Понятие лесного
фонда, его состав.
Лесной фонд составляет более одной трети
территории России. Согласно ст.7Лесного
кодекса РФ в его состав входят все леса,
за исключением лесов, расположенных на
землях обороны и землях населенных пунктов,
поселений, а также земли лесного фонда,
не покрытые растительностью (лесные и
нелесные земли).
К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью
и не покрытые ею, но предназначенные для
ее восстановления (гари, вырубки, погибшие
древостои, редины, пустыри, прогалины,
площади, занятые питомниками, несомкнувшимися
лесными культурами и т.д.).
К нелесным землям относятся земли, предназначенные
для нужд лесного хозяйства (земли, занятые
просеками, дорогами, сельскохозяйственными
угодьями, и другие земли), а также иные
земли, расположенные в границах лесного
фонда (земли, занятые болотами, каменистыми
россыпями, и другие неудобные для использования
земли).
Согласно ст.11 Лесного
кодекса РФ в лесной фонд и в
леса, не входящие в лесной фонд, не
включается древесно-кустарниковая
растительность, расположенная на:
* землях сельскохозяйственного
назначения, в том числе землях, предоставленных
для садоводства и личного подсобного
хозяйства;
*землях городских и сельских поселений,
в том числе предназначенных для дачного,
жилищного и иного строительства (за исключением
городских лесов);
*землях водного
фонда (на полосах отвода каналов);
* землях иных категорий.
Оборот лесного фонда
не допускается. Нахождение в обороте
участков лесного фонда и не входящие
в лесной фонд участков леса, право
пользования ими допускается
в той мере, в какой предусмотрено это Лесным кодексом
РФ.
Купля – продажа, залог
и совершение иных сделок, которые
влекут или могут повлечь за собой
отчуждение участков лесного фонда,
а также участков леса, не входящих
в лесной фонд, не допускается.
Древесно-кустарниковая растительность может переходить
от одного лица к другому в порядке, предусмотренном
гражданским и земельным законодательством.
Центральное место в составе элементов
лесного фонда занимают леса. Основы лесного
законодательства РФ определяют леса
как совокупность земли, древесной, кустарниковой
и травянистой растительности,
животных, микроорганизмов и других компонентов
окружающей природной среды, биологически
взаимосвязанных и влияющих друг на друга
в своем развитии. Данное определение
имеет три недостатка. Закон употребляет
неизвестное слово компоненты окружающей
природной среды. Закон РФ «Об охране окружающей
природной среды» такого понятия не знает.
Он знает понятие объект окружающей природной
среды.
Второй недостаток относится к функциям
лесов. Закон не раскрывает экологическую
функцию лесов, ибо не подчеркивает воздействия,
которое лес обязательно оказывает на
состояние растительных и животных
сообществ не только внутри, но и во вне
- в окружающей его природной
среде. Наконец, третий недостаток, который
не позволяет лес как совокупность древесно-кустарниковой
растительности отличить от других
крупных растительных массивов типа парков,
ботанических садов, дендрария. Такого
признака Основы законодательства не
указывают. А им
должен стать правовой режим земель, составляющих
понятие лес: произрастание растительности
на землях лесного фонда. Отсюда следует
определение леса как составная часть
природной среды, представляющей совокупность
земель, отнесенных к лесному фонду, древесной,
кустарниковой и травянистой растительности,
животных, микроорганизмов и других объектов
природной среды, биологически взаимосвязанных
друг с другом и оказывающих влияние друг
на друга в своем развитии и на окружающую
природную среду. Как природный объект
лес выполняет три жизнеобеспечительные
функции: экологическую, экономическую,
культурно-оздоровительную. Экологическая
функция леса выражается в оказании влияния
на окружающую (а не только природную)
среду. Лес имеет средозащитное, климаторегулирующее,
почвозащитное, водоохранное, санитарное,
оздоровительное значение. Экономическая
функция леса состоит в том, что он является
источником древесины и другой продукции
народного хозяйства. Культурно-оздоровительная
функция проявляется в том, что лес способствует
укреплению здоровья, развитию познания
человеком природы. В понятие" лес "
входят несколько видов природных ресурсов,
которые сейчас активно используются
в хозяйственной деятельности, науке,
культуре, медицине: древесина, ягоды,
грибы, лечебные травы, соки, смолы, ресурсы
животного мира, сенокосные угодья и т.п.
Относительно леса и его ресурсов законодательство
употребляет четыре основных понятия:
рациональное использование, воспроизводство,
охрана и защита. Рациональное использование
леса (как трактует это комментирующая
литература) есть получение максимального
количества лесной продукции с минимальных
лесных площадей. При этом необходимо
сказать об экологической стороне: при
условии соблюдения правил охраны окружающей
природной среды. Воспроизводство лесных
ресурсов - меры по повышению продуктивности
лесов, улучшению их качества и породного
состава (ст. 55).Охрана лесов - меры по ограждению
лесов от пожаров, незаконных порубок,
нарушений установленного порядка лесопользования
и других противоправных действий, причиняющих
вред лесу (ст. 59).Защита леса - система
биологических мер, направленных на борьбу
с болезнями и вредителями леса (ст. 59).
Правовое регулирование использования
и охраны леса направлено на
предотвращение и устранение таких негативных
явлений, вызванных хозяйственным развитием,
как истощение и загрязнения лесов.
Истощением лесов следует считать не только
физическое уничтожение
лесов как природного фактора, но и снижение
их продуктивных функций
(например, почвозащитных, водоохранных
и т.д.). Источниками истощения лесных массивов
являются - нерациональное ведение лесного
хозяйства, вырубка лесов без научно обоснованной
системы воспроизводства, пожары, незаконные
лесные пользования, уничтожение полезных
для леса животных. Загрязнение леса -
внесение в окружающую лесную среду веществ
и препаратов, причиняющих вред лесным
растениям и животным, обитающим в лесах.
Подобное воздействие превращает лес
из активного защитника природы и человека
в жертву технического прогресса.
Другим элементом лесного
фонда является земля. Она представлена в двух значениях:
как составная часть земельного фонда
и неотъемлемая часть лесного фонда. Отсюда
следует и двойная правовая
функция данной категории. В качестве
составной части земельного фонда
земля служит объектом правового регулирования
со стороны земельного
законодательства. В этом смысле ее охрана
и использование должны соответствовать
Земельному кодексу. Этот же документ
определяет порядок возникновения и прекращения
права пользования землями лесного фонда.
В то же время в качестве составной части
лесного фонда земля подвержена влиянию
правовому регулированию использования
охраны лесов. Во втором значении наблюдается
«сращивание" некоторых понятий. Например,
рациональное использование лесов одновременно
означает рациональное использование
земель, занятых этими лесами. Охрана лесных
земель от самовольного занятия рассматривается
не только как земельное, но и лесное правонарушение.
В этом смысле рациональное использование,
земель лесного фонда есть, прежде всего,
рациональное исполнение лесов, охрана
их и защита. Границы земель лесного фонда
устанавливает государство, исходя из
фактически занимаемой площади лесными
деревьями и лесной растительностью, с
учетом необходимости восстановления
и воспроизводства лесных культур. Конкретное
земельно-лесное пространство распределяется
по субъектам федерации, владельцам лесного
фонда и субъектам лесопользования, имеющим
право на сдачу лесов в аренду. Внутреннее
распределение земель и лесов в рамках
лесного фонда решается органами лесного
хозяйства.
Из взаимосвязи
земель и древесно-кустарниковой растительности определяется
и собственность на лесной фонд. Основы
лесного законодательства РФ не дают
ответа о праве собственности на леса
в РФ. Согласно Конституции РФ, леса
могут быть в собственности государственной,
муниципальной и частной.
Основная
часть лесного фонда находится в государственной
собственности. К муниципальной
собственности могут быть отнесены лесные
участки городских лесов, лесопаркового
пояса, обслуживающие потребности городов
и районов. В частной собственности закон
допускает нахождение небольших лесных
участков лесного фонда.
Государственная
собственность на леса в
данный период развития российского общества является доминирующей
среди других форм собственности на леса.
Распределение объектов лесного фонда
между федеральной собственностью на
леса и собственностью субъектов Федерации
производится на основе закона
о федеральных ресурсах и договора Федерации
с субъектами Федерации.
Третьей
структурной частью лесного фонда является животный
мир. Под ним понимается сообщество диких
животных и птиц, насекомых, обитающих
в лесах. Они органически связаны с лесом
как со средой своего обитания. Вместе
с тем (как и земля) животный мир лесов
имеет самостоятельное значение
и регулируется в аспекте его охраны и
использования специальным законодательством.
Все леса России по их экологическому, экономическому, культурно-оздоровительному
значению подразделяются на три группы.
Подобное деление существовало издавна.
Действующее законодательство вновь подтверждает
его правовое и организационное значение.
К первой группе относятся леса, выполняющие
преимущественно экологические и природозащитные
функции. Это почвозащитные, водоохранные,
санитарно-гигиенические, городские леса,
леса заповедников, природных-национальных
парков. Данная группа лесов расположена
по всей территории России. Она устанавливается
Рослесхозом по согласованию с исполнительными
органами субъектов Федерации. В лесах
первой группы запрещена заготовка древесины
на основе рубок главного пользования.
Допускаются рубки ухода за лесом, санитарные
рубки деревьев, если это не противоречит
целям охраны леса.
К лесам второй группы относятся лесные
массивы с высокой плотностью населения
и развитой сетью транспортных путей,
районов, где леса недостаточно. Леса второй
группы имеют природозащитные и ограниченно
эксплуатационное значение. В соответствии
с принципом неистощительности в пользовании
лесным фондом заготовка древесины в лесах
данной категории ведется на основе
расчетной лесосеки.
В Основах лесного законодательства РФ расчетная
лесосека определяется как норма подлежащей
вырубке древесины. Это не совсем точно.Весь
"расчет" лесосеки должен состоять
в том, что норма ежегодной вырубки исходит
из соответствия ее норме ежегодного прироста
древесины по республике, области, краю,
району, лесхозу. Причем невыборка древесины,
в рамках расчетной лесосеки в одном году
не дает оснований для сохранения этого
количества на следующий год.
Лесами третьей группы считаются леса
многолесных районов, где площадь, занятая
лесным древостоем, превышает 50% территории.
Эти леса имеют преимущественно эксплуатационное
значение. Они в основном предназначены
для удовлетворения потребностей в древесине
народного хозяйства и граждан. Вместе
с тем эта группа лесов в силу занимаемого
ею пространства выполняет важные экологические
функции. Среди них прежде всего следует
назвать тот удельный вес, который они
имеют в пополнении кислородного запаса
атмосферы.
В лесах всех
групп органами лесного хозяйства
могут быть выделены особо охраняемые
участки леса с ограниченным режимом лесопользования.
В лесах первой группы - это леса заповедников
и национальных парков, городов и зеленых
зон, защитные, санитарные леса и т.д. В
лесах второй и третьей групп такими особо
охраняемыми зонами могут стать особо
ценные участки леса, полезащитные насаждения,
места обитания редких и исчезающих растений
и животных, занесенных в Красную книгу.
Расчетная лесосека устанавливается органами
лесного хозяйства по согласованию с исполнительными
органами субъектов Федерации на основе
принципов непрерывности и неистощительности
лесопользования и с учетом рубок главного
пользования при заготовке древесины
по каждому лесному хозяйству. Расчетная
лесосека утверждается федеральной службой
лесного хозяйства по согласованию с органами
власти Федерации и субъектов Федерации.
Перевод лесных земель
в нелесные в лесах первой группы для использования
их в целях, не связанных с ведением лесного
хозяйства и
пользованием лесным фондом, производится в исключительных случаях
с разрешения правительства РФ. Перевод
лесных земель в нелесные в целях, связанных
с ведением лесного хозяйства (строительство
дорог, предприятий по переработке лесной
продукции и т.п.), производится с разрешения
государственных органов управления лесным
хозяйством области, края, Москвы и Санкт-Петербурга.
Список используемой литературы
- Лесной кодекс РФ:федеральный закон Рос.Федерации от 29 января 1997г.№22-ФЗ ( с послед.изм.и доп.).
- Официальный сайт Министерства Природных ресурсов -
http://www.mnr.gov.ru/
3. Официальный
сайт Министерства Природных
ресурсов. Лесная
промышленность - http://les.mnr.gov.ru/part/;
4. Румянцев Ф.П.Экологическое право:Учебное
пособие.-
Н.Новгород: НГАСУ,2006.
5. Боголюбов,
С.А.Экологическое право.Учебник.-М.:Юрайт-
Издат.,2006г. |