Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 04:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа товарных запасов.
В соответствии с указанной целью в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить сущность запасов в условиях рынка;
- определить значение и задачи анализа товарных запасов в новых условиях хозяйствования;
- провести анализ текущих товарных запасов;
- проанализировать поступление товарных запасов;
- провести анализ реализации товаров;
Введение 3
1 Теоретические аспекты анализа товарных запасов 5
1.1 Сущность запасов в условиях рынка 5
1.2 Значение и задачи анализ товарных запасов в новых условиях хозяйствования 7
2 Анализ изменения объема товарных запасов на примере компании «Интернешнл Пэйнт (Ист Раша) Лдт» 14
2.1 Анализ текущих товарных запасов 14
2.2 Анализ поступления и реализации товаров 20
2.3 Анализ показателей, характеризующих эффективность использования товарных запасов 26
2.4 Выявление возможностей и резервов нормализации товарных запасов и повышения эффективности их использования 28
2.5 Выводы и предложения по результатам анализа, конкретные рекомендации по его совершенствованию 30
Заключение 41
Список литературы 43
Введение 3
1 Теоретические аспекты анализа товарных запасов 5
1.1 Сущность запасов в условиях рынка 5
1.2 Значение и задачи анализ товарных запасов в новых условиях хозяйствования 7
2 Анализ изменения объема товарных запасов на примере компании «Интернешнл Пэйнт (Ист Раша) Лдт» 14
2.1 Анализ текущих товарных запасов 14
2.2 Анализ поступления и реализации товаров 20
2.3 Анализ показателей, характеризующих эффективность использования товарных запасов 26
2.4 Выявление возможностей и резервов нормализации товарных запасов и повышения эффективности их использования 28
2.5 Выводы и предложения по результатам анализа, конкретные рекомендации по его совершенствованию 30
Заключение 41
Список литературы 43
Актуальность
исследования обусловлена тем, что
товарные запасы являются основными
денежными вложениями для торговых
фирм, основным источником получения
прибыли, основной проблемой ежедневного
контроля. В настоящее время торговые
компании в условиях ужесточения
конкуренции вынуждены
Естественно, что сверхнормативные товарные запасы, «зависшие» на складах предприятия, ведут к потерям и убыткам, мешая высвобождению оборотных средств и занимая полезную торговую и складскую площадь. В то же время недостаточность товарных запасов, вызывающая постоянные перебои с теми или иными видами товаров, может отрицательно повлиять на отношение потребителей.
Выбор политики управления запасами практически заключается в ответе на один достаточно простой вопрос: «Какая величина запасов является для компании оптимальной» Поэтому компания должна найти для себя оптимальное сочетание между издержками и выгодами от выбранного уровня товарных запасов и определить, какая величина запасов по каждой товарной группе (или даже позиции) является достаточной.
В этих условиях стоит проблема эффективного планирования запасов на предприятиях торговли. Значимость указанных проблем предопределила актуальность выбранной тематики дипломной работы.
Планирование и прогнозирование запасов тесно связаны с планом продаж. Ошибки в планировании могут дорого обойтись компании. Если текущие продажи больше запланированных, то у компании возникают риски дефицита товара и упущенной прибыли. Если же текущие продажи меньше запланированных, то возникают риски убытков, связанных с обслуживанием избыточного запаса, его порчей при хранении и перевалке, убытков, связанных с замороженными средствами.
Целью курсовой работы является проведение анализа товарных запасов.
В соответствии с указанной целью в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить сущность запасов в условиях рынка;
- определить
значение и задачи анализа
товарных запасов в новых
- провести
анализ текущих товарных
- проанализировать поступление товарных запасов;
- провести анализ реализации товаров;
- оценить
показатели, характеризующие эффективность
использования товарных
- выявить и подсчитать возможности и резервы нормализации товарных запасов и повышения эффективности их использования;
- сделать
выводы и предложения по
Объектом исследования выступает торговое предприятие компания «Интернешнл Пэйнт (Ист Раша) Лимитед».
Предметом исследования выступают товарные запасы предприятия.
Методы, применяемые при исследовании: расчетно-аналитические методы, методы структурно-динамического анализа, сравнения, балансовый метод, графический метод, методы анализа научной и информационной базы, синтеза полученных данных в теоретические выводы и практические рекомендации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Объективная
необходимость образования
Необходимость образования запасов особенно важна в связи с непрерывным углублением разделения труда. Повышение производительности труда происходит вследствие расширения и углубления процессов специализации и кооперирования, в результате которых в процессе изготовления конечного продукта участвует все большее число предприятий. Необходимость перемещения между ними средств производства приводит к образованию все большего количества запасов, как по величине, так и по номенклатуре.
Образование
запасов связано также с
Наличие запасов позволяет бесперебойно обеспечивать выполнение установленной производственной программы. Отсутствие на предприятии материалов вследствие исчерпания запасов нарушает ритм работы производственного процесса, приводит к простоям оборудования или даже к необходимости перестройки технологического процесса [17, с.129].
В современных условиях хозяйствования
в России одной из основных проблем
финансово-хозяйственной
Кроме того, накопление запасов часто является вынужденной мерой снижения риска недопоставки (недоставки) сырья и материалов, необходимых для производственного процесса предприятия. Отметим, что в этой связи предприятие, ориентирующееся на одного основного поставщика, находится в более уязвимом положении, чем предприятие, строящее свою деятельность на договорах с несколькими поставщиками.
