Контрольная работа по экологическому праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 20:31, контрольная работа

Краткое описание

Специальными мерами административно-правового характера, применяемыми к нарушителям требований в области охраны окружающей среды, являются:
полное или частичное приостановление хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду;
прекращение хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду;
аннулирование лицензии;

Вложенные файлы: 1 файл

латушко экологическое право..docx

— 32.24 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по экологическому праву.

В-т №23

  1. Специальные меры, применяемые при нарушении требований в 
    области охраны окружающей среды.

 

Специальными мерами административно-правового характера, применяемыми к нарушителям требований в области охраны окружающей среды, являются:

  • полное или частичное приостановление хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду;
  • прекращение хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду;
  • аннулирование лицензии;

• прекращение права пользования природными ресурсами.

     В соответствии со ст.100 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» при причинении экологического вреда, возникновении опасности причинения экологического вреда в будущем, нарушении требований в области охраны окружающей среды или невыполнении предписаний государственного органа, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду, может быть:

-полностью или частично приостановлена до устранения выявленного нарушения на основании решения местного исполнительного и распорядительного органа, постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, его территориальных органов и их должностных лиц, других государственных органов (организаций), которым предоставлено право на принятие такого постановления;

-полностью или частично приостановлена до устранения выявленных нарушений либо прекращена по решению суда.

      В целях исполнения постановления  уполномоченного государственного органа о полном или частичном приостановлении до устранения выявленного нарушения хозяйственной и иной деятельности юридических лиц или граждан, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду решение о приостановлении хозяйственной и иной деятельности, уполномоченные государственные органы могут в соответствии с законодательными актами применять способы обеспечения выполнения этого постановления, направленные на недопущение использования оборудования, транспортных средств, иных объектов, эксплуатация которых в процессе хозяйственной и иной деятельности должна быть приостановлена, в том числе производить опломбирование или опечатывание указанных объектов.

    В постановлении  о приостановлении хозяйственной и иной деятельности указываются наименование уполномоченного государственного органа, его принявшего, выявленное нарушение, полное или частичное приостановление хозяйственной и иной деятельности, срок ее приостановления, примененные способы обеспечения выполнения этого постановления (решения) и порядок его обжалования.

   Постановление, а также действия должностных лиц уполномоченных государственных органов по обеспечению его выполнения могут быть обжалованы юридическим лицом или гражданином в десятидневный срок со дня его вынесения в вышестоящий государственный орган и (или) в суд.

Данные меры применяются:

  • при причинении экологического вреда;
  • возникновении опасности причинения экологического вреда в будущем;
  • нарушении требований в области охраны окружающей среды;
  • невыполнении предписаний государственного органа, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» при выявлении грубого нарушения лицензиатом, его обособленным подразделением законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензирующим органом выносится решение об аннулировании лицензии. Лицензия может быть аннулирована по решению суда в случае принятия незаконного решения о ее выдаче, внесении в нее изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия, а также в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, что повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде.

Местные Советы, исполнительные комитеты и местные администрации вправе в соответствии со ст. 48 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» принимать решения о лишении предприятий, организаций, учреждений, объединений, их производств, находящихся на подведомственной территории, права пользования местными природными ресурсами за загрязнение окружающей среды, нерационального использования природных ресурсов и другие нарушения природного законодательства Республики Беларусь, санитарных норм и правил. [1, с. 154-156]

 

  1. Правовой режим территорий. Подвергшихся радиоактивному 
    загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

 

Переросшая в катастрофу глобального масштаба авария на Чернобыльской АЭС является самой тяжелой и трагической из всех 26 происшедших к тому времени (26 апреля 1986 г.) подобных аварий в мире. На долю Республики Беларусь пришлось около 70 процентов загрязненной радионуклидами территории Европейской части бывшего СССР.

Катастрофические последствия  аварии выразились в загрязнении огромных регионов радионуклидами с различными периодами полураспада, радиационном облучении миллионов человек, выведении из народнохозяйственного оборота загрязненных радиоактивными веществами сельскохозяйственных угодий, массовом отселении жителей из особо опасных территорийи т.д.

Правовой режим территорий Республики Беларусь, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, устанавливает Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». Закон направлен на снижение радиационного воздействия на население и экологические системы, на проведение природовосстановитель-ных и защитных мероприятий, на рациональное использование природного, хозяйственного и научного потенциала этих территорий.

При классификации территорий и зон радиоактивного загрязнения в соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» приняты следующие критерии;

  • возможность проживания населения;
  • уровень радиоактивного загрязнения территории;
  • возможность получения продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней.

