Контрольная работа по дисциплине «Экологическое право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 14:27, контрольная работа

Краткое описание

Использование человеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природо ресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом.
Содержание права природопользования - совокупность прав и обязанностей субъектов права природопользования, обусловленных нормами действующего законодательства или соответствующим соглашением на пользование природными ресурсами (договором аренды временного, краткосрочного или долгосрочного пользования).

Содержание

Введение
1. Природные объекты и их характеристика
2. Понятие и виды права природопользования
3. Задача
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическое право.docx

— 44.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования Российской Федерации 
Негосударственное образовательное учреждение  
Московский институт государственного и корпоративного управления

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  

 

по дисциплине «Экологическое право»

Вариант № 10

 

 

Выполнила: студентка  II курса    Калиниченко Н.С.

 
Проверил:       Чалангова К.В. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  
2014 г.

 

Введение

1. Природные объекты и их характеристика

2. Понятие и виды права природопользования

3. Задача

Заключение  
 
Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Экология (от греч. «ойкос» — дом, жилище и «логос» — учение) — наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Этот термин был впервые предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1866 году в его работе «GeneralleMorfologia». Изначально экология развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с другими естественными науками — химией, физикой, геологией, географией, почвоведением, математикой. Существует образное выражение, что мы живем в эпоху трех «Э»: экономика, энергетика, экология. При этом экология как наука и образ мышления привлекает все более и более пристальное внимание человечества.   
          Экологию рассматривают как науку и учебную дисциплину, которая призвана изучать взаимоотношения организмов и среды во всем их разнообразии. При этом под средой понимается не только мир неживой природы, а и воздействие одних организмов или их сообществ на другие организмы и сообщества. Термин «экология» был введен в употребление немецким естествоиспытателем Э. Геккелем в 1866 году и в дословном переводе с греческого обозначает науку о доме (ойкос - дом, жилище; логос - учение). По этой причине экологию иногда связывают только с учением о среде обитания (доме) или окружающей среде. Последнее в основе правильно с той, однако, существенной поправкой, что среду нельзя рассматривать в отрыве от организмов, как и организмы вне их среды обитания. Это составные части единого функционального целого, что и подчеркивается приведенным выше определением экологии как науки о взаимоотношениях организмов и среды. Такую двустороннюю связь важно подчеркнуть в связи с тем, что это основополагающее положение часто не до учитывается: экологию сводят только к влиянию среды на организмы. Ошибочность таких положений очевидна, поскольку, как будет показано ниже, именно организмы сформировали современную среду. Им же принадлежит первостепенная роль в нейтрализации тех воздействий на среду, которые происходили и происходят по различным причинам.     
          Концептуальные основы дисциплины. С момента появления «Экология» развивалась в рамках биологии практически на протяжении целого века - до 60-70-х годов настоящего столетия. Человек в этих системах, как правило, не рассматривался - полагалось, что его взаимоотношения со средой подчиняются не биологическим, а социальным закономерностям и являются объектом общественно-философских наук.

