Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 19:08, реферат
В данной работе рассматривается действующее законодательство об охране окружающей среды Российской Федерации.
Цель работы – ознакомление с основными источниками НПА, Федеральными законами регулирующими отношения между обществом и природой.
Основной задачей данной работы: проведение анализа российского законодательства в сфере охраны природы, выявить его недостатки и достоинства.
Актуальность данной работы заключается в том, что изучение поставленной темы позволит уточнить представление о совершенстве российского законодательства выявить пробелы и недоработки нормативно-правовой базы.
АННОТАЦИЯ
Пчелинцева А.И. Охрана окружающей среды в Российском законодательстве. ЮУрГУ, КЗ - 211. Объем выполненной работы составил 17 страниц, библиографический список содержит 11 источников. |
В данной работе рассматривается действующее законодательство об охране окружающей среды Российской Федерации.
Цель работы – ознакомление с основными источниками НПА, Федеральными законами регулирующими отношения между обществом и природой.
Основной задачей данной работы: проведение анализа российского законодательства в сфере охраны природы, выявить его недостатки и достоинства.
Актуальность
данной работы заключается в том,
что изучение поставленной темы позволит
уточнить представление о совершенстве
российского законодательства выявить
пробелы и недоработки нормативно-правовой
базы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.ИСТОРИЯ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ………5
1.1
Конституционные основы
2.ОБЗОР
ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ………….....................
3.АНАЛИЗ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ. ………………………………………………………………………………
4. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЫА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ……………………………………………... 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК………………………………………………
17
ВВЕДЕНИЕ
Российская
федерация является страной с
обширной территорией, богатой природными
ресурсами. Задача органов природоохранной
деятельности состоит в надзоре
за соблюдением действующего законодательства
в сфере охраны природных ресурсов
нашей страны от уничтожения, либо их
неправомерного использования. Все
полномочия и механизмы органов
государственной власти Российской
Федерации в сфере отношений,
связанных с охраной окружающей
среды определяются действующим
законодательством, анализ которого и
есть цель моей работы.
Если
немного углубиться в историю
экологической и
Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция Российской Федерации создает основы всех отраслей российского законодательства, в том числе об охране окружающей среды и экологической безопасности, которые к концу прошлого века стали глобальной проблемой современного мира. В ХХI веке экологический кризис обостряется и проявляется в усилении дефицита питьевой воды, борьбе за разведанные месторождения полезных ископаемых, поиске чистого воздуха в столичных мегаполисах и даже возможностей продажи его в другие страны.
Первые конституции нашей страны содержали лишь нормы об исключительной государственной собственности на землю и другие основные природные ресурсы, об обязанностях землепользователей повышать плодородие почв.
Россия
была одним из первых государств, принявших
в 1960 г. Закон "Об охране природы в
РСФСР"[1], провозгласивший основы
правовых отношений "человек - природа".
Немало из содержавшихся в нем положений
себя оправдали и нашли дальнейшее развитие
- например, о преподавании охраны природы
в учебных заведениях и пропаганде ее
издательствами, музеями, телевидением,
редакциями газет и журналов, об общественной
природоохранной экспертизе проектов
крупнейших строек, о необходимости рационального
использования природных ресурсов и государственной
охране объектов природы, об ответственности
руководителей ведомств и предприятий,
а также граждан за нарушения природоохранных
правил. Но многие законодательные положения
оказались излишне декларативными и не
подкрепленными подзаконными актами.
1.1 Конституционные основы экологического права
На
конституционном уровне экологическая
тема получила отражение в Конституциях
СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., когда в
ст. 18[2] (после международной
Конституционный институт охраны окружающей среды имел ярко выраженный экономический, социальный, политический характер, хотя уже тогда наукой ставились и обосновывались перспективные задачи перенесения приоритета на социальные цели, связанные с обеспечением здоровья человека, его местообитанием и жизнью; вовлечения в экологический контроль общественности, человека, право которого на благоприятную среду предполагалось, но не гарантировалось; превращения граждан из объектов в субъекты экологического управления.[3]
Конституция РФ 1993 г., со дня принятия которой исполнилось девятнадцать лет, содержит более конкретные экологические предписания и принципы, которые должны применяться на всей территории страны, а все принимаемые в Российской Федерации правовые акты не должны им противоречить. Это повышает фундаментальность влияния Конституции как на развитие экологического законодательства - федерального и регионального, так и на принятие и применение иных нормативных правовых актов на территории Федерации[4].
