Экологические требования обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:32, контрольная работа

Краткое описание

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понима-ется состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Среда оби-тания согласно словарям по естественным наукам – все тела и явления, с ко-торыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях.

Содержание

1. Понятие санитарно-эпидемиологического благополучия населения
2. Меры обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическое право.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по экологическому праву на тему

«Экологические  требования обеспечения 

санитарно-эпидемиологического  благополучия населения»

 

1. Понятие санитарно-эпидемиологического благополучия населения

2. Меры обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

 

 

1. Понятие санитарно-эпидемиологического благополучия населения

 

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Среда обитания согласно словарям по естественным наукам – все тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. Среда обитания прямо или косвенно влияет на состояние, развитие и размножение отдельных организмов, в том числе человека. Различают абиотическую, биотическую и антропогенную среды обитания. Абиотическая среда – неживое физическое и химическое окружение живых организмов. Биотическая среда – среда, создаваемая или видоизмененная сообществом организмов. Совокупность абиотических и биотических факторов, естественных и измененных в результате деятельности человеческого общества, оказывающих влияние на человека и другие организмы, составляют природную среду. Если абиотические факторы среды представляют из себя совокупность условий неорганической среды, влияющих на организмы, биотические факторы среды – это совокупность влияний, оказываемых на организмы жизнедеятельностью других организмов. Антропогенные же факторы среды составляют изменения, внесенные в природу человеческой деятельностью и воздействующие на органический мир. Среда обитания человека определяется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. Среди факторов среды обитания выделяются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

На современном этапе  развития общества сложность и комплексность  задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического  благополучия населения свидетельствует о том, что они вышли за рамки медико-санитарных проблем и защиты прав потребителей. Однако эффективное решение этих задач сдерживается использованием старых форм и методов управления. Требует совершенствования также и санитарное законодательство, в том числе в военно-оборонной сфере.

Не вполне оправданным  представляется функционирование органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор и проводящих санитарно-противоэпидемические мероприятия, в рамках Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Было бы целесообразным образовать самостоятельную, независимую федеральную службу, подчиненную Правительству Российской Федерации, уполномоченную осуществлять государственное управление в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Такая федеральная служба должна обладать ясно установленной компетенцией, полностью отвечать за подведомственную сферу управления, за эффективное функционирование входящих в нее органов и учреждений.

В соответствии с Федеральным  законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», принятым от 30 марта 1999 г., под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние здоровья населения и среды обитания людей, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического  благополучия населения предполагает предоставление гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам определенных прав и возложение на них обязанностей. Так, гражданам предоставлено право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, право на получение информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, качестве и безопасности пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, о потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Граждане и их объединения могут осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил, вносить в органы государственной власти, местного самоуправления, органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы предложения по соответствующим вопросам. Граждане имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами или субъектами хозяйственной деятельности санитарного законодательства, а также при проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий. Граждане должны выполнять требования санитарного законодательства, заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей. Они обязаны воздерживаться от действий, влекущих за собой нарушения прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Субъектам хозяйственной  деятельности (индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам) предоставлено право на получение информации, на возмещение вреда, причиненного несоблюдением санитарных правил. Они могут также принимать участие в разработке органами государственной власти и местного самоуправления мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Они обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановления и предписания органов санитарно-эпидемиологического надзора, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также производимой ими продукции, осуществлять производственный контроль. Индивидуальные предприниматели и юридические лица должны своевременно информировать население, органы и учреждения санитарно-эпидемиологического надзора об аварийных ситуациях, остановке производства, нарушении технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. В их обязанности также входит гигиеническое обучение работников.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, кроме того, созданием и функционированием государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, положение о которой было утверждено постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. Она представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, основными задачами которой являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и образование населения. В службу входят Минздрав, являющийся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным проводить санитарно-эпидемиологический надзор, для чего в его структуре создан соответствующий департамент, а также федеральный и иные центры санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, государственные научно-исследовательские учреждения и государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля.

