Анализ и прогнозирование цен на мировом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является проведение анализа цен и методов их прогнозирования на мировом рынке.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
изучить теоретические основы ценообразования на мировом рынке;
рассмотреть сущность и виды цен мирового рынка;
рассмотреть ценообразование мирового рынка с точки зрения зарубежного опыта;
представить методы прогнозирования цен;
провести комплексный анализ и прогнозирование мировых цен в Республике Беларусь;
разработать рекомендации по совершенствованию методов прогнозирования цен на мировом рынке.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ и прогнозирование цен - дороботка.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В условиях рыночной экономики цена определяется соотношением спроса и предложения. В принципиальном плане процесс ценообразования на внутреннем и внешнем рынках схож, однако деятельность на внешнем рынке осложняется наличием гораздо большего числа продавцов и покупателей, более острой конкуренцией. Процесс ценообразования на меж­дународных рынках во многом зависит от типа рынка, в рамках которого действует соответствующий субъект внешней торговли. Современному рынку присуща множественность цен. Для изучения и использования на практике ценовых показателей необходимо знать основные источники сведений о ценах. Механизм ценообразования анализ спроса и предложения, проектирования цен, исходя из ситуации на рынке, и формирование контрактной цены.

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности.

В современных условиях одной из важных проблем развития конкуренции на мировом рынке товаров и услуг, а также повышения их конкурентоспособности, является изучение факторов, влияющих на конкурентоспособность организации, выявление резервов и составление на их основе научно-обоснованных планов дальнейшего развития.

Целью данной курсовой работы является проведение анализа цен и методов их прогнозирования на мировом рынке.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • изучить теоретические основы ценообразования на мировом рынке;
  • рассмотреть сущность и виды цен мирового рынка;
  • рассмотреть ценообразование мирового рынка с точки зрения зарубежного опыта;
  • представить методы прогнозирования цен;
  • провести комплексный анализ и прогнозирование мировых цен в Республике Беларусь;
  • разработать рекомендации по совершенствованию методов прогнозирования цен на мировом рынке.

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы  ценообразования на мировом рынке

 

1.1 Сущность и виды цен мирового рынка

 

 

От правильного установления цен во многом зависит успех внешнеэкономической деятельности организации. В этой сфере необходимо учитывать сложившуюся конъюнктуру мировых рынков и цен на них, поведение конкурентов на мировых рынках, а также необходимость реализации собственной предпринимательской стратегии.

Мировой рынок – это часть общего мирового рынка, который представляет собой сферу международного обмена. Мировой товарный рынок характеризуют следующие основные признаки: крупномасштабность сделок, их раздельность, регулярность обменных операций между странами, взаимная несвязность экспортных и импортных поставок, осуществление торговли в условиях торгово-политического режима и платежей в свободно конвертируемой валюте.

В качестве мировых цен на практике используются цены основных экспортеров и импортеров.

Мировые цены отклоняются от внутренних цен отдельных стран не только в силу их разной стоимостной основы, но и разных объемов мирового и внутреннего рынков, условий их функционирования и целого ряда других факторов.

 Для цен мирового  рынка характерна их множественность  на одинаковый товар, что вызвано  влиянием транспортного фактора, коммерческих условий поставок  и т.д. [4, с. 113]

К коммерческим условиям поставок, которые влияют на разброс цен, относятся: характер и размеры поставок, условия и валюта платежа, место и время продажи и т.д. Даже при одинаковых условиях, на территориально близко расположенных друг к другу рынках может быть разброс цен на примерно похожие товары. Это  зависит от характера продукции (степени ее однородности и т.д.), организованности рынка, информированности покупателей и продавцов, оценки полезности продукции со стороны покупателей и т.д.

Дифференциация цен будет меньше при продаже более однородной продукции и близкой оценки ее полезности различными покупателями, высоком уровне организованности рынка, значительной информации о ценах.

