Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 16:29, реферат
Автомобилестроение, как отрасль машиностроения зародилась в 80-90-х годах XIX века во Франции и Германии, а в конце XIX — начале XX веков в Англии, Австро-Венгрии (Богемия), Италии, США, Бельгии, Канаде, Швейцарии, Швеции и Российской Империи в связи с объективной общественной потребностью в механизации сухопутных безрельсовых перевозок (прежде всего военных) и вытеснении из данной области человеческой деятельности мускульной силы животных (и людей). С середины XX-го века автомобилестроение относится к зрелым отраслям промышленности с высокой (и все возрастающей) степенью монополизации.
История[править | править исходный текст]
Автомобилестроение, как отрасль
машиностроения зародилась в 80-90-х годах XIX века во Франции и Германии, а в конце XIX — начале XX веков в Англии, Австро-Венгрии (Боге
В 1930-х годах автомобилестроение индустриального типа было создано в СССР.
В 1930-50-х практически прекратилось использование продукции деревообрабатывающей промышленности, чьи изделия в кузовостроении были заменены стальными деталями.
В 1950-60-х автомобильная
В 1950-х японская фирма Toyota п
С середины 1970-х широкое распространение получили станки с автоматическим управлением и автоматизированные производственные линии с (особенно на вредных (окраска) и ответственных (сварка) участках) промышленными роботами-манипуляторами. К 1980-м распространение в автопроизводстве получили электронные информационные технологии и логистика, позволившие повысить производительность труда, внедрить систему поставок комплектующих «точно вовремя (канбан)», а также позволившие расширить варианты индивидуальной комплектации автомобилей.
В 1980-х гг. Япония отобрала звание мирового лидера автомобилестроения у США и началось интенсивное развитие автопроизводства в Южной Корее, а c 1990-х — и в некоторых постсоциалистических европейских странах и в других странах азиатского региона, прежде всего в Китае, который 2009 стал новым мировым лидером автомобилестроения и автопотребления. В то же время с 1980-х гг. многие европейские страны (кроме Испании и Германии) значительно утратили свои позиции в мировом автомобилестроении.
С 1980-х гг. многодесятилетняя мировая боль
В конце XX века широкую известность
приобрели конкурсы легковых, а затем
и грузовых машин «автомобиль года» сначала европейского, а затем японского и североамерик
С началом 1980-х отмечается всё возрастающее использование изделий электронной промышленности — систем управления двигателями, коробками передач и трансмиссией, систем пассивной (преднатяжителей и компенсаторов натяжения ремней безопасности, подушек и шторок безопасности, активных подголовников, систем спутниковой аварийной сигнализации) и активной безопасности (АБС тормозов, брейкассистеров, противозаносных систем и т. д.), активных светотехнических систем, радаров и сонаров, датчиков давления воздуха в шинах, гарнитур мобильной связи «хэнд-фри», также бортовых компьютеров, диагностических и навигационных систем, а в последнее время и автомобильных персональных компьютеров или карпьютеров (онбордеров).
Сборочные цеха Ford Motor Company
К наиболее важным тенденциям мирового
автомобилестроения в начале XXI века можно отнести особое внимание к улучшению
экологических и экономических показателей ДВС (
Важной проблемой сегодня
В России/СССР[править | править исходный текст]
Основные статьи: Автомобильная промышленность СССР, Автомобильная промышленность России
До революции: Первый российский автомобиль с ДВС был построен и публично продемонстрирован
в 1896 году Яковлевым и Фрезе. Впоследствии в России появился ряд
частных автофирм, из которых наиболее
крупными и оснащёнными были Руссо-балт (Русско-
Однако, первые серьёзные усилия по
созданию национального
Советские годы:
ВАЗ-2101 —
символ советского автопрома, лицензионная
копия итальянского Фиат-124, «
Первый полностью советский авт
Во время Великой Отечественной
войны автозавод ЗИС был эвакуирован
в тыл, где на базе его оборудования были
созданы новые автомобилестроительные
предприятия УльЗИС и УралЗИС (
В 1950-70-х развитие советского автомобилестроения продолжалось экстенсивными методами, причём до начала 70-х основной приоритет отдавался грузовым автомобилям, в частности, армейским многоосным тягачам и полноприводным грузовикам двойного назначения.
Массовая автомобилизация СССР
В 1976 году в строй вошёл крупнейший в Европе завод грузовых автомобилей КамАЗ, строительство которого было начато в 1969 году. С его вводом доля дизельных автомобилей в грузовом парке СССР возросла с 7-8 % до 25 %. Было положено начало дизелизации ряда других советских автомарок.