Организацию деятельности службы осуществляют главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные врачи субъектов РФ, городов, районов и главные санитарные врачи министерств и ведомств (Минобороны, МВД, Федеральной пограничной службы и др.).

Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы, уполномоченные в соответствии с законодательством вести надзор по соответствующим направлениям, имеют право получать от органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимую для этого информацию, проводить санитарно-эпидемиологические расследования, беспрепятственно посещать территории и помещения поднадзорных объектов, проводить досмотр транспортных средств в целях проверки их соответствия санитарным правилам и т.д. Они могут с согласия граждан посещать их жилые помещения для обследования жилищных условий. При выявлении нарушений санитарного законодательства должностные лица вправе давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки. Должностные лица, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере реализовывать свои полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений санитарного законодательства, устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения заболеваний, рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам своего ведения, информировать органы государственной власти, местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке. На них возлагается также обязанность по соблюдению государственной, врачебной и иной охраняемой законом тайны, которая стала им известна при выполнении служебных обязанностей. Действия должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд.

Задача по обеспечению  санитарно-эпидемиологического благополучия населения возложена, прежде всего, на государство, деятельность которого в данной области осуществляется в рамках государственного управления общественными процессами. Однако обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является задачей не только государства и его органов, но также задачей муниципальных образований, организаций всех форм собственности и граждан.

Исполнение органами местного самоуправления указанных  функций, основанное на сочетании принципа отраслевого и территориального управления, позволяет оперативно отслеживать санитарно-эпидемиологическую ситуацию и принимать своевременные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Однако для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения представляется целесообразным закрепить и детализировать их полномочия в федеральном законе.

Правовые, организационные, материально-технические, информационные, культурно-воспитательные и иные мероприятия, осуществляемые государством как самостоятельно, так и во взаимодействии с иными государствами и международными организациями, общественными организациями и объединениями граждан представляют собой формы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как особого направления экологической деятельности современного государства.

Формы обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения можно подразделить на: 1) организационные; 2) правовые; 3) идеологические; 4) экономические. Указанные формы в полной мере применимы и к военно-оборонной сфере.

К организационным формам обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия населения следует отнести, на наш  взгляд, создание системы государственных  органов по управлению в сфере  обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения и организацию их деятельности, по социально-гигиеническому мониторингу и санитарно-эпидемиологическому надзору, проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, принятию административных, медико-санитарных, ветеринарных и иных мер, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и т.д.

К правовым формам обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения можно отнести закрепленные в федеральных законодательных актах, законодательных актах субъектов Российской Федерации и в ведомственных нормативных актах полномочия органов государственного управления и должностных лиц по поддержанию здоровья населения и такого состояния среды обитания человека, при котором отсутствуют или нейтрализованы вредные факторы и обеспечиваются благоприятные условия для жизнедеятельности людей.

К идеологическим формам обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как представляется, можно  отнести мероприятия по воспитанию санитарно-гигиенической культуры населения, осуществление экологического образования во всех типах, формах и видах образовательных учреждений, агитационно-пропагандистскую, воспитательнопросветительскую работу среди населения, информирование населения о санитарно-эпидемиологической ситуации и проведение научно-исследовательских работ в этой области.

К экономическим формам обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения следует  отнести бюджетное финансирование мероприятий, направленных на улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки, привлечение на эти цели внебюджетных средств, создание материальной заинтересованности у хозяйствующих субъектов в соблюдении санитарных норм и правил и поддержании благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки. Совокупность экономических форм воздействия можно определить как экономический механизм обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Можно признать, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения представляет собой одну из форм обеспечения оперативно-служебной деятельности.

 

2. Меры обеспечения санитарно-эпидемиологического

благополучия населения

 

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается комплексом организационных, правовых и экономических мер в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, в котором используются следующие понятия:

    • санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
    • езопасные условия для человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека (статья 1);
    • вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровья человека или здоровью будущих поколений (статья 1);
    • факторы среды обитания – биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений (статья 1).

Информация о работе Экологические требования обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения