Право на благоприятную окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение права на окружающую благоприятную среду, как основное конституционное право граждан. Предметом исследования выступает - право на окружающую благоприятную среду. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотрение определения благоприятной окружающей среды, данное в законодательстве;
- анализ правового регулирования экологических прав граждан;
- рассмотрение права граждан на благоприятную окружающую среду;
- рассмотрение правовых гарантий осуществления гражданами своего конституционного права на благоприятную окружающую среду;
- выявление проблем реализации права на благоприятную окружающую среду и поиск путей их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конституционное право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду……………………………………...……………..................6
1.1.Понятие и содержание права на благоприятную окружающую среду…………………………………………………………………………..........6
1.2. Основные права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду…………………………………………………………….…9
Глава 2. Проблемы реализации и гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду……………………...…….........................15
2.1. Проблемы реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду…………………………………………...............................15
2.2.Гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду………………………………………………………………………............18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая право на благ среду.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Конституционное право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду……………………………………...……………..................6

      1.1.Понятие и содержание права на благоприятную окружающую среду…………………………………………………………………………..........6

     1.2. Основные права человека и гражданина на благоприятную        окружающую среду…………………………………………………………….…9

Глава 2. Проблемы реализации и гарантии конституционного  права на благоприятную окружающую среду……………………...…….........................15

      2.1. Проблемы реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду…………………………………………...............................15

      2.2.Гарантии конституционного права на благоприятную окружающую    среду………………………………………………………………………............18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

Введение

     Состояние глобального  экологического кризиса явилось той исторической средой, в которой возникла  идея формирования нового вида субъективных прав граждан. До середины ХХ века право на благоприятную окружающую среду осуществлялось естественным образом и без каких-либо усилий со стороны государства и самих граждан. Право дышать чистым воздухом, потреблять чистую питьевую воду и продукты, пребывать в благоприятном природном окружении длительное время существовало в статусе так называемых естественных прав человека. Воздействие людей на природу было слабым, природные источники казались неограниченными. Уровень развития науки и техники еще не позволял реализовывать крупномасштабные проекты преобразования природы, где действовали ее собственные законы.

В последние десятилетия ситуация резко изменилась. Антропогенное воздействие на природную среду приобрело такие масштабы, которые уже подрывают естественную основу существования самого человека. Пришло понимание социальной ценности благоприятной окружающей среды.

     Состояние окружающей  среды в современной России можно охарактеризовать как неудовлетворительное, а по ряду показателей - просто катастрофическое. И ситуация продолжает усугубляться. 
       Согласно действующей Конституции РФ - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением 1.

      Совершенно очевидно, что Россия сегодня нуждается  в научно обоснованном, хорошо  развитом экологическом законодательстве, в скоординированных правовых действиях органов власти и управления в центре и на местах, в упрочении взаимодействия правоохранительных и контролирующих экологических служб, в мощном общественном движении за оздоровление природы и нравственно-правовом экологическом воспитании населения.                .  
       Интерес к исследуемому праву вызван тем, что с развитием научно-технического прогресса увеличилось негативное воздействие на окружающую среду, что отрицательно сказывается на здоровье людей. Поэтому вопросы экологического благополучия становятся приоритетными как для государства, общества, так и для каждого отдельного человека.

      Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что право на благоприятную окружающую среду занимает центральное место в системе экологических прав граждан и от состояния окружающей среды зависит здоровье не только нынешнего, но и будущих поколений, а достойная жизнь человека возможна только в условиях благоприятной окружающей среды

      Целью данной курсовой  работы является рассмотрение права на окружающую благоприятную среду, как основное конституционное право граждан. Предметом исследования выступает - право на окружающую благоприятную среду.                                   . 
       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:  
- рассмотрение определения благоприятной окружающей среды, данное в законодательстве;  
- анализ правового регулирования экологических прав граждан;  
- рассмотрение права граждан на благоприятную окружающую среду;  
- рассмотрение правовых гарантий осуществления гражданами своего конституционного права на благоприятную окружающую среду;

- выявление проблем реализации  права на благоприятную окружающую  среду и поиск путей их решения.

        При написании  курсовой работы мною были использованы как нормативные акты, так и теоретические источники, представленные трудами таких ученых, рассматривающих право на благоприятную окружающую среду как Баглай М.В., Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Голиченков А.К., Духно Н.А., Васильева М.И, Колбасов О.С., Петров В.В, Шемшученко Ю.С., и др. 

       Структура курсовой работы обусловлена поставленными целями и задачами настоящего исследования и включает в себя введение, две главы,  четыре параграфа, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Конституционное право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду

 

1.1.  Понятие и содержание  права на благоприятную окружающую среду

       В праве окружающей среды вопрос об употребляемых понятиях и их содержании имеет особый юридический смысл. Такие понятия являются средством выражения целей и определения объектов экологически корректного поведения, к достижению которых должны стремиться их адресаты и др. Эти понятия определяют содержание правовых норм. «Окружающая среда» - одна из наиболее фундаментальных категорий современной науки и практики. Именно «окружающая среда», а не «природа» является интегрированным объектом правового регулирования общественных отношений по поводу природы на современном этапе согласно как национальному, так и международному праву 2.

       Базовым для права окружающей среды является понятие «благоприятной окружающей среды». Этот термин часто используется в законодательстве, практике, а потому может быть признан наиболее юридически значимым наряду с понятием самой окружающей среды. Именно понятие благоприятной окружающей среды служит целевым ориентиром правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды, критерием оценки правового характера экологических требований, устанавливаемых в законодательстве и соответствующей деятельности уполномоченных государственных структур 3.

        Из вышесказанного становится ясно, что это одно из основных естественных прав человека, закрепляющее основы жизнедеятельности человека. Оно, как и право на жизнь, впервые признанное в России в Конституции 1993 года, - право, данное самой природой, которое занимает центральное место в системе экологических прав граждан. Право на благоприятную окружающую природную среду означает, что качество природной среды способствует нормальному развитию человека, нации, города, общества. Вместе с тем экологическая обстановка на территории Российской Федерации в настоящее время близка к катастрофической, а ведь жизнь людей не должна ухудшаться из-за игнорирования экологических требований.

       Право  на благоприятную окружающую  среду представляет собой: во-первых, нравственный принцип, выраженный  в правовой норме Конституции; во-вторых, принцип для построения  системы объективного экологического  законодательства, а также его важнейшую норму; в-третьих, субъективное право гражданина, которому корреспондируют обязанности государства по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека. Данное право, распространяется как на граждан России так и на иностранных граждан и лиц без гражданства4.

       Понятие «благоприятная» применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, в котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Неблагоприятной же будет окружающая среда, сама по себе губительно влияющая на здоровье людей и не позволяющая им вести достойную жизнь. На территории России есть места, где окружающая среда неблагоприятна для физического здоровья людей, и с этой точки зрения государство должно позаботиться о защите человека от негативных природных воздействий. Доставка воды или тепла в безводные или холодные места обитания человека, создание искусственных климатических условий, материальная компенсация или предоставление льгот и т.п. представляют собой обязанности государства, предоставившего каждому право на благоприятную окружающую среду.

      Права и  интересы можно признавать экологическими  лишь в том случае, когда сохранение  качества окружающей природной среды и ее объектов - цель единственная и конечная. В тех же ситуациях, когда такое сохранение есть лишь средство достижения иного результата, который действительно нужен и желателен субъекту, защищаемый законом интерес не должен рассматриваться как экологический и приравниваться к нему. Исходя из этих соображений, представляется правильным считать носителями экологических интересов (соответственно, субъектами экологических прав) только граждан, организованных и неорганизованных, представленных отдельными лицами и группами, объединениями и населением в целом. Экологические интересы невозможно обеспечить в отрыве от экономических и потому, что те и другие едины по своей социальной направленности. Их единство в том, что они призваны обеспечить качество жизни человека.

     Целью правового регулирования отношений, возникающих по поводу реализации экологического права, является, в конечном счете, обеспечение соблюдения, реализации и защиты важнейшего из них, а именно - права на благоприятную окружающую среду. При этом все другие экологические права (требовать предоставления информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, право на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями и др.), выступают как средство достижения данной цели 5.

Как видно, право каждого на благоприятную окружающую среду имеет комплексный характер и включает в себя целый ряд элементарных прав, которые закреплены в различных нормативных правовых актах: на благоприятную окружающую природную среду, на благоприятные жилищные условия, на благоприятные условия труда и отдыха и др.

Поскольку право на благоприятную окружающую среду связано с обязанностью государства поддерживать ее в благоприятном для жизни состоянии, осуществление данной обязанности может быть только результатом соединенных усилий всех и каждого человека в отдельности сохранять природную среду его обитания

 

1.2. Основные права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду

        Помимо  непосредственно самого конституционного права на благоприятную окружающую среду, раскрытого выше, человек и гражданин обладает еще рядом прав сопутствующих данному праву. Такими правами безусловно являются право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; право на защиту благоприятной среды от негативного воздействия; право создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды и др., о них и пойдет речь в данном разделе. 

      Право на  получение и распространение  информации в сфере экологии  является составляющей конституционного  права граждан на благоприятную окружающую среду, а также важным способом его реализации. Согласно части 2  статьи 24 Конституции РФ - органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, - если иное не предусмотрено законом 6.

      Граждане  имеют право требовать от соответствующих  органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране; отказ от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды рассматривается как административное правонарушение 7.

     В Кодексе  Российской Федерации «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за сокрытие, искажение или несвоевременную информацию о состоянии окружающей среды8. Тем не менее ограничение доступа к такой информации является распространенным нарушением прав граждан в сфере экологии.

    Согласно законодательству,  информация о состоянии окружающей  среды и любая другая экологическая  информация, важная для человека, должна распространяться государственными  органами, органами местного самоуправления, а также всеми лицами, чья деятельность связана с нарушением среды обитания, через средства массовой информации, без специальных запросов, на регулярной основе в форме докладов. Однако подавляющая часть юридических лиц предприятий, организаций - информирования не осуществляет. Государственные специально уполномоченные органы в области охраны окружающей среды недостаточно активно выдвигают соответствующие требования перед природопользователями, а прокуратура в недостаточной степени следит за соблюдением законодательства в этой сфере.

Информация о работе Право на благоприятную окружающую среду