Федеральный
закон, принятый государственной думой
Российской федерации и одобренный
Советом Федерации в декабре 2001
года об охране окружающей среды является
новейшим нормативно-правовым актом, существующим
на данный момент.
Конституция Российской Федерации является нормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической силой. В конституции содержится множество статей, в которых так или иначе регулируются общественные отношения в области окружающей среды. Например, ст.9: «1.Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2.Земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».
В
ст. 42 Конституции РФ чётко определено,
что каждый имеет право на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию
о её состоянии и на возмещение
ущерба, причинённого здоровью или
имуществу экологическим
Статья 58 определяет обязанности
по сохранению природы и
…д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры…»
Помимо конституции, в которой обозначены общие положения, существуют кодексы и законы, направленные но более конкретную и чёткую регламентацию механизмов и путей реализации норм права, кроме того содержат в себе множество растолковывающих и уточняющих норм:
- Земельный кодекс РФ.
- Закон РФ "О недрах" (в ред. ФЗ от 3 марта 1995 г.)
- Водный кодекс РФ.
- Лесной кодекс РФ.
- ФЗ "О животном мире"
- ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"
- Закон "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"
- Закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Отдельно хочется выделить федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, анализ которого приведён в следующей главе. Следует сказать о Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации", в котором предусмотрен блок его полномочий в области природопользования и охраны окружающей среды. Правительством РФ утверждены Федеральные целевые программы (ФЦП) Постановлениями от 3 октября 1996 г. № 1161 "Оздоровление окружающей среды и населения г. Череповца на 1997 - 2010 годы", от 21 июня 1996 г. № 720 "Социально-экологическая реабилитация территории и охрана здоровья населения г. Чапаевска Самарской области" - до 2010 г., от 13 сентября 1996 г. № 1098 "Отходы" - до 2000 г. (выделено менее 10 процентов от намеченного), от 8 июля 1997 г. № 843 "Сохранение амурского тигра" - до 2003 г. (в основном за счет зарубежных источников, выделенных на борьбу с браконьерством), от 25 ноября 1994 г. № 1306 "По обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна" - до 2000 г. (освоено менее 20 процентов).
Также действуют
"Об
утверждении положения о
3. Анализ федерального закона об охране окружающей среды
Со дня вступления в силу закона об охране окружающей среды утратили свою юридическую силу следующие нормативно-правовые акты:
1. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 10, ст. 457), за исключением статьи 84, которая утрачивает силу одновременно с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
2. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2397-1 "О внесении изменений в ст. 20 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 10, ст. 459);
3. Статья 4 Закона Российской Федерации от 2 июня 1993 г. № 5076-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 29, ст. 1111);
4. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 93-ФЗ "О внесении дополнений в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 29, ст. 2948).
5.
Постановление Верховного
Отмена такого количества нормативных актов говорит об универсальности и многогранности Федерального закона, что, несомненно, идёт ему на пользу.
Но есть и множество недочётов. Четырехлетняя правоприменительная практика в условиях хозяйственной и общественно - политической реформы страны обнаружила, наряду с позитивными результатами, некоторые пробелы как в самом Законе, так и в механизме его реализации. Принятые в этот период законодательные и иные нормативные акты в сфере охраны природы важны, но проблему до конца не решают - Закон нуждается в изменениях и дополнениях, подготовка которых сейчас ведется. Среди таких недочётов можно также выделить Статью 79: Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды:
Информация о работе Охрана окружающей среды в Российском законодательстве