Международное сотрудничество в целях обеспечения экологической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 13:26, контрольная работа

Краткое описание

Современное состояние экологической сферы России может быть охарактеризовано как критическое. В этих условиях обеспечение и стабилизация экологически безопасного развития России в системе внутренних и внешних координат становится первоочередной задачей государства. С этих позиций целесообразно обратиться к общесистемным понятиям в области экологической безопасности. Одним из важнейших компонентов национальной безопасности и наиболее актуальным на сегодняшний день, выступает именно экологическая безопасность.

Содержание

1. Основные направления в области обеспечения экологической безопасности ………………………………………………………………………. 3
2. Конституционное значение обеспечения экологической безопасности. 13
а) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
б) механизм разграничений полномочий РФ и ее субъектов по обеспечению экологической безопасности;
в) ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения
экологической безопасности.
3. Международное сотрудничество в целях обеспечения экологической безопасности………………………………………………………………………. 13

Задача………………………………………………………………………… 22

Список использованной литературы…………………………………….. 24

Вложенные файлы: 1 файл

экологичкское право.docx

— 44.72 Кб (Скачать файл)

Тихоокеанский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра конституционного и муниципального права

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА №1

по дисциплине:

  Экологическое право

 

 

 

 Вариант - 1

 

 

 

 

 

 

                                         Выполнил:       студент ЗФ(УО ДОТ) группы 

                                                                  УгП(б)з - 32 № з/к 130430510

                                                                  Митряков Евгений Сергеевич

 

                              Домашний адрес:       676790 Амурская область пгт

                                                                  Прогресс ул. Юбилейная 7 кв. 47

 

                                             Проверил:       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2014 г.

 

Вопросы

1. Основные  направления в области обеспечения экологической безопасности ………………………………………………………………………. 3

2. Конституционное  значение обеспечения экологической  безопасности. 13

а) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

б) механизм разграничений полномочий РФ и ее субъектов по обеспечению экологической безопасности;

в) ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения

экологической безопасности.

3. Международное сотрудничество в целях обеспечения экологической безопасности………………………………………………………………………. 13

 

Задача………………………………………………………………………… 22

 

Список использованной литературы…………………………………….. 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные направления в области обеспечения экологической безопасности.

 

Современное состояние экологической сферы России может быть охарактеризовано как критическое. В этих условиях обеспечение и стабилизация экологически безопасного развития России в системе внутренних и внешних координат становится первоочередной задачей государства. С этих позиций целесообразно обратиться к общесистемным понятиям в области экологической безопасности. Одним из важнейших компонентов национальной безопасности и наиболее актуальным на сегодняшний день, выступает именно экологическая безопасность.

Понятие экологической безопасности, несмотря на широкое распространение в законодательном массиве и «популярность» в научной среде, не имеет в настоящее время прочного в мировоззренческом и корректного в методологическом смыслах определения.

Экологическая безопасность трактуется как:

1. состояние защищенности соответствующих объектов;

2. система мер и норм, сумма условий, устраняющих конкретную угрозу;

3. степень защищенности ее объекта.

При этом, как правило, экологической безопасности отводится роль «фиксатора» отдельного эколого-правового сегмента. Одни авторы акцентируют внимание на защите прав человека; другие выделяют только защиту экологии; третьи упор делают на проблемах безопасности. К этому следует отнести позицию отрицания самостоятельного значения проблемы в целом. Такая односторонняя интерпретация затрудняет анализ сущности и социально-правового статуса явления, не позволяет выделить его из системы родственных отношений.

Научное определение понятия экологической безопасности находится в эволюционной стадии. Одно из них - «экологическая безопасность - это обеспечение гарантий предотвращения экологически значимых катастроф и аварий в результате совокупности определенных действий». Источниками экологической опасности могут быть не только катастрофы и аварии, но и накапливающиеся в природной среде изменения, достигающие опасного порога (выбросы газов в атмосферу, загрязнения рек, опасные отходы и т.д.).

Экологическая безопасность России - иерархическое, многофункциональное социально-правовое явление, а его обеспечение - динамичный и порой весьма дорогостоящий вид юридически значимой деятельности.

В научной среде существуют разные подходы к определению сущности понятия «экологическая безопасность»:

Экологическая безопасность - юридически-организационная защищенность личности, общества и государства, основанная на комплексе мер по прогнозированию, предотвращению негативных экологических событий и явлений либо компенсации при их наступлении.

Экологическая безопасность - это состояние защищенности личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых повседневным загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека, функционированием производственных объектов, а также в результате стихийных бедствий и катастроф.

О глобальном характере экологической безопасности как важнейшей составляющей национальной безопасности в России в серьез заговорили в последнем десятилетии прошедшего века по причине недавней изоляции политической системы и слабых экономических интеграционных процессов. Данному вопросу было посвящено специальное заседание Госсовета в 2003 году.

Экологическая безопасность хозяйственной деятельности - система технологических мер, направленных на недопущение причинения вреда окружающей среде и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций.

Очевидно, что экологическая безопасность - элемент и вид национальной безопасности России. Однако, по мнению М.И. Русакова, в контексте обеспечительной деятельности экологическая безопасность обнаруживает существенное преимущество перед национальной безопасностью - она наиболее реальна.

