Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 13:26, контрольная работа
Современное состояние экологической сферы России может быть охарактеризовано как критическое. В этих условиях обеспечение и стабилизация экологически безопасного развития России в системе внутренних и внешних координат становится первоочередной задачей государства. С этих позиций целесообразно обратиться к общесистемным понятиям в области экологической безопасности. Одним из важнейших компонентов национальной безопасности и наиболее актуальным на сегодняшний день, выступает именно экологическая безопасность.
1. Основные направления в области обеспечения экологической безопасности ………………………………………………………………………. 3
2. Конституционное значение обеспечения экологической безопасности. 13
а) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
б) механизм разграничений полномочий РФ и ее субъектов по обеспечению экологической безопасности;
в) ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения
экологической безопасности.
3. Международное сотрудничество в целях обеспечения экологической безопасности………………………………………………………………………. 13
Задача………………………………………………………………………… 22
Список использованной литературы…………………………………….. 24
по дисциплине:
Экологическое право
Вариант - 1
Домашний адрес: 676790 Амурская область пгт
Хабаровск 2014 г.
Вопросы
1. Основные
направления в области
2. Конституционное
значение обеспечения
а) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
б) механизм разграничений полномочий РФ и ее субъектов по обеспечению экологической безопасности;
в) ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения
экологической безопасности.
3. Международное
сотрудничество в целях обеспечения экологической
безопасности………………………………………………
Задача………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….. 24
1. Основные направления в области обеспечения экологической безопасности.
Современное состояние экологической сферы России может быть охарактеризовано как критическое. В этих условиях обеспечение и стабилизация экологически безопасного развития России в системе внутренних и внешних координат становится первоочередной задачей государства. С этих позиций целесообразно обратиться к общесистемным понятиям в области экологической безопасности. Одним из важнейших компонентов национальной безопасности и наиболее актуальным на сегодняшний день, выступает именно экологическая безопасность.
Понятие экологической безопасности, несмотря на широкое распространение в законодательном массиве и «популярность» в научной среде, не имеет в настоящее время прочного в мировоззренческом и корректного в методологическом смыслах определения.
Экологическая безопасность трактуется как:
1. состояние защищенности соответствующих объектов;
2. система мер и норм, сумма условий, устраняющих конкретную угрозу;
3. степень защищенности ее объекта.
При этом, как правило, экологической безопасности отводится роль «фиксатора» отдельного эколого-правового сегмента. Одни авторы акцентируют внимание на защите прав человека; другие выделяют только защиту экологии; третьи упор делают на проблемах безопасности. К этому следует отнести позицию отрицания самостоятельного значения проблемы в целом. Такая односторонняя интерпретация затрудняет анализ сущности и социально-правового статуса явления, не позволяет выделить его из системы родственных отношений.
Научное определение понятия экологической безопасности находится в эволюционной стадии. Одно из них - «экологическая безопасность - это обеспечение гарантий предотвращения экологически значимых катастроф и аварий в результате совокупности определенных действий». Источниками экологической опасности могут быть не только катастрофы и аварии, но и накапливающиеся в природной среде изменения, достигающие опасного порога (выбросы газов в атмосферу, загрязнения рек, опасные отходы и т.д.).
Экологическая безопасность России - иерархическое, многофункциональное социально-правовое явление, а его обеспечение - динамичный и порой весьма дорогостоящий вид юридически значимой деятельности.
В научной среде существуют разные подходы к определению сущности понятия «экологическая безопасность»:
Экологическая безопасность - юридически-организационная защищенность личности, общества и государства, основанная на комплексе мер по прогнозированию, предотвращению негативных экологических событий и явлений либо компенсации при их наступлении.
Экологическая безопасность - это состояние защищенности личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых повседневным загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека, функционированием производственных объектов, а также в результате стихийных бедствий и катастроф.
О глобальном характере экологической безопасности как важнейшей составляющей национальной безопасности в России в серьез заговорили в последнем десятилетии прошедшего века по причине недавней изоляции политической системы и слабых экономических интеграционных процессов. Данному вопросу было посвящено специальное заседание Госсовета в 2003 году.
Экологическая безопасность хозяйственной деятельности - система технологических мер, направленных на недопущение причинения вреда окружающей среде и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций.
Очевидно, что экологическая безопасность - элемент и вид национальной безопасности России. Однако, по мнению М.И. Русакова, в контексте обеспечительной деятельности экологическая безопасность обнаруживает существенное преимущество перед национальной безопасностью - она наиболее реальна.
Источником угроз является объективный характер последствий взаимодействия человеческого и природного факторов. Именно реальность угроз экологической безопасности позволяет сделать неутешительный вывод о том, что современное состояние экологической сферы России критическое.
На наш взгляд, термин «экологическая безопасность» целесообразно трактовать как «состояние защищенности граждан, общества, государства, а также природной среды и ресурсов, в результате безаварийного функционирования промышленных и иных объектов и мероприятия по обеспечению права на благоприятную окружающую среду».
