Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 23:29, реферат
Цель данной контрольной работы заключается в следующем: на основе систематизации методологического материала и анализа действующего законодательства провести всестороннее исследование вопроса возникновения экологического права и развития этой отрасли права на современном этапе.
Для достижения указанной цели в настоящей работе поставлено решение следующих задач:
- рассмотреть вопрос о зарождении и становлении экологических норм права;
- изучить особенности развития экологического права в советский период;
- выявить особенности системы и структуры экологического права;
Введение……………………………………………………………….......3
1. История возникновения экологического права………………………5
2. Система и структура экологического права…………………………9
3. Правовое регулирование экологических отношений на современном этапе……………………………………………………………………………..14
4. Соотношение экологического права с иными отраслями права…..18
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованной литературы ………………………………......25
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. История возникновения
2. Система и структура
3. Правовое регулирование экологических
отношений на современном этапе…………………………………………………………………
4. Соотношение экологического права с иными отраслями права…..18
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ………………………………......25
Введение
Экологическое право является отраслью публичного права, поскольку в основе методологии его формирования лежит теория публичного права. Положения общей теории права и теории публичного права, последовательно отраженные в доктрине и отрасли экологического права, обеспечивают научно обоснованное соотношение данной отрасли со всеми другими отраслями в правовой системе России в целом и ее отдельных правовых институтов.
Основные нормы, принципы и институты экологического права образовываются, опираясь на базовые отрасли права. В тоже время нормы экологического права являются базой, с учетом которой происходит «экологизация» иных отраслей права, связанных своими институтами или отдельными положениями с такой сферой, как взаимодействие природы и общества.
Вопрос о возникновении и развитии экологического права представляет важное значение при изучении всей отрасли экологического права, поскольку способствует правильному пониманию и уяснению сущности экологических отношений. Право граждан на благоприятную окружающую среду следует отнести к основным конституционным правам человека и гражданина. Данный конституционный институт является одним из фундаментальных оснований формирования и основы экологического права как отрасли права.
В связи с вышеизложенными положениями и обуславливается актуальность рассматриваемых в настоящей работе вопросов.
Цель данной контрольной работы заключается в следующем: на основе систематизации методологического материала и анализа действующего законодательства провести всестороннее исследование вопроса возникновения экологического права и развития этой отрасли права на современном этапе.
Для достижения указанной цели в настоящей работе поставлено решение следующих задач:
- рассмотреть вопрос о зарождении и становлении экологических норм права;
- изучить особенности развития экологического права в советский период;
- выявить особенности системы и структуры экологического права;
- рассмотреть значение
принципов экологического
- систематизировать нормативно-
- выявить соотношение экологического права с иными отраслями права.
1. История возникновения экологического права
Вопрос о возникновении экологического права и его периодизации является достаточно неоднозначным и дискуссионным в теории экологического права. А.Ю. Семьянова указывает на то, что «несмотря на достаточно обширный выбор учебных пособий по экологическому праву, вопросы формирования институтов экологического права в историческом аспекте практически отсутствуют полностью»1.
О.Л. Дубовик придерживается мнения, что «в качестве предпосылок становления и функционирования экологического права можно социально-экологический кризис (объективный фактор) и, во-вторых, государственная экологическая политика (субъективный фактор)»2.
Традиционной в науке экологического права является периодизация нормативно-правового регулирования и охраны природопользования в России на три основных этапа:
1) с 1917 года, когда был принят первый декрет «О земле» по 1968 год;
2) с 1968 по конец 80-х годов, во время которого были приняты многочисленные акты в сфере регулирования отношений по природопользованию;
3) современный этап, который характеризуется активизацией государства по нормотворчеству в сфере регулирования экологических отношений, распространением в обществе идеи о необходимости бережного отношения к окружающей среде.
Между тем, определенные природоохранные нормы можно наблюдать в первых нормативных актах древнерусского государства. Следует отметить, что целью их законодательного закрепления было не столько забота государства о природе и окружающей среде, сколько обусловлено различными социальными, экономическими, военными и иными факторами.
В частности, «Русская правда» предусматривала ряд статей, посвященных охране общинной собственности, например, леса. Так, за уничтожение или повреждение дупла, который был наполнен сотами с медом, предусматривался значительный штраф.
Соборное уложение 1649 года предусматривало ответственность за ловлю рыбы в чужом пруду или садке, что квалифицировалось как кража имущества.
В середине XIV века в России был введен заповедный характер оборонительных лесных засек, служивших способом защиты от военного вторжения, сущность которого заключалась в установлении запрета по вырубке деревьев в засечной черте. Кроме того, такие леса обеспечивались специальной охраной. За вырубку деревьев в заповедном лесу Соборное уложение 1649 года устанавливало смертную казнь.
В XVII веке был принят ряд законодательных актов, ограничивающих промысловую охоту пушнины и охрана лесных массивов в Сибири, запрещавших, например, ловлю бобров и выдр капканами согласно царскому указу от 1635 года, устанавливающих способы защиты, а также размеры добываемых видов некоторых рыб.
В период правления Петра I были установлены ограничения по владению собственностью на природные объекты и право пользования ими в интересах государства и третьих лиц, установившиеся в частности запрет уничтожения леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Определенные ценные лесные массивы объявлялись неприкосновенными.
С начала XX века в России в научной среде начал активно обсуждаться вопрос об учреждении специального органа в сфере контроля по соблюдению природоохранных правил.
В 1916 году в России был разработан первый проект российского Закона об охране природы под руководством академика И.П. Бородина, однако этим планам не суждено было реализоваться в связи со сменой власти в стране.