Однако политика накопления материальных запасов ведет к значительному оттоку денежных средств предприятия из оборота. Зависимость эффективности производства от уровня и структуры запасов заключается в том, предприятие несет определенные затраты на обеспечение сохранности запасов [8, с.62].
В современных
работах по экономике предприятия
выделяют следующие основные виды затрат,
связанные с созданием и
- коммерческие
затраты – проценты за кредит;
страхование; налоги на
- затраты
на хранение – содержание
- затраты, связанные с риском потерь вследствие: устаревания, порчи, продажи по сниженным ценам, замедления темпов потребления данного вида материальных ресурсов;
- потери,
связанные с упущенной выгодой
от использования вложенных в
производственные запасы
При этом долговременное содержание запасов, порой даже чрезмерной их величины приводит к образованию на российских предприятиях так называемых «неликвидов» - запасов, которые не могут быть использованы ни на самом предприятии, ни реализованы сторонним потребителям [21, с.28].
Таким образом, при многих положительных моментах создания запасов предприятие несет значительные расходы по их формированию и содержанию.
Товарными запасами называются предметы
потребления, находящиеся в сфере
товарного обращения, а, попросту говоря,
«запасным» считается товар, ожидающий
момента своей продажи. После
того, как товар оказывается
В зависимости от назначения товарные запасы классифицируются следующим образом:
- текущего хранения (товарные запасы для повседневной продажи);
- сезонного накопления (например, овощи, фрукты) или сезонного спроса (к примеру, зимой таковыми считаются товары летнего ассортимента);
- долгосрочного завоза (создаются в горных и отдаленных районах для удовлетворения покупательского спроса в период прекращения нормального товароснабжения);
- целевого назначения (например, для проведения выставки-продажи);
- периодического возобновления (стратегические запасы, резервы государства).
Существование хотя бы одного из следующих факторов приводит к необходимости иметь запасы [15, с.64]:
- колебание спроса на товары;
- колебание сроков поставки товаров с предприятия;
- определенные условия, требующие закупки продукции партиями;
- наличие некоторых издержек, связанных
с дефицитом (отсутствием
запаса) или запаздыванием доставки.
В большинстве ситуаций, возникающих в торговой деятельности, наблюдается совместное появление этих факторов. Очевидно, что лишь в исключительно редких случаях предприятие сможет работать при отсутствии запасов.
Пытаясь понять необходимость наличия запасов и показать их роль в работе торгового и промышленного предприятия, даже при поверхностном исследовании приходим к единственному выводу, который полностью подтверждается и при более тщательном анализе: запасы обеспечивают получение прибыли. Владелец предприятия вынужден создавать запасы, так как в противном случае увеличатся издержки или уменьшится прибыль. Запасы и финансовые ресурсы могут также рассматриваться как взаимозаменяемые факторы. Отсюда следует, что запасы создаются, когда они обеспечивают более высокую рентабельность по сравнению с теми случаями, когда капитал используется альтернативным способом.
Цель управления товарными запасами - это формирование и поддержание их величины на таком уровне, который позволяет обеспечить бесперебойную торговлю каждым товаром при минимальных затратах. В условиях рыночных отношений товарные запасы создаются в интересах извлечения субъектами внутренней торговли максимально возможной прибыли в процессе движения и реализации товаров [12, с.12].
Товарные запасы анализируются в целом по предприятию и по каждой товарной группе по данным оперативного учета, а также бухгалтерской и статистической отчетности. Основной задачей анализа является проверка соответствия фактических товарных запасов установленным нормам и выяснение причин отклонений. На основании данных, полученных в ходе анализа, принимаются меры для нормализации товарных запасов.
Для анализа товарных запасов принято использовать следующие показатели:
1. Объем товарных запасов может измеряться в натуральном и стоимостном выражении. На практике определяют три вида данного показателя:
- минимально допустимый объем, свидетельствующий о необходимости пополнения товарных запасов,
- максимальный объем, характеризующий предельную величину товарных запасов,
- резервный объем, гарантирующий владельцу бесперебойную работу предприятия в непредвиденных случаях [15, 71].
2. Средние товарные запасы за период времени. Необходимость расчета средних товарных запасов обусловлена тем, что объем запасов может быть учтен только на определенный момент времени (так как в процессе оборота происходит колебание данной величины в зависимости от ритма поставок и изменений рыночной ситуации).
Для расчета средних товарных запасов применяется два способа. Так, среднемесячные товарные запасы вычисляются по формуле:
, (1)
где 3 мес - среднемесячные товарные запасы;
Зн - фактический объем запасов на начало месяца;
Зк - фактический объем запасов на конец месяца.
Единицы измерения: при стоимостном учете - руб., при натуральном учете - кг, шт. (в зависимости от вида запасов).
Если имеются данные о товарных запасах за более продолжительный, чем за месяц, период времени (например, квартал, полугодие или год) средние товарные запасы вычисляются по формуле:
(2)
где 3 - средние товарные запасы за период > 1 месяца;
n - число дат, на которые зарегистрированы запасы.
3. Обеспеченность товарооборота
товарными запасами. Товарные запасы
могут измеряться в днях, при
этом данная величина