Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:00, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе системы экологического законодательства Российской Федерации.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
Проанализировать коллизии экологического законодательства
Исследовать пробелы экологического права
Рассмотреть пути и направления совершенствования экологического законодательства
Определить возможности совершенствования уголовного законодательства в сфере охраны природной среды.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Недостатки экологического законодательства………………………..5
1.1. Коллизии в экологическом законодательстве……………………………...5
1.2.Аспекты формирования единого понятийного аппарата в области гражданских прав в сфере охраны окружающей среды………………………..8
Глава 2. Основные направления совершенствования экологического законодательства………………………………………………………………...12
2.1.Пути и направления совершенствования экологического законодательства………………………………………………………………...12
2.1.Проблемы совершенствования уголовного законодательства в области охраны природы…………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………24
Список источников и литературы………………………………………………26
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра «Аэрологии, охраны труда и окружающей среды»
Курсовая работа
по дисциплине
«Экологическое право»
на тему:
«Основные проблемы, пути и направления совершенствования экологического законодательства»
Выполнил___________
Проверил___________
Дата сдачи__________
Оценка_____________
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Недостатки экологического законодательства………………………..5
1.1. Коллизии в экологическом законодательстве……………………………...
1.2.Аспекты формирования
Глава 2. Основные направления совершенствования
экологического законодательства……………………………………
2.1.Пути и направления совершенствования
экологического законодательства……………………………………
2.1.Проблемы
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы………………………………………………26
Введение
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что экологическое право регулирует очень важную область общественных отношений, напрямую связанную с жизнью и здоровьем человека. Законодательство, регулирующее данные отношение должно закреплять необходимые правовые условия для реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и выполнения обязанности каждого сохранять природную среду, бережно относиться к природным богатствам. Современному экологическому законодательству в Российской Федерации требует усовершенствование, способное повысить его эффективность.
Объектом курсовой работы являются экологические правоотношения, регулируемые экологическим законодательством. Предметом – нормативно-правовые акты, входящие в систему законодательства об окружающей среде. Например, Конституция Российской Федерации 12.12.1993, Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие.
Цель курсовой работы состоит в анализе системы экологического законодательства Российской Федерации.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
В курсовой работе проведен анализ научных и учебных публикаций о проблеме совершенствования экологического законодательства. Изучением данной проблемы занимались такие правоведы как, Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Васильева М.И., Дубовик О.Л., Игнатьева И.А., Хлуденева Н.И. и другие.
В курсовой работе были использованы следующие методы: синтетический, аналитический, метод сравнения.
Структура данной работы включает в себя введение, главы, параграфы, заключение.
Глава 1. Недостатки экологического законодательства
Актуальным является вопрос о необходимости разграничения государственно-правовых категорий в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Сегодня приходится говорить об отсутствии единого термина, обозначающего совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды. В литературе используются разные термины и обороты: «природоохранное законодательство», «природоохранительное законодательство», «природоресурсное законодательство», «экологическое законодательство» и т.д.1.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды»2 использует формулировку «законодательство в области охраны окружающей среды». Так было не всегда, Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды»3 содержал иную терминологию, закрепляя в ст. 2 «систему природоохранительного законодательства Российской Федерации». В законах СССР не говорилось о системе законодательства об охране окружающей среды.
Необходимо согласиться с мнением О.Л. Дубовик4, которая считает, что подобные термины «возникли в разные периоды и, фактически являясь иногда синонимами или чаще смежными понятиями, отражают постепенное формирование новой отрасти законодательства – экологического, понятие которого укоренилось сегодня в правотворчестве и науки. О.Л. Дубовик говорит об экологическом законодательстве в узком и широком смысле. В узком смысле слова речь идет о природоохранном законодательстве, обозначенном п. «к» ст. 72 Конституции РФ5 как законодательство об охране окружающей среды – это совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующих только охрану окружающей среды. В широком смысле слова подразумевается, природоресурсное законодательство, в соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции РФ состоящее из водного, земельного, лесного законодательства, законодательства о недрах, в данном случае добавляется регламентация использования природных ресурсов, и обеспечения экологическое безопасности населения и территорий, и экологического правопорядка.
Сегодня термин «экологическое законодательство» чаще всего употребляется в научной литературе. При этом в формулировку «экологической политики, вкладывают смысл двух направлений деятельности государства: природоохранной и по использованию природных ресурсов6.
В свою очередь, Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» раскрывают понятия «охраны окружающей среды» и «использование природных ресурсов». Так, согласно ст. 1 ФЗ под «охраной окружающей среды следует понимать деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Таким образом, деятельность, направленная на рациональное использование природных ресурсов, составляет содержание и является элементом охраны окружающей среды.
