Совершенствования государственного регулирования занятости Белгородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования занятости Белгородской области.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- описать теоретические основы государственного регулирования занятости в Белгородской области;
- рассмотреть проблемы и текущее состояние занятости населения в Белгородской области;
- предложить направления совершенствования государственного регулирования занятости в Белгородской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ….………….….6
РАЗДЕЛ II. ПРОБЛЕМЫ И ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………..16
РАЗДЕЛ III. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

еше курсовая.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

РАЗДЕЛ I.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

                      РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ….………….….6

РАЗДЕЛ II.  ПРОБЛЕМЫ И ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЗАНЯТОСТИ

                      НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………..16

РАЗДЕЛ III. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЗАНЯТОСТИ

                      НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...32

ПРИЛОЖЕНИЯ….…………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Состояние рынка труда  и процессы в сфере занятости  населения относятся к числу  глобальных социально-экономических  параметров. С одной стороны, рынок  труда - элемент экономической системы и от эффективности его функционирования зависит развитие экономики. С другой стороны, он опосредует влияние этого развития (прежде всего через цену труда) на благосостояние населения и характер большинства социальных процессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия. В связи с этим очень важно проследить, как рынок труда связан с экономической и социальной обстановкой в стране.

Российский  рынок труда находится в начальной  стадии своего становления и не может быть отнесен в настоящее время к разряду гибких, а тем более цивилизованных и регулируемых рынков.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается государственная служба занятости.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд.

Актуальность  темы. Занятость остается важным моментом в жизни трудоспособного населения. Поскольку существует тесная взаимосвязь между направлениями занятости и политикой доходов. Это требует изучения подходов и теорий к проблеме занятости, рынка труда, деятельности государства в области регулирования занятости и методов социальной работы с безработными гражданами.

Степень изученности  темы. Категории «занятость» и «безработица» определены в работах И.С. Заславского1. Теоретические основы исследования проблем занятости населения и путей их решения заложены описаны в трудах А.В. Кашепова2. Работа И. Соболевой3 посвящена масштабам безработицы в России и способам ее изменения, Л.И. Старовойтов4 рассматривает занятость населения и ее регулирования

Проблема исследования. Анализируя теоретические основы государственного регулирования занятости населения, выявить проблемы занятости населения Белгородской области и пути их решения.

Объект исследования - процесс государственного регулирования занятости.

Предмет исследования - конкретные меры и методы государственного регулирования занятости в Белгородской области.

Цель исследования – разработать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования занятости Белгородской области.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- описать теоретические основы государственного регулирования занятости в Белгородской области;

- рассмотреть проблемы  и текущее состояние занятости  населения в Белгородской области;

- предложить направления совершенствования государственного регулирования занятости в Белгородской области.

Теоретическая основа исследования. Теоретической основой выступают положения, концепции государственного регулирования занятости в Белгородской области.

Эмпирическая  база исследования

- нормативно- правовые  акты;

- материалы ранее приведенных исследований.

Структура работы обусловлена  теми задачами, которые ставились  при ее написании, является традиционной и состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

Для изучения методологических основ социальных технологий регулирования  занятости населения, необходимо определиться с понятийно-категориальным аппаратом проблем занятости. Поскольку «занятость населения», очень часто соотносится с понятиями «незанятость» и «безработица», мы остановимся на определении этих терминов.

Безработица, определяется как состояние отсутствия занятости  по найму или в собственном  деле, даже если человек подготовлен  к такой деятельности. Более подробно, категории «занятость» и «безработица» определены в работах Чукреева П.А. в том числе «Социальные технологии регулирования занятости в условиях регионального рынка труда»5.

Международное стандартное  определение безработицы базируется на трех критериях, которые должны удовлетворяться одновременно: «без работы», «сейчас готов приступить к работе» и «ищет работу». Соответственно «безработные» включают всех лиц старше возраста, установленного для измерения экономически активного населения, которые в течение отчетного периода:

а) были «без работы», то есть не работали за плату по найму или на собственном предприятии, как это предусмотрено международным определением занятости;

б) были «сейчас готовы приступить к работе», то есть, готовы начать работать за плату по найму или на собственном предприятии в течение отчетного периода;

в) «искали работу», то есть предпринимали конкретные шаги в конкретный (прошлый) период с целью найти оплачиваемую работу по найму или на собственном предприятии.

