Государственный кредит: сущность, особенности, проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта. Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Глава I
1. Необходимость и сущность государственного кредита………….…4
2. Формы государственного кредита и их развитие в современных условиях …………………………………………………………………11
3.Сущность финансовой политики государства по управлению государственным долгом……………………………………………………19 Глава II
1. Расчетная часть………………………………………………………..24
Заключение…..………………………………………………………….…...26
Список используемой литературы…..…………………………………......28

Вложенные файлы: 1 файл

катя курсач.docx

— 382.87 Кб (Скачать файл)

В государственной долговой книге Российской Федерации числится задолженность перед Румынией (межправительственное соглашение от 29 декабря 1986 года, кредит на строительство предприятия на территории бывшей УССР) и КНДР (межправительственное соглашение от 29 декабря 1988 года), урегулирование и погашение которой в период 2011 -2013 годов, также как и в период 2010 - 2012 годов, не предусматривается. Процентные ставки по кредитам составляют соответственно 3 % и 4 %. Счетная палата считает целесообразным предложить Правительству Российской Федерации принять меры по урегулированию задолженности по указанным межправительственным соглашениям.

Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации (процентные расходы) на 2011 год предусматриваются в сумме 389,9 млрд. рублей, что больше на 109,6 млрд. рублей, или на 39 %, чем в 2010 году, в 2013 году указанные расходы превысят в 2,1 раза показатель 2010 года.

Динамика бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга (процентных расходов) в абсолютных размерах в 2009 - 2013 годах приведена в следующей таблице.

 

 

2009 г. отчет

2010 г. Закон № 308-ФЗ (с изм.)

2011 г. проект

2012 г. проект

2013 г. проект

2013 г. к 2010 г.,

%

Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации

176,2

280,3

389,9

518,4

600,7

214,3

в том числе:

           

Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга

90,2

196,0

298,6

416,8

487,1

248,5

Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внешнего долга

86,0

84,3

91,3

101,6

113,6

134,8


 

Доля бюджетных ассигнований по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета в 2011 году вырастет по сравнению с 2010 годом на 1 процентный пункт и составит 3,7 %, в 2013 году увеличится до 4,9 % [36].

Доля процентных расходов относительно ВВП возрастает с 0,8 % в 2011 году до 0,97 % в 2013 году.

Увеличение процентных расходов обусловлено, прежде всего, увеличением планируемых для финансирования дефицита федерального бюджета объемов государственных заимствований Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках и соответствующим ростом абсолютного размера государственного долга Российской Федерации, а также прогнозируемым укреплением доллара США по отношению к национальной валюте и повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов.

Расчеты Счетной палаты, проведенные на основании прогнозируемых Минфином России условий, в том числе по объемам эмиссии и погашения государственных ценных бумаг, временной структуры заимствований, уровню процентных ставок, подтверждают обоснованность запланированных на 2011 - 2013 годы расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.

Законопроектом предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на обслуживание внешнего долга, которые в 2011 году составят 91,3 млрд. рублей (3 млрд. долларов США), что на 8,3 % больше, чем в 2010 году, в 2013 году указанные ассигнования увеличатся в 1,3 раза по сравнению с 2010 годом.

Этот рост обусловлен, прежде всего, увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках), повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода. Применяемые Минфином России в расчетах процентных расходов по кредитам МФО и правительств иностранных государств процентные ставки на 2011 - 2013 годы составят: LIBOR - 3,2 %, 5,0 % и 5,9 % соответственно; EURIBOR - 3,0 %, 4,4 % и 3,7 % соответственно ( Приложение А- Методологический ком. К расчету внеш.долга).

Процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, составят в 2011 году 85,7 млрд. рублей (2,8 млрд. долларов США), в 2012 году 94,9 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США), в 2013 году -106,8 млрд. рублей (3,4 млрд. долларов США).

