, согласно которой избранными считаются депутаты, получившие наибольшее число голосов  по округу.

Система представительных и  законодательных органов государственной  власти как составная структурная  часть механизма Российского  государства, наряду с Федеральным  Собранием, включает в себя также  законодательные и представительные органы, образуемые субъектами РФ.

 

4 СИСТЕМА ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в  установленном законом порядке  к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление  правосудия.

Судебная власть самостоятельна, действует независимо от законодательной  и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным  конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных  настоящим Федеральным конституционным  законом, не допускается.

В Российской Федерации действуют  федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи  субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Судебная система РФ –  это совокупность всех действующих  в Российской Федерации в соответствии с Конституцией судов, объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного  и административно-территориального устройства государства.

Информация о работе Органы государственной власти