Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:41, реферат
Белорусской аграрной реформе более десяти лет, однако, достижение ее цели и решение ее задач остается по-прежнему проблематичным, а принятие ряда нормативных актов и программ, направленных на обеспечение роста объемов агропромышленного производства и сохранение социальной стабильности, не меняют положение дел принципиально. Парадоксами проводимой аграрной реформы в Беларуси, как в прочем и в большинстве стран СНГ, являются попытки решения частных вопросов без решения общих, противоречивость провозглашенных и провозглашаемых курсов и программ мерам и механизмам по их реализации.
В контексте данной проблемы, обратимся к роли государственного регулирования агропромышленного производства и некоторым его составляющим.
АГРАРНАЯ РЕФОРМА И
Белорусской аграрной реформе более десяти лет, однако, достижение ее цели и решение ее задач остается по-прежнему проблематичным, а принятие ряда нормативных актов и программ, направленных на обеспечение роста объемов агропромышленного производства и сохранение социальной стабильности, не меняют положение дел принципиально. Парадоксами проводимой аграрной реформы в Беларуси, как в прочем и в большинстве стран СНГ, являются попытки решения частных вопросов без решения общих, противоречивость провозглашенных и провозглашаемых курсов и программ мерам и механизмам по их реализации.
В контексте данной проблемы, обратимся к роли государственного регулирования агропромышленного производства и некоторым его составляющим.
Агропромышленный комплекс Беларуси как объект государственного воздействия
В основе эволюционного обособления агропромышленного производства в единый объект государственного регулирования и управления лежат процессы специализации, интеграции и кооперации. Производство сельскохозяйственной продукции тесно связано с отраслями промышленности, поставляющими средства производства, а также с перерабатывающими сельскохозяйственное сырье и специальными сферами обслуживания сельского хозяйства. Объединение организаций этих отраслей в единой отраслевой структуре - агропромышленном комплексе, обуславливалось общей целью его функционирования в условиях централизованной экономики. Применительно к АПК в качестве таковой рассматривалось плановое удовлетворение общественных потребностей в продовольствии и сельскохозяйственном сырье посредством упорядочения хозяйственных связей, основанных на технологическом тяготении предприятий. Сельское хозяйство, при этом, выступает как комплексообразующее ядро АПК, поскольку конечный продукт, с точки зрения целесообразности функционирования всего комплекса, формируется именно здесь.
Перспективы перехода Республики Беларусь
к рынку связываются с
Роль государственного регулирования агропромышленного производства
Сегодня ни у кого не вызывает сомнение
необходимость присутствия
Характерной чертой белорусской практики
управления АПК является отождествление
понятий "государственное
Под государственным управлением
агропромышленного
Под государственным регулированием
агропромышленного производства подразумевается
косвенное (опосредованное, т.е. осуществляемое
преимущественно экономическим
стимулированием), управленческое воздействие
на социально-экономические
Аграрная политика и аграрная реформа
В условиях перехода к рынку термин "аграрная политика"и "аграрная реформа"используют параллельно, однако в последнем случае понимается аграрная политика, осуществляемая в условиях адаптации данного сектора экономики страны к рынку. Основываясь на подотраслевом вычленении сфер влияния государства внутри АПК Беларуси выделяют собственно аграрную политику, политику в области переработки сельхозпродукции, агропродовольственную политику, политику в области научного обеспечения АПК и т.д. В отечественной практике, принимая во внимание комплексообразующее значение сельского хозяйства для АПК в целом, употребление термина "агарная политика"все чаще расширяется до понимания "политика в сфере агропромышленного производства".
Выработка аграрной политики должна быть основана на идентификации целей развития агропромышленного производства на данный период времени и государственной экономической политики. Детализация глобальной цели экономического развития страны достигается достижением целей отраслевых или функциональных подсистем аграрного сектора в совокупности, разрабатывается научно-обоснованная стратегия и тактика, конкретизированная в мероприятиях по ее реализации; устанавливаются сроки и критерии достижения промежуточных ориентиров. Аграрная политика является способом решения задач, стоящих перед государством в плане оптимизации масштабов и качественных параметров агропромышленного производства. Базой для формирования аграрной политики должен быть анализ отрасли с точки зрения интенсивности или экстенсивности исторических путей развития, места отрасли в секторе реальной экономики; характера, уровня и видов конкуренции, как обязательного элемента рынка; системы ценообразования, финансирования, кредитования, страхования, налогообложения и множества других факторов, игнорирование хотя бы одного из которых может привести к недостижению целей экономического развития экономики страны в целом. В аграрной политике выделяются следующие сегменты:
1. Земельная политика:
правовое разрешение вопросов о
полном или частичном праве
регламентация вопросов землепользования и оптимизация его структуры;
регулирование процессов землеустройства, включая управление программами развития сельских регионов и ряд других направлений.
2. Финансовая политика:
государственная поддержка системы кредитования аграрной сферы: виды и размеры кредитов, авансирования, система залога и поручительства;
формированием доступности кредита: процентная ставка, сроки пользования и погашения;
регулирование системы оперативного финансового обслуживания;
формирование каналов и
3. Социальная политика:
политика формирование доходов, как
результат участия в
обновление и развитие сельских территорий;
развитие социальной инфраструктуры села, включающей консультативное обслуживание предпринимательской деятельности в агропромышленной сфере;
социальные гарантии: система пенсионного обеспечение и страхования, здравоохранение и т.д.;
экология.
4. Политика в области
стабилизация внутреннего
регулирование поведения агентов на внешних рынках сельскохозяйственной продукции: условия экспорта, экспортный контингент и т.д. ;
ограничение свободы входа и выхода на отдельные рынки, регламентация на них предпринимательской деятельности в соответствии с целевыми установками и приоритетами секторальной политики, формирование антимонопольной политики и института банкротства и т.д.
В качестве цели аграрной реформы в странах с переходной экономикой объективно рассматривается создание рыночно ориентированного аграрного сектора экономики. Сегодня в рамках достижения поставленной цели, независимо от стартовых условий страны политиками и учеными обычно выделяются следующие задачи:
структурная перестройка сектора, приватизация земли и реорганизация сельскохозяйственных производственных единиц;
создание новой рыночной инфраструктуры сектора, приватизация в I и III сферах АПК, либерализация рынков;
формирование адекватной продовольственной политики.
Степень разрешения этих задач свидетельствует
о достижениях страны на пути аграрных
реформ и стабилизации экономики. Для
сравнения прогресса
Рассмотрение и систематизация зарубежного опыта позволяет сказать, что, несмотря на различия в стратегии и тактике реформ имеют место общие закономерности и тенденции:
способ реформирования не является определяющим для роста сельскохозяйственного производства;
глубина реформ еще не означает немедленного восстановления аграрного сектора;
очевидной связи между восстановлением аграрного сектора и уровнем его финансовой государственной поддержки не прослеживается;
независимо от сроков и временной последовательности реформ страны проходят следующие этапы формирования агропродовольственной политики:
1. либерализация
цен на агропродовольственную
продукцию сопровождаемая
2. замещение
либерализации аграрным
Информация о работе Аграрная реформа и государственное регулирование: перспективы Беларуси