Бузулукский
гуманитарно-технологический институт
(филиал)
федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
-
«Оренбургский
государственный университет»
Факультет дистанционных
технологий
Кафедра гражданского права и процесса
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
дисциплине «Экологическое право»
Вариант
№ 2
Руководитель работы
____________Шумских
Ю.Л.
«_____»______________2014г.
Исполнитель
Студентка
группы д12ЮС
____________Подколзина Т.И
«_____»_____________2014г.
Нормоконтролер_________
«____»______________2014 г.
Бузулук 2014
Содержание
Тесты………………………………………………………3
Задача 1……………………………………………………14
Задача 2……………………………………………………16
Задача 3……………………………………………………18
Список источников……………………………………….19
Задание
1. Ответьте на вопросы теста, выбрав единственный
верный ответ
1.Что не относится
к экологическим правам граждан
РФ:
а) судебная защита прав и свобод;
б) право на жилище;
в) право на благоприятную окружающую
среду.
б) Статья 42 Конституции РФ закрепляет три,
по существу, самостоятельных, но тесно
связанных между собой экологических
права человека:
1) право на благоприятную окружающую
среду;
2) право на достоверную информацию о
ее состоянии;
3) право на возмещение ущерба, причиненного
здоровью или имуществу экологическим
правонарушением.
Содержание экологических прав граждан
состоит из трех частей:
1) возможность действовать определенным
образом в своих интересах;
2) право требовать от субъектов исполнения
их юридических обязанностей (совершать
те или иные действия или воздерживаться
от их совершения;
3) обращаться за защитой нарушенного
права к государственным органам, следовательно,
право на жилище - одно из конституционных социальных
прав, предусматривающее гарантии от произвольного
лишения человека жилища, а также возможность
определенной категории лиц бесплатно
или за доступную плату получить жилье
в соответствии с установленными законом
нормами, которое не относится к экологическим
правам граждан.
2. Основания для возникновения
права природопользования:
а) возникновение потребности в экономическом
использовании природного объекта;
б) предоставление государством природного
объекта в собственность, пользование
или аренду;
в) использование природного объекта.
б) Право природопользования может рассматриваться
в различных аспектах. В объективном смысле
право природопользования представляет
собой совокупность правовых норм, регулирующих
деятельность физических и юридических
лиц по использованию природных объектов
для удовлетворения текущих и перспективных
экономических, экологических и иных потребностей
граждан, организаций, общества и государства.
В субъективном смысле право природопользования
- это мера возможного поведения субъектов
природопользования при осуществлении
указанной выше деятельности. Предоставление государством природного
объекта в собственность, пользование
или аренду - для возникновения права природопользования требуется
наличие юридического состава, т. е. совокупности
нескольких юридических фактов: решение
компетентного государственного органа
о предоставлении конкретного природного
объекта в пользование. Такое решение
может приниматься Правительством РФ,
исполнительным органом субъекта РФ либо
их совместным решением или органа местного
самоуправления.
3. В чем отличие экологизации
хозяйственной деятельности от экономизации
охраны окружающей природной среды:
а) экологизация хозяйственной
деятельности означает, что принципом
хозяйственной деятельности стала охрана
окружающей природной среды; экономизация
охраны окружающей природной среды означает
внедрение материальной заинтересованности
производителя в охране природы;
б) экологизация – это деятельность
с учетом экологии; экономизация – это
деятельность с учетом использования
экономических рычагов;
в) экологизация – внедрение
правил охраны труда в хозяйственную деятельность;
экономизация – материальные рычаги в
обеспечении соблюдения производителем
правил охраны труда.
в) экологизация – разработка и внедрение рыночных
методов управления природопользованием
направлены на поиск и использование негосударственных
источников финансирования охраны окружающей
среды и повышение экономической и экологической
эффективности природоохранной деятельности, экономизация – бережливость, расчетливость в результате которой на основе
развития экономического стимулирования
предприятий, экологическая безопасность
становится непременным условием их хозяйственной
деятельности; материальные рычаги в обеспечении соблюдения производителем
правил охраны труда.
Экономизация экологии предполагает разработку экономических
методов, которые направлены на максимизацию
экономической выгоды для окружающей
природной среды.
Экологизация экономики это процесс введения экологического фактора в анализ экономических показателей
развития. Этот процесс предполагает разработку
методов учета экономических потерь производства
для снижения качества ОС и их минимизацию.
