Охрана окружающей среды в Российском законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 19:08, реферат

Краткое описание

В данной работе рассматривается действующее законодательство об охране окружающей среды Российской Федерации.
Цель работы – ознакомление с основными источниками НПА, Федеральными законами регулирующими отношения между обществом и природой.
Основной задачей данной работы: проведение анализа российского законодательства в сфере охраны природы, выявить его недостатки и достоинства.
Актуальность данной работы заключается в том, что изучение поставленной темы позволит уточнить представление о совершенстве российского законодательства выявить пробелы и недоработки нормативно-правовой базы.

Вложенные файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 40.51 Кб (Скачать файл)

АННОТАЦИЯ 

            Пчелинцева А.И. Охрана окружающей среды в Российском законодательстве. ЮУрГУ, КЗ - 211. Объем выполненной работы составил 17 страниц, библиографический список содержит 11 источников.

       В данной работе рассматривается действующее законодательство об охране окружающей среды Российской Федерации.

       Цель  работы – ознакомление с основными источниками НПА, Федеральными законами регулирующими отношения между обществом и природой.

       Основной задачей данной работы: проведение анализа российского законодательства в сфере охраны природы, выявить его недостатки и достоинства.

       Актуальность  данной работы заключается в том, что изучение поставленной темы позволит уточнить представление о совершенстве российского законодательства выявить пробелы и недоработки нормативно-правовой базы. 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………  4

1.ИСТОРИЯ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ………5

     1.1 Конституционные основы экологического  права ……………………… 6

2.ОБЗОР ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ…………................................ 7 

3.АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ………………………………………………………………………………………..   9

4. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЫА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ……………………………………………... 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… 16

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………… 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Российская  федерация является страной с  обширной территорией, богатой природными ресурсами. Задача органов природоохранной  деятельности состоит в надзоре  за соблюдением действующего законодательства в сфере охраны природных ресурсов нашей страны от уничтожения, либо их неправомерного использования. Все  полномочия и механизмы органов  государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды определяются действующим  законодательством, анализ которого и  есть цель моей работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. История природоохранного законодательства России

     Если  немного углубиться в историю  экологической и природоохранной  культуры, так сказать, найти корни  этих явлений, то ещё со времён Древней  Руси существовали правила бережного  обращения с землёй-матерью. Что  характерно для самоопределения  первобытного человека в окружающей его природе, так это сакральное начало, вера в божество, тревожить  и злить которое не в коем случае нельзя, иначе простой смертный мог за это поплатиться.

     Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция Российской Федерации  создает основы всех отраслей российского  законодательства, в том числе  об охране окружающей среды и экологической  безопасности, которые к концу  прошлого века стали глобальной проблемой  современного мира. В ХХI веке экологический кризис обостряется и проявляется в усилении дефицита питьевой воды, борьбе за разведанные месторождения полезных ископаемых, поиске чистого воздуха в столичных мегаполисах и даже возможностей продажи его в другие страны.

      Первые  конституции нашей страны содержали  лишь нормы об исключительной государственной  собственности на землю и другие основные природные ресурсы, об обязанностях землепользователей повышать плодородие почв.

     Россия  была одним из первых государств, принявших  в 1960 г. Закон "Об охране природы в  РСФСР"[1], провозгласивший основы правовых отношений "человек - природа". Немало из содержавшихся в нем положений себя оправдали и нашли дальнейшее развитие - например, о преподавании охраны природы в учебных заведениях и пропаганде ее издательствами, музеями, телевидением, редакциями газет и журналов, об общественной природоохранной экспертизе проектов крупнейших строек, о необходимости рационального использования природных ресурсов и государственной охране объектов природы, об ответственности руководителей ведомств и предприятий, а также граждан за нарушения природоохранных правил. Но многие законодательные положения оказались излишне декларативными и не подкрепленными подзаконными актами. 

     1.1 Конституционные  основы экологического  права

     На  конституционном уровне экологическая  тема получила отражение в Конституциях СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., когда в  ст. 18[2]  (после международной Стокгольмской  конференции 1972 г.) был закреплен  принцип, согласно которому в интересах  настоящего и будущих поколений  в России принимаются необходимые  меры для охраны и научно обоснованного  рационального использования земли  и ее недр, водных ресурсов, растительного  и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.

     Конституционный институт охраны окружающей среды имел ярко выраженный экономический, социальный, политический характер, хотя уже тогда  наукой ставились и обосновывались перспективные задачи перенесения  приоритета на социальные цели, связанные с обеспечением здоровья человека, его местообитанием и жизнью; вовлечения в экологический контроль общественности, человека, право которого на благоприятную среду предполагалось, но не гарантировалось; превращения граждан из объектов в субъекты экологического управления.[3]

     Конституция РФ 1993 г., со дня принятия которой исполнилось девятнадцать лет, содержит более конкретные экологические предписания и принципы, которые должны применяться на всей территории страны, а все принимаемые в Российской Федерации правовые акты не должны им противоречить. Это повышает фундаментальность влияния Конституции как на развитие экологического законодательства - федерального и регионального, так и на принятие и применение иных нормативных правовых актов на территории Федерации[4].