Следовательно, соотношение понятий государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды является актуальным, в связи с тем, что в разных нормативно-правовых актов встречаются противоречащие друг другу формулировки.
Анализ федерального экологического законодательства позволил выявить целый ряд отраслевых и межотраслевых коллизий, выявляющих степень коллизионного напряжения в данной отрасли законодательства. Причины появления коллизий в экологическом законодательстве различны. С одной стороны, возникновение коллизий связано с объективными проблемами эколого-правового регулирования, а с другой - обусловлено влиянием целого ряда субъективных факторов, связанных с деятельностью человека (в первую очередь с деятельностью законодателя)7.
Например, в соответствии с положениями ст. 42 Конституции РФ гражданин Российской Федерации имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Пункт 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет аналогичное право за каждым гражданином Российской Федерации. В то же время согласно п. 2 ст. 11 указанного Федерального закона возможность направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды предоставлена гражданам только в местах своего проживания. Получается, что гражданин может обладать информацией о состоянии окружающей среды лишь региона проживания, что противоречит Конституции, и п. 2. ст. 11 требует другого изложения.
Пунктом 3 ст. 70 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право на проведение научных исследований в области охраны окружающей среды предоставлено только научным организациям, в то же время, исходя из содержания ст. 3 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»8, можно сделать вывод о том, что научную деятельность вправе осуществлять не только юридические лица, но и физические лица - граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства. Таким образом, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» существенно сужает перечень субъектов, наделенных правом на осуществление научно-исследовательской деятельности в области охраны окружающей среды.
1.2.Аспекты формирования единого понятийного аппарата в области гражданских прав в сфере охраны окружающей среды
Экологические права – это одна из наиболее существенных новаций развивающегося российского законодательства. Это новое поколение прав, которые возникли вместе с появлением новой отрасли экологического права. При этом особенностью экологических прав является то, что они затрагивают жизненно важные интересы каждого человека. В доктрине отсутствует единообразное понимание.
Вопрос о необходимости формирования единого понятийного аппарата наиболее часто употребляемых в праве определений имеет особое юридическое значение, так что это исключает возможность или необходимость их субъективного толкования
Экологические права – это отношения взаимодействия живых существ со средой своего обитания, не включающие факторы экономической заинтересованности.
Основные экологические права закреплены в ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды»: «Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде».
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. По мнению ряда правоведов, данное определение является некорректным и имеет ряд дефектов в связи с тем, что закреплена единственная характеристика благоприятной среды – устойчивость. Словосочетание устойчивое функционирование допускает множество трактовок, что является недопустимым по отношению к закону. Благоприятность окружающей среды в теории экологического права помимо устойчивости определяется и другими признаками, такими как: ресурсоемкость, эстетичность, разнообразие9.
Все это позволяет сделать вывод, что понятие благоприятной окружающей среды, следует изложить в следующей редакции: «благоприятная окружающая среда – окружающая среда, которая обеспечивает здоровое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов и которая соответствует установленным в экологическом законодательстве требованиям и нормативам незагрязненности (чистоты), ресурсоемкости (неистощимости), видового разнообразия, эстетического богатства, и не наносит непоправимый вред здоровью человека и его будущим поколениям10. Отметим, что в российском законодательстве сложилось такая ситуация, когда право на экологическую информацию, регламентируется, но отсутствует правовое определение. Экологическая информация, как один из важнейших институтов экологического права, представлен только в научных работах, СМИ, деятельности общественных организаций. Обобщая различные подходы к содержанию экологической информации, можно дать следующее определение: под нею понимаются сведения об окружающей человека среде, о деятельности, негативно влияющей (или могущей влиять) на окружающую среду и организм (здоровье) человека, а также сведения о мерах по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, о соблюдении и защите экологических прав граждан11.
На данный момент законодательно не закреплено определение «экологическое правонарушение в законодательстве. В старом Законе «Об охране окружающей среды» такое понятие существовало. Под экологическим правонарушением понималось «виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Для устранения данного пробела законодательства следует вновь ввести определение экологического правонарушения с учетом произошедших изменений и достижений науки, техники и жизни общества в целом12. Также в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» не сформулированы виды экологических правонарушений, влекущих применение мер административной и уголовной ответственности, что вряд ли правомерно. В связи с этим возникают серьезные проблемы при определении и разграничении составов уголовных преступлений и административных правонарушений, что создает серьезные проблемы в правоприменительной сфере и влияет на соблюдение федерального и регионального экологического законодательства13.
Подводя итоги, следует сказать, что на данный момент экологическое законодательство нельзя назвать совершенным, изобилие нормативно-правовых актов приводит к тому, что нормы, регулирующие сходные отношения противоречат друг другу. Негативной характеристикой является отсутствие нормативно закрепленного содержания понятий экологических прав гражданина, что препятствует развитию института защиты экологических прав.