Сходство и различие философии и религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 18:15, реферат

Краткое описание

Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания.

Вложенные файлы: 1 файл

Сходство и различие философии и религии.docx

— 25.10 Кб (Скачать файл)

Сходство и различие философии  и религии

 

Отмечая сходство философии  и религии, следует сказать, что  в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими . Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания  [1].

Г.В.Ф. Гегель, сравнивая религию  с философией, обращал внимание на то, что "различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как  будто мыслят лишь в философии, а  не в религии; в последней также  имеются представления, общие мысли". Более того, "религия имеет  общее содержание с философией, и  лишь их формы различны".

Различие между религией и философией по Гегелю, в том, что  философия зиждется на понятиях и  представлениях, а религия - в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных  образах). Поэтому философия может  понять религию, а религия философию - нет. "Философия, как постигающее  мышление... - указывает он,- обладает перед представлением, являющимся формой религии, тем преимуществом, что  она понимает и то и другое: она  может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, понимает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся  на представления, понимает лишь то, что  стоит на одной и той же точке  зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли". В  религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии - на интеллектуальное постижение. Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии. Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя» [1].

 Обратимся к другим  мнениям. Н.А. Моисеева и В.И. Сороковикова отмечают особенности: 1) мировоззрения (в философии опора на рационально-теоретическое знание, в религии - на веру, вера в сверхъестественное - основа религиозного мировоззрения); 2) мышления (философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована никаким авторитетом и может все подвергнуть сомнению, религия нуждается в авторитете и признает некие истины на веру, не требуя доказательств); 3) сознания (философия пытается дать целостное представление о мире, в религии же происходит раздвоение мира на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный, трансцендентный)

 Подобные мысли и  у А.С. Кармина: 1) религиозные идеи  не обосновываются, а принимаются  на основе веры и не подлежат  никакой критике, философия же  стремится аргументировать все  свои ут­верждения; 2) в отличие от религии, философия постоянно подвергает критике свои собственные выводы; 3) религия авторитарна, навязывает человеческому разуму определенные «сверхразумные» догматы, философия же требует самостоятельности мышления, в ней разум не подчиняется никаким авторитетам

 

 Диалектика взаимодействия  философии и религии проявляется  в: 1) религизации философии: а) религиозности философии; б) учете в деятельности философа уровня и направленности религиозности в обществе; 2) философизации религии: а) занятии философией служителей культа; б) создании философских школ (направлений) на религиозной основе

 Религия сближается  с философией при решении задачи  доказательства бытия Божия, рационального  обоснования религиозных догматов. Образуется особое философское  направление - религиозная философия  (теология, теоретическое богословие). Существуют различные религиозно-философские  доктрины, в которых религиозное  содержание подкрепляется философской  аргументацией 

Роль теистической философии  в жизни общества: 1) положительная: а) раскрывает общечеловеческие нормы  морали; б) утверждает идеалы мира; в) приобщает  людей к знаниям особого рода; г) сохраняет традиции; 2) отрицательная: а) формирует одностороннюю картину  мира; б) осуждает (преследует) людей  за отказ от теистических взглядов; в) поддерживает устаревшие обычаи, нормы, ценности

 

Культура  и цивилизация, их взаимосвязи и  отличия.

 

Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных  человеком  за все  время существования.

Термин «цивилизация»  появился только в конце 18 века и  описывал гражданское общество, наполненное  свободой и справедливостью.

Цивилизация – это высокоразвитое культурное общество, которое возникло при переходе человечества от периода  дикости к хозяйствованию.

Цивилизация характеризуется  упорядоченным общественным строем, возникновением государства, появлением классового деления и частной  собственности.

Термин «культура» применим в отношении первобытного общества. Говоря о древней культуре, мы имеем  в виду развитие орудий труда, совершенствование  организации быта.  Зарождение ранней цивилизации происходит только в  4-3 веках до нэ с появлением государства, религии, письменности, простейших форм искусства, таких как наскальная живопись, украшение оружия при помощи резьбы, роспись предметов быта.  К первым цивилизациям в истории человечества относятся Вавилон, Древний Китай, Древняя Индия, цивилизация майя и другие.

Охватывая  наследие и  достояние человека с самых ранних времен, культура представляется более  объемной, чем цивилизация. Однако цивилизация  развивается значительно быстрее  и стремительней, чем культура. При  этом совокупность различных культур  является составной частью цивилизации.

Культура, прежде всего, нравственна. Опирается не на свод правил и законов, а на разум и совесть.  Цивилизация  начинается с установления каких-либо норм человеческого поведения. Цивилизация  не предполагает душевности, а характеризуется  лишь интеллектуальностью. По сути, цивилизация является духовным и материальным обеспечением человеком комфортного существования.

Таким образом, основное отличие  культуры от цивилизации заключается  в следующем:

Понятия «культура» и «цивилизация»  не являются синонимами, но в некоторых  случаях могут быть взаимозаменяемыми, так как культура – составная  часть цивилизации.

При употреблении термина  «цивилизация» подразумевается  взаимосвязь всех показателей общества. Говоря о культуре, следует уточнять, что именно имеется в виду.

Культура – нравственная категория, в то время как цивилизация  характеризуется практичностью.

(3)

 

Философия и  искусство. Сходство и различие.