В настоящее время термин «экология» существенно трансформировался. Она стала больше ориентированной на человека в связи с его исключительно масштабным и специфическим влиянием на среду. Сказанное позволяет дополнить определение «экологии» и назвать задачи, которые она призвана решать в настоящее время. Современную экологию можно рассматривать как науку, занимающуюся изучением взаимоотношений организмов, в том числе и человека, со средой, определением масштабов и допустимых пределов воздействия человеческого общества на среду, возможностей уменьшения этих воздействий или их полной нейтрализации. В стратегическом плане - это наука о выживании человечества и выходе из экологического кризиса, который приобрел (или приобретает) глобальные масштабы - в пределах всей планеты Земля.   
          Становится все более ясным, что человек очень мало знает о среде, в которой он живет, особенно о механизмах, которые формируют и сохраняют среду. Раскрытие этих механизмов (закономерностей) - одна из важнейших задач современной экологии и экологического образования. Ясно, что она может решаться лишь при условии изучения не только «Дома», но и его обитателей, их образа жизни.   
         Содержание термина «экология», таким образом, приобрело социально-политический, философский аспект. Она стала проникать практически во все отрасли знаний, с ней связывается гуманизация естественных и технических наук, она активно внедряется в гуманитарные области знаний. Экология при этом рассматривается не только как самостоятельная дисциплина, а как мировоззрение, призванное пронизывать все науки, технологические процессы и сферы деятельности людей. Признано поэтому, что экологическая подготовка должна идти, по крайней мере, по двум направлениям через изучение специальных интегральных курсов и через экологизацию всей научной, производственной и педагогической деятельности.  
         Решению этих крайне актуальных вопросов и призван помочь предлагаемый курс. Как отмечено в аннотации, основной целью его является изложение тех основ экологии, с которыми должен быть знаком каждый обучающийся вне зависимости от его специальности. Сказанное не исключает, а полагает, что вопросы, ориентированные на конкретные отрасли знаний, должны рассматриваться в специальных экологических курсах. Ясно, что без основательной обще экологической подготовки экологизацию образования, как и деятельности человека, практически невозможна, а если она и проводится - то либо не достигает цели, либо имеет результат, противоположный ожидаемому, так как базируется на случайных, часто фрагментарных положениях, что недопустимо для системной науки, к рангу которой относится «Экология».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природные объекты и их характеристика

Объектами охраны окружающей среды называются находящиеся в экологической взаимосвязи ее составные части, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом. Составной частью окружающей природной среды, охраняемой законом, обладающей признаками естественного происхождения, является природный объект. Согласно Закону "Об охране окружающей среды" природный объект - это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.    
       Природно-антропогенный объект - это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и/или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов, называется антропогенным объектом. Охраняемые законом объекты земной природы подразделяются на три категории:

-  интегрированные, к которым относится окружающая природная среда;

-  дифференцированные, то есть отдельные природные объекты (земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты);

-  особо охраняемые (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания).

Перечень природных объектов приведен в ст. 4 Закона РФ «Об охране окружающей среды».  
          Ресурс - источник потребления. В широком смысле природный ресурс - источник экологического, экономического, духовного, эстетического потребления человеком природы. В узком смысле (применительно к российскому законодательству) природные ресурсы - это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. Под использованием природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности. В контексте права природные ресурсы подразделяют на:

-  исчерпаемые (лесные, земельные,  водные, минеральные ресурсы).

Характерный их признак - способность уменьшаться и исчезать по мере потребления человеком. Вот почему обязанность по рациональному природопользованию распространяется, прежде всего, на данную категорию ресурсов;

-  неисчерпаемые (практически неиссякаемые ресурсы, например, солнечные, климатические, энергетические, геотермальные);

-  возобновляемые (лесные ресурсы, дикий животный мир, рыбные запасы);

-  не возобновляемые.

Подразделение ресурсов на возобновляемые и не возобновляемые имеет значение для регулирования обязанности природ пользователя по воспроизводству природных ресурсов. Ученые выделяют также группу относительно возобновляемых ресурсов. Запасы пресной воды, скажем, можно получить путем опреснения морской воды.

Характеристика природных объектов.

1. Термин «земля» имеет  различные значения: планета, поверхность, почва, грунт, местность, территория; объект  собственности, пользования, аренды; составная  часть окружающей природной среды, в юридическом значении земля - это поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Функции земли:

-  экологическая - обеспечение взаимосвязи неорганической и органической материи, поглощение углекислоты, переработка органической материи в неорганическую;

-  экономическая - средство производства в сельском и лесном хозяйстве, базис для строительства зданий и сооружений;