4. Действующий
Водный кодекс Российской Федерации
был принят в:
а) 1991 г;
б) 1995 г;
в) 2001 г;
г) 2006 г.
г)Водный кодекс Российской Федерации - кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником,
регулирующим отношения в сфере водопользования
в России.
Водный кодекс Российской Федерации
был принят Государственной думой 12 апреля 2006 года, одобрен Советом Федерации 26 мая 2006 года и подписан Президентом Российской Федерации 3 июня 2006, вступил в силу 1 января 2007 года (согласно Федеральному
закону от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие
Водного кодекса Российской Федерации»).
Со дня введения в действие
Водного кодекса Российской Федерации
признан утратившим силу Водный кодекс
Российской Федерации от 16 ноября 1995 № 167-ФЗ, а законодательные акты
Союза ССР, содержащие нормы, регулирующие
водные отношения, признаны не действующими
на территории Российской Федерации.
Согласно статье 2 Водного кодекса
Российской Федерации, водное законодательство Российской Федерации состоит
из Кодекса, других федеральных законов
и принимаемых в соответствии с ними законов
субъектов Российской Федерации, указов
Президента, постановлений Правительства, актов иных органов исполнительной
власти и местного самоуправления.
5. Возложение на
правонарушителя обязанности возместить
потерпевшей стороне имущественный
или моральный вред, причиненный
в результате нарушения экологических
требований – это:
а) административно-правовая
ответственность;
б) эколого-правая ответственность;
в) уголовная ответственность;
г) гражданско-правовая ответственность.
г) Гражданско-правовая ответственность
в сфере взаимодействия общества и природы
заключается главным образом в возложении
на правонарушителя обязанности возместить
потерпевшей стороне имущественный или
моральный вред, причиненный в результате
нарушения правовых экологических требований. Регламентируя порядок и условия
возмещения экологического вреда, в целях
предупреждения причинения нового вреда
ГК РФ устанавливает, что опасность причинения
вреда в будущем может явиться основанием
к иску о запрещении деятельности, создающей
такую опасность1. Если причиненный вред является
последствием эксплуатации предприятия,
сооружения либо иной производственной
деятельности, которая продолжает причинять
вред или угрожает новым вредом, суд вправе
обязать ответчика, помимо возмещения
вреда, приостановить или прекратить соответствующую
деятельность. При этом суд может отказать
в иске о приостановлении либо прекращении
соответствующей деятельности лишь в
случае, если ее приостановление либо
прекращение противоречит общественным
интересам. Отказ в приостановлении либо
прекращении такой деятельности не лишает
потерпевших права на возмещение причиненного
этой деятельностью вреда. Особенностью
гражданско-правовой ответственности
является то, что она может возлагаться
на правонарушителя наряду с применением
мер дисциплинарного, административного
и уголовного воздействия, т.е. совокупно.
Специфической целью данного вида ответственности
является компенсация причиненного экологическим
правонарушением вреда. Возмещение экологического
вреда регулируется в основном ГК РФ, ГПК
РСФСР, АПК РФ. Ряд важных касающихся этого
положений содержится также в экологическом
законодательстве, хотя и в нем дается
отсылка к гражданскому законодательству.
6. Управление природопользованием
и охраной окружающей среды, это а) введение многообразия форм
собственности на природные ресурсы;
б) учет экологических требований
и обязательств при банкротстве предприятий;
в) введение специального налогообложения
экологически вредной продукции.
а) Управление природопользованием и охраной
окружающей среды - это проявление экологической
функции государства. Оно представляет
собой деятельность компетентных государственных
органов, направленную на организацию
рационального использования и воспроизводство
природных ресурсов, сохранение и улучшение
окружающей природной среды. Одной из важнейших задач экологической
деятельности государства в современных
условиях является создание эффективной
системы управления природопользованием
и охраной природы, которая бы обеспечила
надежный механизм экологической безопасности,
ресурсосбережение, заинтересованность
предприятий и организаций в защите окружающей
среды от загрязнения и других вредных
последствий хозяйственной деятельности.
7.Экономическое обеспечение
рационального природопользования:
а) введение многообразия форм
собственности на природные ресурсы;
б) учет экологических требований
и обязательств при банкротстве предприятий;
в) введение специального налогообложения
экологически вредной продукции.