К 1980-м гг. советское автомобилестроение
добилось очевидных успехов в
массовом производстве: по общему автопроизводству
(по 2,2 млн в 1985 и 1986 годах) СССР занял пятое место в мире (уступая
только Японии, США, ФРГ, Франц
С распадом СССР в 1991 году советское автомобилестроение, сконцентрированное преимущественно в России, Белоруссии и Украине, распалось на национальные автомобильные промышленности, судьба которых сложилась по-разному.
Постсоветская Россия:
Производство автомобилей в России в 2000—2008 годах
С началом рыночных реформ в 1992 году, автомобилестроение России попало в полосу затяжного кризиса. К середине 90-х выпуск грузовых автомобилей сократился в 5,5 раз, автобусов большого класса в 10 раз, легковых автомобилей на треть. Кардинальное обновление производственных программ российских автозаводов оказалось практически невозможным из-за слабой финансовой системы (дороговизна кредитов) и чрезмерного давления на производство расходов по социальной сфере, доставшейся автопрому со времен СССР, а также морального старения и физического износа оказавшихся избыточными производственных мощностей. В результате остановились даже заводы АЗЛК и ИЖ, выпускавшие по более чем 150 тысяч более менее востребованных рынком недорогих легковых автомобилей.
В то же время, лидеры отрасли АВТОВАЗ, ГАЗ и АМО ЗИЛ смогли выпустить в 90-х новые модели, позволившие им пережить наиболее тяжёлую фазу кризиса. После дефолта и девальвации рубля 1998 года российский автопром, как и все отечественные произодители, получил кратковременную передышку, были освоены новые модели, но негативная тенденция сокращения доли рынка у отечественных производителей сохранилась. Большая часть российских автомобильных и моторных заводов была объединена в первой половине 2000-х в холдинги «Руспромавто» (ныне «Группа ГАЗ») и «Северсталь-авто» (ныне «Соллерс»).
Начиная с 2002 в России нарастает сборка иномарок (в 2008 — 618,2 тыс.). Доля производства
иностранных моделей составила в сегменте
легковых автомобилей 41,3 %, в сегменте грузовиков
7,9 % и в сегменте автобусов 9,8 %. С массовым
открытием сборочных предприятий иностранных
компаний, начиная с 2009 года их доля в национальном производстве
должна ещё больше увеличиться несмотря
на разразившийся кризис сбыта. После 2010 в России предполагается сборка
свыше 1 млн автомобилей иностранных брендов в год. В июне 2011 г. соглашение о расширении
локализации производства в России и других
принципах сотрудничества с иностранными
компаниями[1] было подписано Правительством РФ и компаниями Sollers-Ford, Volks
В целях стимулирования российского автопрома в 2010 году в России была запущена программа по обмену старых автомобилей на новые: при сдаче в утиль автомобиля старше 10 лет потребитель получит сертификат номиналом 50 тысяч рублей, который засчитывается при приобретении нового отечественного автомобиля, включая машины, производимые в режиме «промышленной сборки»[3]. В результате осуществления программы утилизации в 2010 году только за неё счёт было реализовано дополнительно 376 тыс. автомобилей, а рынок в целом вырос до 1,91 млн легковых и лёгких развозных коммерческих автомобилей, что на 30 % превысило показатель 2009 года.[4]
Россия входит в число 15-ти крупнейших автопроизводителей. В 2008 году российский автопром (по данным
ОАО АСМ-Холдинг и OICA) произвёл 1,79 млн автомобилей
(+7,4 % к 2007 году).[5], в том числе произведено 1,471 млн легковых
автомобилей и 256 тыс. грузовых автомобилей[6]. В том же году из России было экспортировано
132 тыс. легковых и 45 тыс. грузовых автомобилей
на общую сумму 1,7 млрд долларов[7]. В связи с экономическим
кризисом 2008—2010 производство резко снизилось
до 0,72 млн в 2009 г. и восстановилось до 1,403 млн
в 2010 г. по данным OICA[8]. За первое полугодие 2011 года производство
выросло ещё на 76 %. Доля на российском рынке
автомобилей, собранных в России, увеличилась
с 50 % в 2009 г. до 70 % в 2011 г. Согласно заявлению
премьер-министра Путина в сентябре 2011 года, планируется, что
к 2016 году Россия станет крупнейшим в Европе
центром по производству автомобилей[2], что должно подразумевать годовой выпуск,
больший чем в последние годы не только
в Испании и Франции (2,3-3,5