Согласно международному определению к «занятым» причисляются все лица старше возраста, установленного для измерения экономически активного населения, которые в течение одной недели относились к следующим категориям:

- занятые по найму:

1) «работающие», лица, которые в течение отчетного периода выполняли определенную работу за заработную плату или жалование деньгами или натурой;

2) «имеющие рабочее место, но не работающие», лица, которые уже работали на своем последнем рабочем месте, но временно не работают в течение отчетного периода, хотя формально сохраняют за собой рабочее место;

- занятые на собственном  предприятии:

1) «работающие», лица, которые в течение отчетного периода выполняли определенную работу для получения прибыли или семейного дохода деньгами или натурой;

2) «имеющие предприятие, но не работающие», лица, имеющие предприятия, которые временно в отчетном периоде не работали по той или иной причине.

В целом, занятость населения  предполагает степень участия трудоспособного  населения в общественном труде, деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход)6.

Занятыми считаются  граждане:

- работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);

- временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также члены производственных кооперативов;

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;

- обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение, по направлению Федеральной государственной службы занятости населения.

Гражданам принадлежит  исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности.

Регулирование занятости  и решение проблем безработицы  осуществляется, прежде всего, на рынке  труда.

В определение «рынок труда» в основном включают следующее  содержание: рынок труда это система  экономических отношений между субъектами рынка, покупателями и продавцами рабочей силы7.

Таким образом, рынок  труда можно определить как процессы движения рабочей силы, ее включения  в общественное производство, высвобождения, использования, распределения и  перераспределения.

Теоретические основы исследования проблем занятости населения, как  известно, заложены в классической экономической теории А.Смита и  Д.Рикардо, предполагавших, что обеспечение  труда определяется его стоимостью – уровнем заработной платы. Что  касается процессов регулирования рынка труда имеющего стихийный характер, то здесь, по их мнению, происходит самокоррекция спроса и предложения, и рынок труда во вмешательстве государствах не нуждается.

Однако, период длительных спадов экономики во всем мире и высокий уровень безработицы, способствовали созданию «кейнсианской концепции» занятости населения. Дж. Кейнс показал, что данные процессы не всегда саморегулируются и правительство должно противодействовать длительным спадам, а так же гарантировать полную занятость, посредством управления валютной и финансовой политикой, то есть увеличением правительственных расходов во времена спада и уменьшения в период полной занятости.

Проблемы регулирования  рынка труда и занятости слабозащищенных  слоев населения, в том числе молодежи, стали актуальными для изучения в 70-е годы, в так называемых моделях двойного рынка труда, состоящего из двух секторов: первичного и вторичного.

Управляющее воздействие  на сферу занятости в РФ оказывают  три основных субъекта: государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть), работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы).8

Выделяют 2 основных типа воздействия на уровень занятости: активную и пассивную государственную политику.

Активная политика занятости  включает:

- осуществление мероприятий по созданию новых рабочих мест;

- обучение, переподготовку и повышение квалификации безработных;

- субсидирование создания рабочих мест;

- проведение мер по предупреждению увольнения работников.

Пассивная политика занятости  включает:

- выплату пособий по безработице;

- оказание материальной помощи безработным;

- выплату малоимущим гражданам товаров первой необходимости;

- организацию питания безработных в специальных столовых.

Работодатели как второй субъект управления занятостью осуществляют меры по сохранению и повышению уровня и качества занятости на предприятиях и в организациях через формирование спроса на рабочую силу посредством создания и предложения рабочих мест на рынке труда, а также решают другие проблемы занятости в рамках управления персоналом.

Информация о работе Совершенствования государственного регулирования занятости Белгородской области