в) Под экономическим механизмом
природоохраны понимается совокупности
предусмотренных нормативными правовыми
актами экономических мер обеспечения
оптимального природопользования и охраны
окружающей среды. Эта функция реализуется
средством выполнения всех экономических
мер, включенных в экономический механизм.
Последующая важная функция экономического
механизма – стимулирующая. Она заключается
в разработке критерий экономической
заинтересованности компаний и бизнесменов
выполнении адресованных им требований
экологического законодательства. Эти
функции реализуются не всеми экономическими
мерами, включенными в него, а только некими
из них. Стимулирующую роль призваны играться:
-платежи за пльзование землей,недрами,
водами и за загрязнение окружающей среды.
- налоговые и кредитные льготы
в сфере охраны природы. В известной
мере катализатором выступает
экологическое страхование.
Сущность экономического стимулирования
природоохранной деятельности заключается
в создании у природопользователей непосредственной
материальной (денежной) заинтересованности
в осуществлении мер природоохранного
характера.
8. Объекты права частной
собственности на природные ресурсы:
а) земельный участок;
б) атмосферный воздух;
в) особо охраняемые природные территории.
а) Право частной собственности
является одной из форм права собственности,
при которой правомочиями пользования,
владения и распоряжения обладают юридические
и физические лица. Собственность
является экономической категорией и
представляет собой действия по владению,
пользованию и распоряжению имуществом.
Право собственности, в том
числе и на природные ресурсы, принято
рассматривать в двух аспектах - объективном
и субъективном. В объективном смысле
право собственности понимается как совокупность
норм, регулирующих данный вид общественных
отношений, которые закреплены в различных
нормативных актах. Земельные участки,
предоставленные гражданам и юридическим
лицам в установленном законом порядке,
а также приобретенные ими в результате
совершения земельных сделок. Согласно ст. 261 Гражданского
кодекса РФ, право собственности на земельный
участок распространяется на находящийся
в границах этого участка поверхностный
(почвенный слой), замкнутые водоемы, а
также находящиеся на нем лес и растения.
В то же время, право собственности на
недра, расположенные под земельным участком,
к его собственнику не переходят.
9. Объекты оценки
воздействия на окружающую природную
среду:
а) действующие предприятия
по добыче нефти, газа, тепловые электростанции;
б) лицензии на право природопользования;
в) планы отраслевого развития.
б) Окружающая среда - совокупность
компонентов природной среды, природных
и природно-антропогенных объектов, а
также антропогенных объектов. Оценка воздействия на окружающую
среду (ОВОС) – это процедура учета экологических
требований законодательства РФ в системе
подготовки хозяйственных, в том числе
предпроектных, проектных и других решений,
направленная на выявление и предупреждение
неприемлемых для общества экологических
и связанных с ними социальных, экономических
и других последствий ее реализации, а
также оценки инвестиционных затрат на
природоохранные мероприятия. Поскольку
большая часть природных богатств страны
находится в собственности государства,
оно предоставляет их в пользование гражданам
и юридическим лицам посредством выдачи
специальных документов на пользование
- лицензий. Лицензирование - это один из
способов, с помощью которого государство
осуществляет регулирование и контроль
в сфере природопользования и охраны окружающей
среды.Лицензия представляет собой разрешение
на ведение определенного вида деятельности
до использованию природных ресурсов,
например, заготовку древесины, добычу
полезных ископаемых, сельскохозяйственную
разработку земель, осуществление охоты
и т. д.В каждой сфере природопользования
применяются свои виды лицензий или приравненных
к ним разрешительных документов: при
использовании лесов - лесорубочный и
лесной билеты, вод - лицензии на водопользование
и разрешительные лицензии, недр - лицензии
на пользование недрами, животного мира
- долгосрочные и именные разовые лицензии,
атмосферного воздуха - разрешения на
выброс загрязняющих веществ и др. Виды
лицензий, их форма и содержание, а также
порядок и условия выдачи регулируются
законодательством: федеральными законами
«О лицензировании отдельных видов деятельности»
1998 г., «О животном мире», Водным кодексом
РФ, Лесным кодексом РФ, Законом РФ «О недрах»
и др., а также подзаконными нормативными
актами, например, Положением о лицензировании
отдельных видов деятельности в области
охраны окружающей среды 1996 г., Положением
о лицензировании пользования недрами
1992 г., Положением о порядке предоставления
и аннулирования лицензий на осуществление
деятельности по обеспечению регулируемого
туризма и отдыха на территориях национальных
парков 1996 г. и др.