Введение
Одна из приобретающих
все большее значение проблем
современности - это проблема качества
окружающей природной среды и
организации рационального природопользования.
Это обусловлено увеличением
промышленного потенциала и транспорта,
усилением потребления и видимым
истощением минеральных ресурсов, ростом
антропогенного воздействия человека
на природу и связанным с этим
загрязнением деградацией естественной
среды обитания человека.
С помощью права и иными
способами человечество пытается предотвратить
экологический кризис и глобальную
катастрофу; взаимоотношения правовых
норм и государственных усилий в
этой важнейшей сфере общественных
отношений настолько актуальны
и специфичны, что заслуживают
отдельного рассмотрения. Можно констатировать,
что нет такого института и
предмета, рассматриваемого общей теорией
права, который не был бы тесно
связан с экологией и не проецировался
бы на нее, как и она в свою очередь
воздействует на экологизацию отраслей
и большинства институтов права.
Под охраной окружающей среды
понимается деятельность органов государственной
власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов
Федерации, органов местного самоуправления,
общественных и иных некоммерческих
объединений, юридических и физических
лиц, направленная на сохранение и восстановление
природной среды, рациональное использование
и воспроизводство природных
ресурсов, предотвращение негативного
воздействия хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду
и ликвидацию ее последствий.
Объектами охраны окружающей
среды от загрязнения, порчи, уничтожения
являются земли, недра, почвы; поверхностные
и подземные воды; леса и иная
растительность, животные и другие
организмы и их генетический фонд;
атмосферный воздух, озоновый слой
атмосферы и околоземное пространство.
В первоочередном порядке охране
подлежат естественные экологические
системы, природные ландшафты и
природные комплексы, не подвергшиеся
антропогенному воздействию, особо
охраняемые природные территории и
объекты. Связанные с вышеуказанными
природными объектами общественные
отношения подлежат правовому регулированию.
Последние десятилетия наряду
с понятиями окружающей, природной,
естественной среды завоевывает
понятие "экология": в Конституции
России - экологическое благополучие
(ст. 41), экологическое правонарушение
(ст. 42), экологическое развитие Российской
Федерации (ст. 71), экология (ст. 114); в
образовании - экологическое право
как учебная дисциплина в юридических
вузах и как специальность
научных исследований для присуждения
ученых степеней.
Формирование и эффективность
права давно привлекают исследователей
ввиду специфичности этого уникального
феномена, различных подходов к его
пониманию. Актуален вопрос о действенности
юридических регуляторов применительно
к экологическому праву, оно молодо
и нередко оказывается неэффективным.
Для того чтобы уяснить соотношение
экологии и права, целесообразно
определиться с задачами, системой,
возможностями, пробелами, противоречиями,
путями систематизации и совершенствования
экологического права и законодательства
в XXI в.
Основной задачей экологического
права является регулирование экологических
общественных отношений, т.е. управление
ими при помощи принятия письменного
акта, имеющего категорический, обязательный,
всеобщий характер, создание правоотношений,
возложения обязанностей на одних и
предоставления прав другим. Исполнение
правовых требований обеспечивается правосознанием,
правовой культурой граждан, механизмом
реализации правовых норм, в том
числе контрольно-надзорной деятельностью
государственных органов, стимулированием
надлежащего поведения (что достаточно
редко) либо наложением санкций на правонарушителей
(к чему общество более привыкло)
1.Окружающая природная среда
как объект правовой охраны. Международные
объекты экологического права.
Объекты международной правовой
охраны окружающей среды - это природные
объекты, по поводу которых у субъектов
международного права (государств и
международных организаций) формируются
экологические отношения. Например,
в составе государственных природных
заповедников выделяются биосферные заповедники,
официально признанные ЮНЕСКО в качестве
составных частей международной
сети наблюдательных станций для
слежения за изменениями состояния
окружающей природной среды под
влиянием человеческой деятельности.
Объектом международно-правовой
охраны является вся природа
планеты Земля и околоземного
космического пространства в
пределах, в которых человек реально
воздействует на материальный
мир. Но поскольку природная
среда имеет ряд внутренних
структурных подразделений, различаются
ее элементы и охраняемые объекты.
В том числе Мировой океан,
который занимает 2/3 площади поверхности
земного шара.
Понятием «Мировой
океан» охватываются все четыре
имеющихся на земле океана: Атлантический,
Индийский, Тихий и Северный
Ледовитый, а также все связанные
с ними моря. Мировой океан
содержит огромное количество
полезных ископаемых, биологических
ресурсов, энергии. Велико его
транспортное значение. Освоение
Мирового океана должно проводиться
в интересах всего человечества.
Материки, которые составляют
основное и непосредственное
жизненное пространство для развития
человечества. Традиционно этим
понятием охватывается весь природный
комплекс, прочно связанный с
сухопутной поверхностью Земли,
т.е. почвы, недра земли, водные
ресурсы, растительный и животный
мир.
Однако за последние
годы происходит дифференциация
природных объектов в сфере
международно-правовой охраны, и
постепенно получают самостоятельное
признание в качестве охраняемых
объектов международные реки
и другие материковые водоемы,
мигрирующие животные, которые проводят
отдельные периоды жизни на
территории различных стран и
в международных пространствах,
другие природные богатства, принадлежащие
двум или нескольким странам.
Антарктиду справедливо
называют материком мира и международного
сотрудничества. В Договоре об Антарктиде
(1959 г.) провозглашена свобода научных
исследований, использование этого
материка только в мирных целях, определен
международно-правовой режим Антарктиды.