Характерная особенность правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды в советский период проявляется в том, что в развитии законодательства до 70-х годов доминировал природоресурсный подход, сущность которого заключалась в регулировании указанных объектов правоотношений применительно к отдельным природным ресурсам.
Основная направленность законодательства в сфере охраны природы от загрязнения того периода можно охарактеризовать как санитарную, а не экологическую, заключающуюся в прерогативе при регулировании охраны окружающей среды интересов охраны здоровья человека над иными живыми организмами, которым также причиняется вред в результате загрязнения атмосферного воздуха и воды. Впоследствии ориентиры законодателя несколько изменились и к концу 70-х – началу 80-х годов проблемы охраны окружающей среды от загрязнения стала рассматриваться и с точки зрения экологического регулирования. В этот период были приняты многочисленные кодифицированные и обычные законы, среди которых следует особо выделить Земельный кодекс РСФСР 1970 года, Водный кодекс РСФСР 1972 года, Кодекс РСФСР о недрах 1976 года, Лесной кодекс РСФСР 1978 года, Закон РСФСР об охране атмосферного воздуха 1982 года, Закон РСФСР об охране и использовании животного мира 1982 года.
Природоресурсное законодательство того периода акцентировало внимание на вопросе использования различных природных ресурсов: земель, вод, лесов и т.д. Пробелом в законодательстве этого периода можно назвать практически полное отсутствие нормативно-правовых актов, посвященных защите от загрязнения атмосферного общества, за исключением Закона об охране атмосферного воздуха. Однако действенных механизмов по реализации положений данного нормативного акта не предусматривалось, что во многом объясняется тем обстоятельством, что ни государство, ни общество не были в достаточной мере озабочены вопросами защиты окружающей среды. На первый план выходило повышение производительности труда, строительство новых заводов, производств, сооружений. О последствиях для окружающей среды такого масштабного технологического производства и строительства мало кто задумывался.
Однако предпринимаемые государством меры не давали желаемых и эффективных результатов, основными причинами которых можно назвать:
1) несовершенство
2) плохая организация деятельности уполномоченных органов в сфере охраны окружающей среды;
3) государственное финансирование природоохранительной деятельности осуществлялось не должным образом;
4) предприятия не были
В этой связи в 1988 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», основными положениями которого являлись:
1) принятие мер по совершенствованию государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. В целях реализации этой директивы был образован Государственный комитет СССР по охране природы;
2) разработка мероприятий экономического характера, направленных на повышение эффективности использования и охраны природных ресурсов, в частности, путем установления платы за загрязнение окружающей среды;
3) необходимость принятия в стране Закона СССР об охране природы.
В целом советский период развития экологического права можно охарактеризовать как недостаточно эффективный с точки зрения принятия действенных мер по защите окружающей среды, что во многом было обусловлено отсутствием реальных механизмов обеспечения реализации принятых правовых норм.
2. Система и структура экологического права
Любая наука, в том числе и правовая, представляет собой конгломерат получения, систематизации и обобщения знаний о сущности и структуре объекта и предмета познания. Не является исключением в данном вопросе и российское экологическое право.
Слово «система» заимствовано из французского языка в XVIII в. Французское «systeme» восходит к греческому слову, означающему буквальный перевод как «составленное». Греки так называли отряд, союз. В европейских языках данное слово приобрело более абстрактное значение.
Понятие «система права» трактуется как строение национального права, заключающееся в разделении единых (по назначению в обществе) внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права. Отрасли права делятся на институты права. Отсюда следует, что термин «система» обозначает конгломерат феноменов и институтов, которые располагаются в определенной логической последовательности и скреплены между собой различными связями (структурными, организационными, функциональными).
Экологическое право России является разновидностью правовой системы Российской Федерации, которой присущи только свойственные ей черты и признаки, способствующие её выделению из совокупности других отраслей права.
Предназначение науки экологического права заключается не только в имплементации системы экологического законодательства на систему экологического права, но и в предпринятии попыток по формулированию законодателю предложений по реформированию законодательства либо, напротив, от воздержания по осуществлению внесения изменений в действующее законодательство.
Общепризнанным в научной среде является выделение в экологическом праве следующих трех составных частей:
1) общая;
2) особенная;
3) специальная3.
Общая часть экологического права включает в себя институты, нормы которых направлены на регулирование практически всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли экологического права, к которым можно отнести:
1) Основополагающие положения экологического права (нормы − принципы; нормы − цели задачи; нормы − дефиниции общего характера. Принципы экологического права по-прежнему остаются одной из важнейших проблем науки экологического права и практики применения эколого-правовых норм. Принципы экологического права представляют собой соподчиненную систему основополагающих положений и начал данной отрасли права, на которых основывается все экологическое законодательство. В переводе с латинского слово «principium» означает основа, первоначало. По подсчетам, «в работах различных авторов можно отыскать до 40 различных дефиниций понятия «принцип»4.
Важность принципов в экологическом праве обуславливается тем обстоятельством, что многие из них нашли свое закрепление в Конституции Российской Федерации5, принятой всенародным голосованием в 1993 году и обладающей наивысшей юридической силой в стране. Нормы Конституции регулируют наиболее важные общественные отношения, в том числе, и административные. Это так называемые «общеправовые принципы», которые применимы для всех отраслей права: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, равноправие граждан, гуманизм и справедливость и т.д.
В качестве межотраслевых принципов можно назвать принципы законности, объективности, гласности, всесторонности, компетентности и т.д. Отраслевыми принципами экологического права можно назвать соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и многие другие. Каждый из принципов экологического права характеризуется своими отличительными особенностями и признаками, своей значимостью в регулировании экологических правоотношений, позволяющими выделить каждый из них в качестве самостоятельного принципа экологического права;