В соответствии со статьей 5 Закона  «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» радиационно опасными признаются земли, расположенные на территориях радиоактивного загрязнения, на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей республиканским допустимым уровням содержания радионуклидов или межгосударственным экономическим соглашениям.

Радиационно опасные земли, которые в установленном порядке исключаются из хозяйственного пользования ввиду непригодности их использования по основному целевому назначению, выделяются как земли отчуждения и могут быть изъяты в установленном порядке у собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей.

Радиационно опасные земли, не отнесенные к землям отчуждения, переводятся в разряд земель ограниченного хозяйственного использования. На указанных землях допускается хозяйственная деятельность в порядке и на условиях, установленных Законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» и иными нормативными правовыми актами.

Порядок отнесения земель к категории радиационно опасных и перевода их в разряд земель отчуждения либо ограниченного хозяйственного пользования устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» управление территорией зоны эвакуации (отчуждения) осуществляется специальным органом — Администрацией зон отчуждения и отселения.

Для осуществления мер, направленных на улучшение санитарного состояния и снижение радиационной опасности территорий зон первоочередного и последующего отселения, с которых отселено население, создаются специализированные предприятия.

МЧС как республиканский орган  государственного управления по чрезвычайным ситуациям является государственным органом, организующим разработку и обеспечение выполнения мероприятий и программ, направленных на минимизацию последствий чернобыльской катастрофы, и обеспечивает:

  1. координацию работ по минимизации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  2. соблюдение правового режима территорий радиоактивного загрязнения;
  3. контроль за изъятием загрязненных земель у собственников земельных участков, землевладельцев и земле пользователей и переводом их в категорию радиационноопасных;
  4. разработку и реализацию новых подходов к снижению уровня радиоактивного загрязнения территории и его вредного воздействия на население и окружающую среду, 
    предотвращение распространения радионуклидов на другие территории;
  5. формирование и контроль за функционированием специальных органов управления на радиационно опасных землях.

Принадлежащие предприятиям (объединениям) независимо от форм собственности, учреждениям и гражданам здания, сооружения, машины, оборудование и иные материальные ценности, в том числе те, за которые выплачена компенсация, а также земля, другие природные ресурсы, находящиеся на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население, являются собственностью Республики Беларусь и переходят в ведение соответствующих областных исполнительных и распорядительных органов.

На собственников земельных  участков, землевладельцев и землепользователей, имеющих земельные участки на территориях радиоактивного загрязнения, распространяются права и обязанности, установленные Кодексом Республики Беларусь о земле, с ограничениями, предусматриваемыми Законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В зонах эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, с которых отселено население, обеспечивается строгий природоохранный режим, охрана территорий, памятников истории и культуры в соответствии с действующим законодательством.

На территориях радиоактивного загрязнения могут создаваться свободные экономические зоны. Порядок их со здания и срок действия устанавливаются Законом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах».


Государственный контроль за соблюдением правового режима в зоне эвакуации (отчуждения) осуществляется МЧС, а в остальных зонах — областными исполнительными и распорядительными органами, а также иными уполномоченными на то органами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В зоне эвакуации (отчуждения) разрешается  только хозяйственная деятельность, связанная с обеспечением радиационной безопасности, предотвращением переноса радиоактивных веществ, выполнением природоохранных мероприятий, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ. Данная зона защищается от несанкционированного проникновения в нее людей, всех видов наземного транспорта и другой техники.

В зоне эвакуации (отчуждения) запрещается:

 постоянное проживание  населения, несанкционированное пребывание людей;

несанкционированный въезд  всех видов транспортных средств и другой техники, а также сплав леса;

 привлечение к работе  лиц без медицинского заключения и их согласия;

вывоз без специального разрешения МЧС или особо уполномоченных им органов строительных машин и  оборудования, домашних вешей, древесины, почвы, торфа, других полезных ископаемых, растительных кормов, лекарственных растений, грибов, ягод и т.д.

В целях снижения риска  заболеваемости населения и уменьшения доз облучения на территориях  радиоактивного загрязнения осуществляются периодический контроль радиоактивного загрязнения почвы, воды, воздуха, продуктов питания, сырья, помещений, медико-биологический и радиоэкологический мониторинг, а также дезактивация территории специализированными подразделениями (в случае необходимости).

Содержание территорий радиоактивного загрязнения (включая населенные пункты, транспортные магистрали, сети энергообеспечения, связи, водоохранные, мелиоративные системы и другие сооружения), ведение лесного хозяйства, научных исследований, радиационного контроля, охрана общественного порядка, противопожарные мероприятия и другие виды деятельности финансируются за счет средств, выделяемых согласно государственным программам по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и других фондов.

Информация о работе Контрольная работа по экологическому праву