 Формирование мировой  цены проходит три стадии образования: первая – от производителя до рынка; вторая – обращение на рынке, где цена, предложенная производителем, меняется в зависимости от спроса и предложения (конкуренции); третья стадия – от рынка к потребителю, когда в процессе контактов поставщиков с конкретными потребителями цена окончательно уточняется с учетом интересов покупателя [5, c. 230].

Анализ текущих мировых цен и определение уровней внешнеторговых цен относится к важнейшим элементам подготовки внешнеторговой сделки. Эта работа включает в себя сбор и анализ информации о текущих ценах мирового рынка, а также приведение этих цен к условиям будущей конкурентной сделки.

При анализе динамики цен и определении их допустимого уровня обычно используют ряд ценовых показателей, делящихся на две группы. К первой группе относятся публикуемые цены: справочные, биржевые, аукционные, торгов, каталогов, проспектов, иногда публикуются цены прейскурантов и очень редко цены фактических сделок. Ко второй группе относятся цены, получаемые по специальным каналам, путем запросов информации по ним и осуществляющих расчетов: цены предложений и расчетные цены. На рисунке 1.1 представлены виды цен.

 

 

Рисунок 1.1 – Виды цен мирового рынка

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

1) Справочные цены  относятся  к группе оптовых цен и публикуются  в широко распространенных источниках объединениями производителей, информационными агентствами и бюро, консультационными, брокерскими фирмами. Для поставщиков справочные цены  являются базой для определения цены предложений, а для покупателей – ориентиром для уторговывания цены сделки. Разница между справочными ценами и ценами реальных сделок составляет 7-30 %, а иногда и 50%. Такой разрыв цен затрудняет использование справочных цен в  информационных целях [6, с 125].

2) Цены прейскурантов, каталогов, проспектов разрабатываются производителями специально и высылаются заинтересованным лицам. Кроме того, производители могут публиковать в отраслевых изданиях цены возможной реализации на базисные виды продукции массового и серийного производства.

Прейскурантные цены применяются на рынке проката черных металлов, угля, металлообрабатывающих станков, некоторых видов дорожно-строительного оборудования, бытовой электрической и электронной аппаратуры, автомобилей, простейшего энергосилового оборудования, промышленных товаров широкого потребления. Прейскурантные цены значительно усреднены в силу значительного перечня товаров [7, c. 38].

3) Цены предложений устанавливаются производителями без согласования с потребителями. Однако при их установлении учитываются основные условия сделки (базисные условия, сроки платежа, поставки и т.д.).

 Цены  предложений  базируются, как правило, на издержках  производства (полных, средних, прямых, стандартных, предельных). Учитывается  также и то обстоятельство, как  долго товар продержится на  рынке, т.е. краткосрочные или долгосрочные тенденции производителя на рынке [8, c. 12].

 В некоторых случаях  цены предложений устанавливаются  на основе цен конкурентов. Расчет  их может быть произведен также  с учетом экономического эффекта, получаемого покупателем при  приобретении нового товара вместо старого. Разница в ценах может достигать 15-20 %.

 4) Цены торгов применяются при специализированной форме торговли, где производится состязательная форма закупки. Она основана на выдаче заказов на поставку товаров (сдаче подрядов, на выполнение определенных видов работ) по заранее объявленным условиям в специальном документе - тендере. Здесь действует принцип конкурентности со стороны продавцов, что позволяет заказчику выбрать наиболее выгодные условия сделки.

В отличие от торгов на аукционах выступают один или несколько продавцов и много покупателей. В результате более сильной конкуренции между покупателями цены аукционов по уровню выше, чем цены торгов. Цена аукционов устанавливается только за наличный товар.

 Фактическая реализация товара на аукционе производится по конечной, максимальной цене, предложенной покупателем.

5) Цены аукционов существуют в основном на продукцию сельского, лесного хозяйства, рыболовства, пушно-меховые изделия, драгоценные и полудрагоценные камни и т.д. Поскольку цены аукционов устанавливаются на товары, производимые в определенные периоды времени, существенную роль в их формировании оказывает сезонный фактор.