Процентные расходы по обслуживанию новых объемов заимствований (выпуск еврооблигаций) составят в 2011 году 232,4 млн. долларов США, в 2012 году - 693,0 млн. долларов США и в 2013 году - 1 142,8 млн. долларов США. Ставки купонного дохода прогнозируются соответственно 6,64 %, 6,52 % и 6,33 %. Уровень ставок определен исходя из прогнозного уровня ставок купонного дохода по 10-летним казначейским облигациям США с учетом CDS (кредитно-дефолтный своп) на риск Российской Федерации.

Процентные платежи по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств и МФО, будут увеличиваться в 2011 - 2013 годах и составят 5,6 млрд. рублей (185,2 млн. долларов США), 6,7 млрд. рублей (218,9 млн. долларов США), в 2013 году - 6,8 млрд. рублей (217,9 млн. долларов США) соответственно. Увеличение указанных процентных расходов связано ростом в 2011 - 2013 годах плавающих процентных ставок по долларам США и евро по кредитам, предоставленным правительствами иностранных государств и МФО: по долларам США на 12,6 процентных пунктов; по евро на 7,6 процентного пункта против уровня процентных ставок, действовавших на 1 сентября 2010 года.

В процентных расходах расходы на обслуживание ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, составляют более 90 %, что отражено в следующей таблице.

 

 

2011 г.

2012 г.

2013 г.

 

проект

проект

проект

Процентные расходы по обслуживанию государственного внешнего

долга, млрд. руб.

91,3

101,6

113,6

Процентные расходы по видам внешних долговых обязательств Российской Федерации, млн. долларов США

2 993,60

3 309,70

3 663,00

в том числе:

     

Ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте

2 808,40

3 090,80

3 445,10

доля в процентных расходах по внешнему долгу (%)

93,81

93,39

94,05

из них:

     

еврооблигации

2710,3

3075,5

3429,8

доля в процентных расходах по внешнему долгу (%)

90,54

92,92

93,63

ОВГВЗ

98,1

15,3

15,3

Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц - всего

185,2

218,9

217,9

доля в процентных расходах по внешнему долгу (%)

6,19

6,61

5,95

МФО

121,9

152,7

152,2

Кредиты правительств иностранных государств

63,3

66,2

65,7


 

Консолидированный внешний долг Российской Федерации (далее -консолидированный внешний долг), по данным Банка России, на 1 июля 2010 года составлял 456,1 млрд. долларов США и сократился за первое полугодие 2010 года на 11,1 млрд. долларов США, или на 2,4 %.

Динамика консолидированного внешнего долга в 2008 - 2010 годах приведена на следующей диаграмме[35].

 

долг государственный заимствование национальная экономика

Анализ показывает, что внешний долг органов государственного управления увеличился за первое полугодие 2010 года на 4,2 млрд. долларов США, или на 13,4 %, что обусловлено осуществлением государственных внешних заимствований Российской Федерации на внешних финансовых рынках.

Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования за первое полугодие 2010 года сократился на 2,7 млрд. долларов США, или на 16,4 % ( Приложение Б).

Наметилась тенденция сокращения внешней задолженности банков, которая за 2009 год сократилась на 23,5 %, за первое полугодие 2010 года - на 5,1 млрд. долларов США, или на 4 %.

Внешний долг нефинансового сектора экономики (прочие сектора) за первое полугодие 2010 года сократился на 7,5 млрд. долларов США, или на 2,6 %.

Консолидированный внешний долг за первое полугодие 2010 года относительно ВВП сократился на 4,4 процентных пункта с 36,1 % ВВП до 31,7 % ВВП, что не превышает допустимый уровень в соответствии с принятыми международными стандартами (предельное значение - 60 %).

Объем консолидированного внешнего долга в период с 1 января 2009 года по 1 апреля 2010 года превышал объем международных резервов Российской Федерации, по состоянию на 1 июля 2010 года его объем стал меньше на 5,1 млрд. долларов США, или на 1,1 %, объема международных резервов Российской Федерации.