-  культурно-оздоровительная - пространство для размещения культурных и оздоровительных учреждений, источник лечебных свойств. Самыми ценными в эколого-экономическом отношении являются сельскохозяйственные земли, предназначенные для производства сельхозпродуктов, в том числе пахотные и лесные угодья, представляющие собой плодородные слои почвы с запасом гумусного слоя. В соответствии с Законом РФ «О недрах» часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов (водотоков), простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, называется недрами.  
        Приоритетное назначение недр состоит в поиске, изучении, разведке и разработке полезных ископаемых.  Применительно к использованию недр группируются права и обязанности, недр пользователей, разрабатываются основные направления охраны и использования недр. Закон РФ «О недрах», регулирующий отношения по использованию и охране подземных кладовых нашей планеты, является в большей степени экономическим, чем экологическим законом, хотя и предусматривает основные требования по рациональному использованию и охране недр.   
        Подавляющее большинство норм Закона посвящено регулированию управленческих и экономических отношений, связанных с присвоением и распределением тех материальных благ (в денежном или натуральном выражении), которые приобретаются в результате разработок полезных ископаемых, в частности нефти, каменного угля, железной руды, редких и драгоценных металлов.   
      Воды относятся к ограниченным природным ресурсам, содержатся в подземных и поверхностных источниках - реках, озерах, морях, океанах, ледниках, снежном покрове - и входят в состав водного фонда. Экологическая функция вод многообразна. Они создают гидрологический режим жизни на Земле, являются средой обитания растительного и животного мира и т. д.   
      Вода - это ресурс, который относится ко всей экосистеме, она составляет основную массу организма животных и растений. Экономическая и культурно-оздоровительная функции вод проявляются в том, что они служат средством и условием промышленного и сельскохозяйственного производства, необходимым условием отдыха и лечения населения. Особую ценность для человечества представляет пресная вода. Ее дефицит в отдельных регионах планеты обостряет проблему водоснабжения крупных городов. Нерациональная эксплуатация подземных и поверхностных водных источников способствует снижению уровня грунтовых вод.

С точки зрения права лес представляет собой совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.  
         Охрана леса предусматривает систему мер, направленных на борьбу с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными вырубками, уничтожением деревьев в ходе строительства, разведки полезных ископаемых, прокладки трубо- и нефтепроводов, а также с загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна.  
        Защита леса - это комплекс мер, обеспечивающих реализацию способов борьбы с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур. 
        Воспроизводство лесов - процесс, направленный на количественное, а также качественное обновление состава леса с целью замены малопродуктивных пород деревьев высокопродуктивными, позволяющими решать не только экономические, но и экологические оздоровительные задачи. Приоритетным требованием лесоохраной политики в нынешних условиях является рациональное использование лесов: строгое соблюдение категоричности лесов и нормативов расчетной лесосеки.  
        Животный мир, согласно Закону РФ «О животном мире», - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Основные признаки животного мира:

•         неотъемлемый элемент природной среды и биологического разнообразия Земли;

•         возобновляющийся природный ресурс;

•         важный регулирующий и стабилизирующий компонент биосферы;

•         ресурс, всемерно охраняемый и рационально используемый для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан.

Охрана животного мира, как гласит Закон, - это деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для использования и воспроизводства объектов животного мира. Неразрывно с охраной животного мира связана охрана среды обитания животного мира. Данный вид деятельности предусматривает сохранение или восстановление условий устойчивого существования и воспроизводства объектов животного мира. 
         Особое место в окружающей человека природной среде занимает  атмосферный воздух.   По сути, он в значительной степени и есть та окружающая естественная среда, которую мы охраняем. Атмосфера - газовая оболочка Земли - принципиально отличается от всех известных ученым газовых оболочек других небесных тел. Содержание кислорода в земной атмосфере (около 21%) обусловило ряд особенностей жизни на планете (например, способ дыхания).   
       Атмосферный воздух выступает посредником между природной средой и человеком. При ухудшении экологической обстановки могут погибнуть леса, исчезнуть определенные виды животных и растений, воздух останется, но при этом может существенно ухудшиться его качество. Требования, предусматривающие охрану атмосферы, сформулированы в Законе РФ «Об охране окружающей среды».

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Экологическое право»