Правовое регулирование финансово-кредитной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Финансы как целостная экономико-правовая система, обладаю¬щая общими качествами, имеет собственную структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных элементов, для каждого из которых характерны свои особые характеристики. Необходимость их выделе¬ния связана с многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы, охватывая своим воздействием всю эконо¬мику страны и социальную область. Конгломерат входящих элементов в их взаимосвязи образует фи¬нансово-кредитную систему страны, в которой необходимым образом присутствует правовой компонент регулирования всей системы.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и сущность финансово-кредитной системы и ее элементов, включая правовые отношения
Глава 2. Характеристика, формирование и принципы функционирования основных элементов финансово-кредитной системы, с учетом их правовых отношений
2.1. Бюджетный элемент финансово-кредитной системы
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ
2.1.2. Государственный кредит
2.1.3. Банковский элемент финансово-кредитной системы
2.1.4. Страховой элемент финансово-кредитной системы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое регулирование финансово-кредитной системы РФ.docx

— 55.35 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Правовое регулирование  финансово-кредитной системы РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Понятие и сущность финансово-кредитной системы и ее элементов, включая правовые отношения

Глава 2. Характеристика, формирование и принципы функционирования основных элементов финансово-кредитной системы, с учетом их правовых отношений

2.1. Бюджетный элемент  финансово-кредитной системы

2.1.1. Государственные внебюджетные  фонды РФ

2.1.2. Государственный кредит

2.1.3. Банковский элемент финансово-кредитной системы

2.1.4. Страховой элемент финансово-кредитной системы 

Заключение 

Список  использованной литературы   

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государство не может осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредством правового регулирования этого финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует соответствующего правового регулирования финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных учреждений.

На современном этапе  развития страны рыночные отношения требует усиления роли экономико-правовых, в том числе и финансовых, рычагов в регулировании общественного производства. Формирование этих отношений обусловлено общественным разделением труда, наличием разных форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, экономической обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэкономическими связями. В итоге распределение продукта, произведенного обществом, происходит в денежной форме. Законодательное закрепление разнообразия форм собственности и развития рыночного механизма1 определяет перспективы развития товарно-денежных отношений в РФ.

Финансы как целостная экономико-правовая система, обладающая общими качествами, имеет собственную структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных элементов, для каждого из которых характерны свои особые характеристики. Необходимость их выделения связана с многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы, охватывая своим воздействием всю экономику страны и социальную область. Конгломерат входящих элементов в их взаимосвязи образует финансово-кредитную систему страны, в которой необходимым образом присутствует правовой компонент регулирования всей системы.

На современном этапе  в состав финансовой системы РФ входят:

– бюджетная система, состоящая  из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов муниципальных образований;

– внебюджетные целевые  государственные и муниципальные

(местные) фонды;

– финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

– имущественное и личное страхование;

– кредит (государственный, муниципальный и банковский). Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории и поддаются правовому регулированию, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы и обладают различным правовым статусом, вместе с тем взаимодействуя между собою.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и сущность финансово-кредитной системы и ее элементов, включая правовые отношения

Финансы, как отмечалось во введении, выражают экономические  общественные отношения, обладающие определённым правовым статусом. Однако в каждом из элементов финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику, в том числе правовую. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Через госбюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение регламентируемое законодательством РФ.

Так, основной социальный Пенсионный фонд РФ мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию – выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Таким образом, каждый элемент финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, и на каждом уровне каждый элемент имеет свой правовой статус, и сама финансовая система подчиняется правовым нормам.2

Финансовая система  РФ включает следующие компоненты финансовых отношений, регулируемых законодательством:

государственную бюджетную  систему;

внебюджетные специальные  фонды;

государственный кредит;

фонды страхования;

В соответствии с Законом  РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  РСФСР» от 10 октября 1991 г. и рядом  других законов и постановлений  Правительства РФ государственная бюджетная система РФ была изменена и в настоящее время включает три звена:

республиканский бюджет РФ, или федеральный бюджет;

бюджеты национально-государственных  и административно-территориальных образований, к которым относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей, автономных округов и городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга. Это бюджеты субъектов РФ;

местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. По законодательству, местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

Внебюджетные фонды имеют  строго целевое назначение – расширить  социальные услуги населению, стимулировать  развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

В соответствии с Указом Президента от 22 декабря 1993 г. "О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами РФ в 1994 г." № 2268 в целях усиления контроля за расходованием государственных финансовых ресурсов в республиканском бюджете РФ должны быть консолидированы все государственные внебюджетные фонды, доходы которых создаются за счет обязательных платежей предприятий, учреждений и организаций, за исключением Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования с сохранением целевой направленности консолидируемых фондов. Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано консолидировать в бюджетах национально-государственных и административно-территориальных образований аналогичные региональные внебюджетные фонды.

Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных  отношений между государством и  юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств. Министерством финансов РФ от имени Правительства России, а также в виде кредитных соглашений с ЦБ России. Все виды заимствований являются срочными и по ним выплачиваются проценты.3

В условиях административно-командной  системы действовала государственная монополия на страховое дело. Страхование осуществлялось на всей территории страны Госстрахом СССР, и страховые органы союзных республик находились в двойном подчинении – Правлению Госстраха и Министерству финансов союзной республики.

Организации стали свободны от опеки со стороны государства, но вместе с тем резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы.

В следующей части работы будут более подробно рассмотрены  принципы функционирования основных элементов финансово-кредитной системы РФ, подчиняющихся механизму правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика, формирование и принципы функционирования основных элементов финансово-кредитной системы, с учетом их правовых отношений

 

2.1. Бюджетный элемент финансово-кредитной системы

 

Все действующие на территории РФ бюджеты представляют в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой. В законодательстве было дано ее определение как основанной на экономических отношениях, государственном устройстве и юридических нормах совокупности федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов муниципальных образований.

В бюджетную систему РФ как федеративного государства также входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней:

а) федеральный бюджет;

б) бюджеты субъектов РФ – республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов.

Третий уровень – местные  бюджеты, к которым относятся  бюджеты муниципальных образований (бюджеты районов, городов и других административно-территориальных единиц, являющихся муниципальными образованиями в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов РФ).

Среди них следует выделить бюджеты административно-территориальных единиц с особым режимом – бюджеты закрытых административно-территориальных образований.

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.

С 1991 года при сохранившихся в основном видах бюджетов бюджетное устройство в РФ претерпело существенные изменения. Содержание организационно-правовых принципов взаимосвязи между бюджетами еще в рамках СССР стало иным после принятия бывшими союзными республиками, в том числе и РФ, Деклараций о суверенитете. Бюджеты союзных республик обособились от федерального бюджета и перестали представлять вместе с ним единый государственный бюджет, утверждаемый высшим органом государственной власти страны. Обособление бюджетов произошло и в РФ, что нашло свое закрепление в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В результате государственный бюджет РФ перестал утверждаться как ее основной финансовый план формирования и использования единого денежного фонда, в котором сосредоточивались средства всех бюджетов.

Законодательно закреплены в качестве основы бюджетного устройства принципы единства и самостоятельности бюджетов.

Принцип единства. Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов в РФ, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов. Это взаимодействие реализуется путем распределения между бюджетами регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых и региональных фондов.4

Законодательство определяет организационно-правовые и экономические гарантии единства бюджетной системы. К ним относятся: ее единая правовая база, использование единых бюджетных классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также статистической и бюджетной информации, позволяющей составить консолидированные бюджеты, согласованные принципы бюджетного процесса; единая денежная система.

Бюджетный кодекс РФ 1998 года (ст. 29) указывает и на другие проявления и гарантии единства бюджетной системы – единство форм бюджетной документации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом самостоятельного утверждения каждого уровня бюджета соответствующими представительными органами власти, правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источников бюджетных доходов, запрещением изъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов, сумм превышения доходов над расходами и экономии по расходам.

Обобщенное выражение  рассмотренные принципы находят  в принципах федерализма и  развития местного самоуправления, свойственных финансовой деятельности российского  государства в целом.

В соответствии с законодательством  государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Кроме того, в составе бюджетов образуются целевые и резервные фонды, имеющие свои источники доходов или создаваемые за счет общих бюджетных ресурсов. Они используются на определенные цели соответственно своему предназначению. Однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета. Все доходы и расходы бюджетной системы распределяются (разграничиваются) между бюджетами.

Законодательство устанавливает  единую для всех уровней бюджетов классификацию доходов и расходов, что обеспечивает сопоставимость их показателей. Такая классификация обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ.

Информация о работе Правовое регулирование финансово-кредитной системы РФ