Новые, более жесткие меры по охране
животного и растительного мира,
удалению отходов и предупреждению
загрязнения отражены в Протоколе,
подписанном в октябре 1991 г. в
Мадриде по итогам международного сотрудничества
в Антарктиде.
Атмосферный воздух
— газообразная оболочка земного
шара, лежащая между поверхностью
Земли и космическим пространством.
Состав газов атмосферного воздуха
является относительно постоянным,
содержит в определенных пропорциях
кислород, азот, углекислый газ, благодаря
чему обеспечивается одна из
основных физиологических потребностей
живых организмов — дыхание,
а также ряд процессов обмена
веществ в природе.
Космос — все материальное
пространство, лежащее за пределами
Земли и ее атмосферы. Космическое
пространство бесконечно. Но сфера
влияния людей ограничена ближайшим
к Земле районам. Поэтому при
современном уровне развития
производительных сил, который
обусловливает процессы проникновения
человека в космос, в международно-правовой
охране нуждается лишь часть
космоса, а именно, околоземное
космическое пространство, естественный
спутник Земли — Луна, планеты
Солнечной системы, поверхности
которых достигают космические
корабли.
В этой связи рамки
международно-правового урегулирования
охраны окружающей среды тоже
распространяется на космическое
пространство, соответствующие объекты
охватывает Землю, воздушное пространство
и космическое пространство.
Независимо от приведенной
классификации природные объекты
с учетом различий в их правовом
режиме подразделяются на находящиеся
под национальной юрисдикцией
или контролем отдельных государств
— внутригосударственные природные
объекты и находящиеся вне
национальной юрисдикции или
контроля — международные, интернациональные
природные объекты.
К объектам, находящимся
под национальной юрисдикцией
или контролем, принадлежат природные
богатства материков на территории
отдельных государств, богатства,
находящиеся в пределах прибрежных
территориальных морских вод,
континентального шельфа и исключительных
экономических зон.
Правовой режим внутригосударственных
природных объектов определяется
внутренним правом каждой страны.
В соответствии с нормами внутреннего
права решается вопрос о собственности
на природные объекты: они могут
принадлежать государству, частным
лицам, государственным, кооперативным,
общественным организациям, а иногда
и международным сообществам.
Внутреннее право устанавливает
порядок владения, распоряжения
и пользования природными объектами.
В правовом регулировании
использования и охраны внутригосударственных
природных объектов есть доля
участия и норм международного
права. Здесь существует соотношение
и взаимодействие норм внутреннего
и международного права. Обычно
выработанные мировой практикой,
получившие всеобщее признание
и закрепленные в международно-правовых
актах прогрессивные принципы
трансформируются в нормы внутреннего
права и таким путем проводятся
в жизнь.
К числу природных
объектов, находящихся вне национальной
юрисдикции и контроля, за пределами
сферы исключительного суверенитета
отдельных государств, относятся
в основном те из них, которые
находятся в интернациональных
пространствах: Мировой океан
со всеми его богатствами, за
пределами территориальных вод,
континентального шельфа и экономических
зон, отдельные материки, например,
Антарктида, часть атмосферы Земли
и космос.
Правовой режим международных
природных объектов определяется
в основном нормами международного
права. Вопрос о собственности
на эти объекты продолжительное
время вообще не возникал. Господствовало
молчаливое признание интернациональных
природных объектов ничьей вещью
и согласие с правом любой
страны на захват этих объектов.
Но в современных
условиях такое положение все
меньше стало отвечать интересам
и потребностям народов мира.
Были выработаны и постепенно
внедрены в практику некоторые
международно-правовые принципы, ограничивающие
возможность произвольных действий
в отношении международных природных
объектов.
2. Государственная
экологическая экспертиза: принципы и
порядок проведения.
Экспертиза -- это исследование
специалистом (экспертом) каких-либо вопросов,
решение которых требует специальных
познаний в области науки, техники
или искусства. Экспертные оценки представляют
собой количественные оценки процессов
или явлений, не поддающихся непосредственному
измерению, а поэтому основываются
на суждениях специалистов.
Экологическая экспертиза --
это установление соответствия намечаемой
хозяйственной и иной деятельности
экологическим требованиям и
определение допустимости реализации
объекта экологической экспертизы
в целях предупреждения возможных
неблагоприятных воздействий этой
деятельности на окружающую природную
среду и связанных с ними социальных,
экологических и других последствий
реализации объекта этой экспертизы.
Экологическая экспертиза проводится
на строительство новых, реконструкцию
действующих заводов, фабрик, шахт,
рудников, машин, оборудования, а также
материалов, приборов, оказание услуг
и т.п., использование которых
ведет к загрязнению окружающей
среды и разрушению экосистем, нерациональному
использованию природных ресурсов,
наносит вред здоровью населения, растительному
и животному миру.
Требования к качеству
и обоснованности проведения экологических
экспертиз постоянно повышаются
наряду с ускорением научно-технического
прогресса, внедрением в производство
новейшей техники и технологии. В
связи с этим периодически пересматриваются
законодательные и нормативные материалы.
Федеральный закон «Об
экологической экспертизе» от 23
ноября 1995 г. №174-ФЗ. регулирует отношения
в области экологической экспертизы.
Он направлен на реализацию конституционного
права граждан Российской Федерации
на благоприятную окружающую среду
посредством предупреждения негативных
воздействий хозяйственной и
иной деятельности на эту среду и
предусматривает реализацию конституционного
права субъектов Российской Федерации
на совместное ведение вопросов охраны
окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности. Наряду
с этим законом действует постановление
Правительства Российской Федерации
от 11 июня 1996 г. № 698 «Об утверждении
Положения о порядке проведения
государственной экологической
экспертизы».