На основании исследования нормативно-правовых документов можно сделать достаточно чёткий вывод о том, что экологическая безопасность является составной частью национальной безопасности России, наряду с государственной, общественной, экономической, информационной безопасностью.
Приоритетными направлениями деятельности по обеспечению экологической безопасности России являются:
- обеспечение экологической безопасности устойчивого развития в условиях рыночных отношений;
- охрана среды обитания человека;
- оздоровление, восстановление разрушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России;
- участие в решении глобальных экологических проблем.
Принятые законы и нормативные акты в области экологического законодательства призваны решать следующие задачи:
- защита прав граждан, ставших жертвами экологических бедствий;
- соблюдение прав человека;
- обеспечение элементарной экологической дисциплины;
- ответственность должностных лиц за противоправную экологическую деятельность;
- согласование экологических и экономических интересов хозяйствующих субъектов и населения.
Важным является осознание того факта, что Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года чётко называет стратегические цели обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, а именно:
- сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты;
2. Конституционное значение обеспечения экологической безопасности.
Конституционное значение определяется, прежде всего, тем, что вопросы обеспечения экологической безопасности отнесены Конституцией РФ (п. «д» ч. 1 ст. 72) к конституционным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, наряду с вопросами природопользования и охраны окружающей среды. В оценке конституционности этих отношений можно выделить три аспекта.
Во-первых, соотношение этих объектов (природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности) в Конституции РФ не определено, поэтому в законодательстве встречаются различные подходы к решению этой проблемы.
Например, государственное регулирование в области охраны окружающей природной среды и природопользования на Севере направлено на обеспечение экологической безопасности (ст. 12 Федерального закона «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» от 19 июня1996 г. (в ред. от 2 января 2000 г.), т.е. обеспечение экологической безопасности выступает приоритетом по отношению к природопользованию и охране окружающей среды. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. в ст. 3 обеспечение экологической безопасности названо как основной принцип охраны окружающей среды, тогда как охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов выступают как необходимые условия обеспечения и благоприятной окружающей среды, и экологической безопасности, т.е. уже два объекта (охрана окружающей среды и экологическая безопасность) имеют приоритет перед природопользованием, а последнее выступает условием их обеспечения. В ежегодном Государственном докладе МПР России «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации» экологическая безопасность рассматривается уже как часть охраны окружающей среды и природопользования, а ее обеспечение включает использование инструментов оценки, предупреждения, контроля и ликвидации негативных воздействий на окружающую среду и здоровье населения планируемой или осуществляемой хозяйственной деятельности (экологическая экспертиза, лицензирование, экологический контроль, экологический мониторинг, экологическое страхование).
Во-вторых, практически не определены конкретные механизмы разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области обеспечения экологической безопасности и процедуры их реализации.
В-третьих, обеспечение экологической безопасности, но только государства, может выступать конституционным основанием для ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Таким образом, при обеспечении верховенства Конституции РФ и надзора за ее соблюдением важно учитывать, что:
- обеспечение экологической безопасности рассматривается как самостоятельный объект права раздельно от природопользования и охраны окружающей среды (ст. 72), при этом необходимо четкое установление их правовых признаков и соотношения их правовых режимов;
- обеспечение экологической безопасности является сферой совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72), для чего необходимы механизмы разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов в этой области в конкретных правовых актах, как предусмотренные в действующем законодательстве, так при разработке специального федерального закона;
- обеспечение экологической безопасности в отличие от охраны природы и окружающей среды, природопользования не является конституционной обязанностью каждого человека и гражданина на территории Российской Федерации (ст. 58), но является обязанностью Российской Федерации и ее субъектов;
- обеспечение экологической безопасности может служить основанием, необходимым и достаточным условием для ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе при проведении ОРД, только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
Общественные экологические отношения подразделяются на несколько групп, каждая из которых имеет свою специфику, которую необходимо учитывать в процессе их правового регулирования. В первую группу экологических отношений входят отношения собственности на природные ресурсы. Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной собственности. Нормы ст. 9 носят не только конституционно-правовой, но и эколого-экономический характер, поскольку природа имеет значение как среда обитания человека, источник природных ресурсов и экологическая система.
Для регулирования отношений собственности на природные ресурсы общее значение имеет ст. 8 Конституции РФ, содержащая положения о формах собственности: частной, государственной и муниципальной. Относительно этой нормы, норма, установленная в ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, где оговариваются формы собственности на природные ресурсы, включая воды, носит специальный характер. Положения ч. 2 ст. 9 Конституции РФ имеют принципиальное значение для приватизации земли и иных природных ресурсов. Являясь необходимым этапом перехода к рыночной экономике и элементом политики государства, приватизация влияет на природоохранную деятельность и активизирует предпринимательскую деятельность в регионах, о чем свидетельствует и опыт других стран.
Информация о работе Международное сотрудничество в целях обеспечения экологической безопасности