     Федеральный закон, принятый государственной думой  Российской федерации и одобренный Советом Федерации в декабре 2001 года об охране окружающей среды является новейшим нормативно-правовым актом, существующим на данный момент. 
 

  1. Обзор действующих нормативно-правовых актов в области защиты и охраны окружающей среды

     Конституция Российской Федерации является нормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической  силой. В конституции содержится множество статей, в которых так или иначе регулируются общественные отношения в области окружающей среды. Например, ст.9: «1.Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

     2.Земля  и другие природные ресурсы  могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

     В ст. 42 Конституции РФ чётко определено, что каждый имеет право на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью или  имуществу экологическим правонарушением. В Конституции закрепляются только основы государственного и общественного  устройства, а конкретные механизмы  прописываются в нижестоящих  по компетенции нормативно-правовых актах, либо в международных договорах  и соглашениях. Как и в других государствах, этот конституционный  тезис представляется слишком общим, нуждается в конкретизации, подкреплении иными актами и правоприменением. Иски граждан, основанные на этой статье Конституции РФ, либо остаются без удовлетворения, а если удовлетворяются, то остаются нереализованными, как это случилось в Подмосковье, где муниципальные образования оказались не в состоянии выполнить решения судов о переселении граждан, проживающих в неблагоприятных шумовых условиях вблизи аэропорта Быково.[5]

       Статья 58 определяет обязанности  по сохранению природы и окружающей  среды, обязует бережно относиться  к природным богатствам. В ст. 41 говорится о поощрении деятельности, способствующей экологическому  и санитарно-эпидемиологическому  благополучию. Об становлении основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации говорится в п. "е" ст. 71. В п. 1 "в" ст. 114 правительство Российской Федерации обеспечивает проведение государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. И, наконец, ст.72 содержит данную формулировку: « В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

…д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности; особо  охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры…»

     Помимо  конституции, в которой обозначены общие положения, существуют кодексы  и законы, направленные но более  конкретную и чёткую регламентацию механизмов и путей реализации норм права, кроме того содержат в себе множество растолковывающих и уточняющих норм:

- Земельный кодекс РФ.

- Закон РФ "О недрах" (в ред. ФЗ от 3 марта 1995 г.)

- Водный кодекс РФ.

- Лесной кодекс РФ.

- ФЗ "О животном мире"

- ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"

- Закон "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"

- Закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

     Отдельно  хочется выделить федеральный закон  «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, анализ которого приведён в  следующей главе. Следует сказать  о Федеральном конституционном  законе "О Правительстве Российской Федерации", в котором предусмотрен блок его полномочий в области  природопользования и охраны окружающей среды. Правительством РФ утверждены Федеральные целевые программы (ФЦП) Постановлениями от 3 октября 1996 г. № 1161 "Оздоровление окружающей среды и населения г. Череповца на 1997 - 2010 годы", от 21 июня 1996 г. № 720 "Социально-экологическая реабилитация территории и охрана здоровья населения г. Чапаевска Самарской области"  - до 2010 г., от 13 сентября 1996 г. № 1098 "Отходы" - до 2000 г. (выделено менее 10 процентов от намеченного), от 8 июля 1997 г. № 843 "Сохранение амурского тигра" - до 2003 г. (в основном за счет зарубежных источников, выделенных на борьбу с браконьерством), от 25 ноября 1994 г. № 1306 "По обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна" - до 2000 г. (освоено менее 20 процентов).

       Также действуют многочисленные  постановления Правительства РФ, например от 23.12.1993 № 1362

     "Об  утверждении положения о порядке  осуществления государственного  контроля за использованием   и охраной земель в Российской Федерации " 
 

     3. Анализ федерального закона об охране окружающей среды

     Со  дня вступления в силу закона об охране окружающей среды утратили свою юридическую силу следующие нормативно-правовые акты:

     1.   Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г.  № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 10, ст. 457), за исключением статьи 84, которая утрачивает силу одновременно с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

     2.   Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2397-1 "О внесении изменений в ст. 20 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 10, ст. 459);

     3. Статья 4 Закона Российской Федерации от 2 июня 1993 г. № 5076-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 29, ст. 1111);

     4.   Федеральный закон от 10 июля 2001 г.  № 93-ФЗ "О внесении дополнений в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 29, ст. 2948).

     5.   Постановление Верховного Совета  РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2061-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 10, ст. 458) утрачивает силу одновременно со статьей 84 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды".

     Отмена  такого количества нормативных актов  говорит об универсальности и  многогранности Федерального закона, что, несомненно, идёт ему на пользу.

     Но  есть и множество недочётов. Четырехлетняя  правоприменительная практика в  условиях хозяйственной и общественно - политической реформы страны обнаружила, наряду с позитивными результатами, некоторые пробелы как в самом Законе, так и в механизме его реализации. Принятые в этот период законодательные и иные нормативные акты в сфере охраны природы важны, но проблему до конца не решают - Закон нуждается в изменениях и дополнениях, подготовка которых сейчас ведется. Среди таких недочётов можно также выделить Статью 79: Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды:

Информация о работе Охрана окружающей среды в Российском законодательстве