Источником угроз является объективный характер последствий взаимодействия человеческого и природного факторов. Именно реальность угроз экологической безопасности позволяет сделать неутешительный вывод о том, что современное состояние экологической сферы России критическое.

На наш взгляд, термин «экологическая безопасность» целесообразно трактовать как «состояние защищенности граждан, общества, государства, а также природной среды и ресурсов, в результате безаварийного функционирования промышленных и иных объектов и мероприятия по обеспечению права на благоприятную окружающую среду».

На основании исследования нормативно-правовых документов можно сделать достаточно чёткий вывод о том, что экологическая безопасность является составной частью национальной безопасности России, наряду с государственной, общественной, экономической, информационной безопасностью.

Приоритетными направлениями деятельности по обеспечению экологической безопасности России являются:

- обеспечение экологической безопасности устойчивого развития в условиях рыночных отношений;

- охрана среды обитания человека;

- оздоровление, восстановление разрушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России;

- участие в решении глобальных экологических проблем.

Принятые законы и нормативные акты в области экологического законодательства призваны решать следующие задачи:

- защита прав граждан, ставших жертвами экологических бедствий;

- соблюдение прав человека;

- обеспечение элементарной экологической дисциплины;

- ответственность должностных лиц за противоправную экологическую деятельность;

- согласование экологических и экономических интересов хозяйствующих субъектов и населения.

Важным является осознание того факта, что Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года чётко называет стратегические цели обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, а именно:

- сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты;

 

2. Конституционное значение обеспечения экологической безопасности.

Конституционное значение определяется, прежде всего, тем, что вопросы обеспечения экологической безопасности отнесены Конституцией РФ (п. «д» ч. 1 ст. 72) к конституционным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, наряду с вопросами природопользования и охраны окружающей среды. В оценке конституционности этих отношений можно выделить три аспекта.

Во-первых, соотношение этих объектов (природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности) в Конституции РФ не определено, поэтому в законодательстве встречаются различные подходы к решению этой проблемы.

Например, государственное регулирование в области охраны окружающей природной среды и природопользования на Севере направлено на обеспечение экологической безопасности (ст. 12 Федерального закона «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» от 19 июня1996 г. (в ред. от 2 января 2000 г.), т.е. обеспечение экологической безопасности выступает приоритетом по отношению к природопользованию и охране окружающей среды. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. в ст. 3 обеспечение экологической безопасности названо как основной принцип охраны окружающей среды, тогда как охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов выступают как необходимые условия обеспечения и благоприятной окружающей среды, и экологической безопасности, т.е. уже два объекта (охрана окружающей среды и экологическая безопасность) имеют приоритет перед природопользованием, а последнее выступает условием их обеспечения. В ежегодном Государственном докладе МПР России «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации» экологическая безопасность рассматривается уже как часть охраны окружающей среды и природопользования, а ее обеспечение включает использование инструментов оценки, предупреждения, контроля и ликвидации негативных воздействий на окружающую среду и здоровье населения планируемой или осуществляемой хозяйственной деятельности (экологическая экспертиза, лицензирование, экологический контроль, экологический мониторинг, экологическое страхование).

Во-вторых, практически не определены конкретные механизмы разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области обеспечения экологической безопасности и процедуры их реализации.

В-третьих, обеспечение экологической безопасности, но только государства, может выступать конституционным основанием для ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Таким образом, при обеспечении верховенства Конституции РФ и надзора за ее соблюдением важно учитывать, что:

- обеспечение экологической безопасности рассматривается как самостоятельный объект права раздельно от природопользования и охраны окружающей среды (ст. 72), при этом необходимо четкое установление их правовых признаков и соотношения их правовых режимов;

- обеспечение экологической безопасности является сферой совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72), для чего необходимы механизмы разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов в этой области в конкретных правовых актах, как предусмотренные в действующем законодательстве, так при разработке специального федерального закона;

- обеспечение экологической безопасности в отличие от охраны природы и окружающей среды, природопользования не является конституционной обязанностью каждого человека и гражданина на территории Российской Федерации (ст. 58), но является обязанностью Российской Федерации и ее субъектов;

- обеспечение экологической безопасности может служить основанием, необходимым и достаточным условием для ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе при проведении ОРД, только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Общественные экологические отношения подразделяются на несколько групп, каждая из которых имеет свою специфику, которую необходимо учитывать в процессе их правового регулирования. В первую группу экологических отношений входят отношения собственности на природные ресурсы. Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной собственности. Нормы ст. 9 носят не только конституционно-правовой, но и эколого-экономический характер, поскольку природа имеет значение как среда обитания человека, источник природных ресурсов и экологическая система.

Для регулирования отношений собственности на природные ресурсы общее значение имеет ст. 8 Конституции РФ, содержащая положения о формах собственности: частной, государственной и муниципальной. Относительно этой нормы, норма, установленная в ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, где оговариваются формы собственности на природные ресурсы, включая воды, носит специальный характер. Положения ч. 2 ст. 9 Конституции РФ имеют принципиальное значение для приватизации земли и иных природных ресурсов. Являясь необходимым этапом перехода к рыночной экономике и элементом политики государства, приватизация влияет на природоохранную деятельность и активизирует предпринимательскую деятельность в регионах, о чем свидетельствует и опыт других стран.

Информация о работе Международное сотрудничество в целях обеспечения экологической безопасности