 

Говорить о сходствах  и различиях искусства и философия  как культурных форм можно только имея в виду относительность указанных  противопоставлений и сходств, об акцентах, а не об абсолютных разграничительных  линиях. Это особенно относится к  современной культуре.

Говоря о тех чертах, которые роднят философию и искусство, отметим следующие:

Экзистенциальная роль философии  и искусства заключается в  трансцендировании обыденности, в установлении собранного бытия, в постановке в художественной или дискурсивной форме «последних» вопросов о смысле и назначении человеческой жизни. Этот экзистенциальный опыт состоит в попадании в «паузу недеяния», амеханию, в выходе из режима обыденной целесообразности и утилитарности.

 Вместе с тем философия  и искусство связаны с социальностью, с общественным, публичным существованием человека. Философия как непременно вслух высказанное, явленное сознание, театр как утверждение бодрствующего бытия перед лицом всех, на агоре, «на позоре»; - и философия, и искусство являются способами сохранять и длить сознательные состояния, делая культуру живой. Без выполнения таких состояний культура превратится в застывшее и мертвое собрание памятников, в имитацию культуры.

Говоря о важном для  всех, об общем и общезначимом, и  философия и искусство сохраняют  значимость и жизненность индивидуального, особенного, в отличие от абстрактной всеобщности науки. Понятие науки обобщает индивидуальные случаи, формируя общее понятие. А философия и искусство пытаются выполнить понимание «на одном примере», что достигается благодаря символичности художественного образа и эйдетичности созерцания в философии. Это «прозревание» сущности вещей на одном примере роднит философию и искусство.

Ни та, ни другая форма  не могут «отвлечься» от автора-творца, приобрести автономное, чисто объективированное  существование. И художественное и  философское произведение остаются неразрывно связанными с духовным поиском  их автора.

 

Особая форма исторического  бытия философии и искусства  связана, во-первых, с характером обсуждаемых  вопросов - общих, важных и последних, а также с экзистенциальной связью произведения и автора. Интерпретация  как способ жизни в культуре и  художественных, и философских произведений оставляет «в живых» их авторов, позволяет  «задать им вопросы» и - получить новые  ответы. Роль читателя художественных и философских текстов - это роль сотворчества, а не «усвоения» готового.

Философию и искусство  роднит и сам способ творчества - особая роль интуиции, свободного, игрового момента, вдохновения и спонтанности.

И философия, и искусство  опираются на естественный язык. Поэтическое отношение к языку превращает художественный текст в единственный и незаменимый, в нем каждое слово значимо, уникально. Можно пересказать содержание художественного текста, проанализировать содержащиеся в нем «идеи», но такой анализ уже не будет произведением искусства. Чтение искусствоведческих текстов и текстов художественных - принципиально разные занятия. Но и изучение философских произведений нельзя заменить их изложением в учебнике. И те, и другие тексты требуют личного выполнения акта чтения и понимания, требуется пройти собственный путь к этому пониманию, нужна личная встреча автора с читателем.

Таким образом, ни философские, ни художественные тексты нельзя «пересказать другими словами», заменить. Это  связано и с экзистенциальной вовлеченностью читателя, и с тем, что естественный язык и его символичность, его смысловая многозначность становятся в философии и искусстве «участниками»  творчества, а не инструментом для  выражения готовой мысли. Так  что автору никогда до конца не ясно, что удалось сказать. Эта  укорененность в естественном языке отличает искусство и философию от науки с ее искусственным, инструментальным языком.

 

Говоря же о различиях  философии и искусства, отметим  следующее:

Искусство говорит на языке  образов о неизобразимом, а философия говорит на языке рассуждений о несказанном. Имея своим «предметом», своим устремлением то, что лежит за пределами собственно образа или собственно понятия, искусство остается трансцендентным применением чувственности, а философия - трансцендентным применением рациональности. Образность доминирует в искусстве, а концептуальность - в философии. Хотя чувство и мысль не разделены непроходимой гранью, все же искусство апеллирует к воплощенности формы - в камне, на холсте, в красках или в звуках. Философия стремится к «извлечению» чистого смысла, к пониманию, устраняющему образность и представимость в картинках. Отсюда- парадоксальность главных философских концептов - вспомним хотя бы парменидовское определение бытия как того, чего не было и не будет, но есть.

Философия саморефлексивна - обращена к собственным основаниям, требует удерживания их в контексте рассуждения; художественное творчество - спонтанно. Художник - медиум, пророк, ему требуется вдохновение муз. От философа требуется последовательность и умение сформулировать в явном виде свои предпосылки. Отсюда - поэтичность искусства и методичность философии. Конечно, и художественное творчество и предполагает рефлексивную работу художника, отделяющего необходимые элементы произведения от излишних, неуместных, и философское размышление, особенно в иррационалистических течениях, спонтанно и афористично, но все же приходится говорить об этих характерных акцентах.(1)

Наука как  форма культуры. Роль науки в развитии общества.

На сегодняшний день наука  в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни  людей. Несомненно, уровень развития науки может служить одним  из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

 В качестве главных  функций науки в жизни общества  отметим: 

-познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой -- познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

-мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель -- разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания;

-производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам;

-культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.

Информация о работе Сходство и различие философии и религии