Корпоративный внешний долг на начало 2009 года составлял 448,3 млрд. долларов США, к началу 2010 года сократился до 425,7 млрд. долларов США и до 416,7 млрд. долларов США по состоянию на 1 июля 2010 года.

В структуре внешней задолженности как государственного сектора в расширенном определении, так и частного сектора преобладают долгосрочные обязательства, их доля в общем объеме задолженности составляет по состоянию на 1 июля 2010 года 92,7 % и 87,4 % соответственно.

Наличие значительного внешнего долга у организаций различных секторов российской экономики привело к необходимости выделения около 11 млрд. долларов США из международных резервов Российской Федерации в целях предоставления кредитов в иностранной валюте ряду организаций для погашения и обслуживания иностранных долговых обязательств. Объем задолженности по указанным кредитам на 1 апреля 2010 года составил 6,8 млрд. долларов США (заемщики: UC RUSAL Ltd, ECO Telecom Ltd., Evraz Group S.A. и ОАО «Газпром нефть»), оставшиеся кредиты пролонгированы на 1 год.

Таким образом, рост консолидированного внешнего долга не только повышает зависимость экономики от внешней конъюнктуры и способствует усилению уязвимости экономического и финансового положения страны, отрицательно сказывается на макроэкономических показателях страны, но и сдерживает развитие экономики, в результате отвлечения финансовых средств на погашение и обслуживание внешней задолженности (Приложение В -Перечень основных изменений, внесенных…).

Счетная палата считает целесообразным разработать и внести соответствующие изменения в существующие нормативные правовые акты, позволяющие четко определить функции органов исполнительной власти и денежно-кредитного регулирования по сбору и анализу данных по консолидированному внешнему долгу, вопросам регулирования привлечения и прозрачности использования средств, полученных в результате заимствований у нерезидентов. Кроме того, для осуществления мониторинга внешнего долга и оценки связанных с ним рисков представляется целесообразным определить и принять в установленном порядке систему соответствующих показателей и их пороговых значений в качестве одной из составляющих долговой стратегии.

Размещено на Allbest.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе я попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта организации государственного кредита. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что государственный кредит играет особую роль в экономике современных промышленно развитых стран. Из чрезвычайного источника доходов он давно уже превратился в обычный, регулятивный источник пополнения централизованных публичных денежных фондов.

Я считаю, что как источник финансирования различных правительственных программ, государственные займы стали альтернативой налогообложению и в этом качестве представляют собой один из важнейших инструментов финансово-экономической политики, проводимой правительством.

Государственный кредит влияет на важные макроэкономические показатели развития страны. Здесь обнаруживается тесная взаимосвязь между этими показателями и проводимой государством денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политикой. Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства носят антиципированный характер и являются не чем иным, как изъятыми вперед налогами. В макроэкономическом аспекте государственный кредит может иметь весьма неблагоприятные последствия в случае неверно выбранной стратегии и тактики его использования как финансового инструмента управления экономикой страны. В этом случае неизбежен мультипликативный эффект роста финансово-кредитной зависимости государства от кредиторов (как внутренних, так и внешних).

Государственный кредит способствует правильной организации сбережений, является источником увеличения денежных доходов держателей государственных ценных бумаг и вкладчиков банков, создает условия для большей сбалансированности доходов и расходов населения, организаций, предприятий и государственного бюджета, является одним из решающих факторов стабилизации денежного обращения и проведения эффективной кредитно-эмиссионной и валютной политики.

Главное же, для чего используется государственный кредит в макроэкономическом смысле, — покрытие дефицита бюджета. Этой же цели может служить эмиссия денежных знаков. Однако давно доказано, что госкредит значительно эффективнее для балансирования доходов и расходов бюджета. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулируют натурально-вещественные и стоимостные пропорции. Тем самым оптимизируется масса денег в обращении.

Информация о работе Государственный кредит: сущность, особенности, проблемы