Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 21:11, доклад
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в ст. 4 перечисляет следующие объекты охраны окружающей среды, подлежащие особой охране:
объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия;
государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
государственные природные заказники;
памятники природы;
национальные, природные и дендрологические парки;
ботанические сады;
лечебно-оздоровительные местности и курорты;
иные природные комплексы;
Особо охраняемые территории и объекты
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в ст. 4 перечисляет следующие объекты охраны окружающей среды, подлежащие особой охране:
объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия;
государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
государственные природные заказники;
памятники природы;
национальные, природные и дендрологические парки;
ботанические сады;
лечебно-оздоровительные местности и курорты;
иные природные комплексы;
исконная среда обитания,
места традиционного проживания
и хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов
объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;
континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации;
редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
"К российским объектам
всемирного природного
Статья 62 Федерального закона
"Об охране окружающей среды" предусматривает
учреждение Красной книги почв РФ
и Красной книги почв ее субъектов,
однако таковых на сегодняшний день
пока не имеется. А вот редкие и
находящиеся под угрозой
Часть из перечисленных объектов относится к особо охраняемым природным территориям, установленным Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", и является объектом общенационального достояния.
С учетом последней редакции от 29 декабря 2004 г.Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ):
ООПТ федерального значения
- государственные природные
ООПТ федерального либо регионального значения - государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки; ботанические сады;
ООПТ федерального, регионального либо местного значения - лечебно-оздоровительные местности и курорты.
ООПТ федерального значения
являются федеральной собственностью
и находятся в ведении
ООПТ являются не совокупностью
отдельных объектов окружающей среды,
а природными комплексами. ООПТ - это
участки земли, водной поверхности
и воздушного пространства над ними,
где располагаются природные
комплексы и объекты, которые
имеют особое природоохранное, научное,
культурное, эстетическое, рекреационное
и оздоровительное значение, которые
изъяты решениями органов
Все ООПТ и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Данные об ООПТ заносятся в государственный кадастр ООПТ. Государственный кадастр ООПТ включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
"Охраняемые природные
территории традиционно
На с. 179 приведена таблица
ООПТ, взятая из книги "Охраняемые природные
территории в России: правовое регулирование".
Аналитический обзор
Число и площадь различных категорий ООПТ в России (по состоянию на начало 2003 г.)
——————————————————————————————
| Категория ООПТ | Число ООПТ | Площадь, млн. га | Доля в территории |
| | | | страны, % |
|————————————————————————|————
|ООПТ федерального| 232 | 54,1 | 2,6 |
|значения | | | |
|————————————————————————|————
|Заповедники, всего без| 100 | 33,7 | 1,6 |
|морских акваторий | | 27,3 | |
|————————————————————————|————
|Национальные парки | 35 | 6,9 | 6,9 |
|————————————————————————|————
|Заказники, всего без| 69 | 12,5 | 0,6 |
|морских акваторий | | 9,9 | |
|————————————————————————|————
|Памятники природы | 28 | 0,07 | - |
|————————————————————————|————
|ООПТ иных категорий, в| >35 | >0,4 | |
|том числе| 27 | |
|лечебно-оздоровительные | | | |
|местности и курорты | | | |
|————————————————————————|————
|ООПТ регионального и| >15300 | >171,0 | 10 |
|местного значения | | |
|————————————————————————|————
|Природные парки | >40 | >14,0 | 0,8 |
|————————————————————————|————
|Заказники | >3000 | >67,8 | 4,0 |
|————————————————————————|————
|Памятники природы | >10000 | >4,2 | 0,3 |
|————————————————————————|————
|ООПТ иных категорий | >2300 | >85,0 | 5 |
|————————————————————————|————
|Всего | >15532 | >192,1 | 11,2 |
——————————————————————————————
ООПТ создаются одновременно
с государственными учреждениями для
охраны ООПТ и выполнения основных
задач ООПТ, предусмотренных специальным
положением, принимаемым для ООПТ
в индивидуальном порядке. Как правило,
ООПТ и подобные государственные
учреждения носят одноименное
"В 1980 г. Международный
союз охраны природы и
Государственные природные заповедники по своему статусу обладают наиболее ужесточенным режимом использования природных объектов, содержат больше запретов и более ценные участки, охраняемые экземпляры дикой флоры и фауны, ограниченный режим пребывания и т.д. В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.
Национальные парки могут
использоваться для научных, культурных
целей и для регулируемого
туризма. На их территориях запрещается
любая деятельность, которая может
нанести ущерб природным
Природные парки на своей территории выделяют различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.