 6) Цены международных бирж – это цены специально организованного и постоянно действующего оптового рынка массовых, качественно однородных и взаимозаменяемых товаров.

В целом биржевой торговлей охвачено примерно 70 видов товаров, на долю которых приходится около 15-20 % международной торговли. На долю сельскохозяйственной и лесной продукции приходится свыше 50 % объема биржевой торговли.

 Товары на биржах  продаются и покупаются без  его предъявления и осмотра. Заключение  сделок происходит на основе  типовых биржевых контрактов, жестко  регламентирующих качество и  сроки поставки.

 Биржевые цены представляют собой официальные котировки, рассчитываемые и публикуемые копировальной комиссией биржи, информационными и телеграфными агентствами, а также органами специальной прессы.

 Цены биржевой торговли  в основном складываются под  влиянием спроса и предложения. Влияние других факторов на формирование этих цен проявляется в меньшей степени (например, государственного, монополистического регулирования и т.д.).

Цены на реальный товар это тот товар, имеющейся в наличии. В свою очередь такие цены зависят от вида поставки товара (сделки с немедленной поставкой и с поставкой в будущем).

 Цены за наличный  товар по сделкам с немедленной  поставкой на практике называют  ценами по сделкам «слот». Эту цену покупатель должен заплатить в течение определенного срока при передаче ему товара, находящегося на складе биржи [9, c. 214].

 Цены на реальный  товар с поставкой в будущем  носят название цены по сделкам  «форвард». Длительность срока поставки зависит от характера товара, условий, обычаев, действующих на бирже. Длительность срока поставки определяется биржей. Цены по сделкам “форвард” учитывают не только спрос и предложение, но и ряд других  факторов (проценты за кредит, расходы по хранению, страхованию товара, комиссионные брокеру за осуществление операций на бирже).

7) Расчетные цены (среднестатистические) определяются путем деления стоимости проданного товара на его количество за определенное время. Кроме того, расчет можно произвести на основании данных, публикация которых носит регулярный, официальный характер (индексы экспортных и импортных цен, внутренних оптовых цен, данные национальной таможенной статистики). Данные публикуются национальным и международным статистическими ведомствами по широкому кругу товаров и товарных групп.

 Расчетные цены применяются  при определении внешнеторгового оборота, установлении соотношений между экспортными и внутренними ценами и т.д. Некоторые считают, что эти цены нельзя отнести к мировым.

 Другой вид расчетных  цен – это расчетные цены поставщика, которые применяются в контрактах на нестандартное специальное оборудование, производимое, как правило, по индивидуальным заказам. Расчетные цены по узкому кругу товаров публикуются статистическим ежемесячником ООН. Кроме того, на отдельные виды товаров они публикуются в отраслевой печати.

8) Цены фактических сделок – это цены, которые можно получить по специальным каналам (счетам, контрактам). Они наиболее соответствуют реальным рыночным ценам. Однако получение информации по этим ценам затруднено, в связи с коммерческой тайной фирм, а также трудностями сбора, обработки и публикации данных из-за значительной дифференциации цен в соответствии с качеством товаров, условиями их поставки, платежа, расчетов.

В ходе подготовки и заключения внешнеторговых сделок обоснование цены осуществляется на основе учета объективных факторов, определяющих уровни и пропорции цен в международной торговле. Для белорусских предприятий и организаций это означает, что работа по определению экспортных или импортных цен в сделках с иностранными партнерами должна проводиться с привлечением конкурентных материалов по ценам мирового рынка, которые отражают типичные, общепринятые для данного товарного рынка условия обмена. Для правильной организации этой работы необходима регулярная информация, а также ее систематизация и квалифицированная оценка с точки зрения актуальности, достоверности и представительности данных.

Информация о работе Анализ и прогнозирование цен на мировом рынке