Задачи по "Инженерии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:59, задача

Краткое описание

Описать порядок подготовки, составления и оформления материалов правовой охраны конкретного вида объекта интеллектуальной собственности .
Описать порядок подготовки, составления и оформления материалов правовой охраны конкретного вида объек-та интеллектуальной собственности (полезной модели)

Вложенные файлы: 1 файл

Инженерная задача1-10.docx

— 47.07 Кб (Скачать файл)

 

Задача № 7

Организация приступила к  моделированию процессов системы  менеджмента качества с по-мощью процессной модели СМК, приведенной в ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Какие этапы необхо-димо пройти для успешной реализации данного проекта?

Для успешной реализации проекта  по моделированию процессов СМК  согласно требо-ваний ГОСТ Р ИСО 9001-2008  п.4.1 организация должна:

1) определить процессы, необходимые для СМК и их применение во всей организации;

2) определить последовательность и взаимодействие этих процессов;

3) определить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими;

4) обеспечить наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержания этих про-цессов и их мониторинга;

5) осуществлять мониторинг, измерение, там, где это возможно, и анализ этих процессов;

6) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и посто-янного улучшения этих процессов.

Организация должна осуществлять менеджмент процессов, необходимых  для СМК, в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

Если организация решает передать сторонней организации  выполнение какого-либо процесса, влияющего  на соответствие продукции требованиям, она должна обеспечить со своей стороны  управление таким процессом. Вид  и степень управления процессами, переданными сторонним организациям, должны быть определены в СМК.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инженерная задача №6

Организация приступила к  планированию своего развития с позиций  качества и разработке Политики в  области качества. С какой целью  вводится этот документ, на какой срок раз-рабатывается, какие требования необходимо учесть руководству организации при разра-ботке политики в области качества?

В стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2008  термин «политика в области качества» опреде-ляется следующим образом: Общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Политика в области  качества устанавливается, чтобы служить  ориентиром для орга-низации. Она определяет желаемые результаты и способствует использованию организацией необходимых ресурсов для достижения целей. Как правило, политика в области качества согласуется с общей политикой организации и обеспечивает основу для разработки и анализа целей в области качества. Цели в области качества должны быть со-гласованы с политикой в области качества и стремлением к постоянному улучшению, а результаты должны быть измеримыми. Для разработки политики в области качества основой могут служить принципы менеджмента качества (ориентация на потребителя, лидерство руководителя, вовлечение работников, процессный подход, системный подход к менеджменту, постоянное улучшение, принятие решений, основанных на фактах, взаимовыгодные отношения с поставщиками), изложенные в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2008.

Проект политики в области  качества разрабатывается уполномоченным по качеству. Политика в области  качества утверждается руководством организации.

Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области  качества соот-ветствовала целям организации; включала обязательство соответствовать требованиям и по-стоянно повышать результативность системы менеджмента качества; создавала основы для постановки и анализа целей в области качества; анализировалась на постоянную пригод-ность.

При разработке политики в  области качества высшему руководству  следует учиты-вать: уровень и вид будущих улучшений, необходимых для успешной работы организации; ожидаемую или желаемую степень удовлетворенности потребителей; повышение квалифи-кации работников организации; потребности и ожидания других заинтересованных сторон; ресурсы, необходимые для выхода за рамки требований ИСО 9001; потенциальный вклад поставщиков и партнеров.

Высшему руководству необходимо использовать политику в области  качества как средство управления организацией с целью улучшения ее деятельности.

Политика в области  качества должна быть доведена высшим руководством организа-ции до каждого работника. Для того, чтобы она стала эффективным мероприятием, необхо-димо, чтобы все сотрудники не только знали о своем индивидуальном вкладе в создание и поддержание качества, об объеме и рамках своей ответственности и полномочий, о порядке взаимоотношений с другими членами организации, но и понимали свою роль в ее реализа-ции.

Политикой в области качества организации могут пользоваться все структурные подразделения. Однако они могут разрабатывать  собственные политики в области  качества, дополняющие и развивающие  политику в области качества организации, но не противоречащие ей.

Политика в области  качества организации должна быть хорошо оформлена и разме-щена на специальных стендах, на которых могут быть представлены также сведения о кон-кретных планах и результатах работы в области достижения установленного качества про-дукции или услуг.

Любая заинтересованная сторона  должна имеет возможность ознакомиться с этим документом.

Разрабатывается политика в  области качества на срок, с которым  менеджмент готов планировать деятельность (год, три, пять, десять лет).  Единственное требование, чтобы она периодически анализировалась и актуализировалась.


 

Инженерная задача №8

Организация приступила к  описанию характеристик процессов  с помощью инструмента «Карта процесса». Какова структура и содержание карты процесса?

Характеристики процесса целесообразно представлять в виде карты процесса. Карта процесса –  самостоятельный документ, выступает  как справочный документ, используется для мониторинга  и коррекции  процесса; позволяет владельцу и  руководителю идентифицировать свой процесс, получить представление о процессах  организации и об их взаимосвязи  и взаимо-действии. Достоинства: наглядность, компактность представления основных характеристик процесса, простота и удобство пользования. Число характеристик, вносимых в карту процесса, определяется требованиями ИСО 9001, особенностями менеджмента организации и здравым смыслом. Характеристики карта процессы:

Название процесса, отражающее его содержание, должно быть близким  к названию со-ответствующего раздела ИСО 9001, по возможности кратким и выражено отглагольным суще-ствительным (например, «Управление документацией», «Подготовка и обеспечение компетен-ции персонала», «Управление закупками» и др.)

Код процесса. Присвоение процессу конкретного кода (буквенного, цифрового  или их комбинации) в значительной мере облегчает его идентификацию. С этой целью должен быть установлен принцип кодирования.

Определение процесса должно уточнять (детализировать) его название. Определение процесса должно отвечать на вопрос: «Из каких основных видов  деятельности состоит про-цесс?». Многие процессы, охватываемые системой менеджмента качества, не имеют общепри-нятого определения, что вынуждает специалистов организации давать им свои определения. При этом возможны большие расхождения в этих определениях, связанные с особенностями организационного построения и спецификой бизнеса организации. Так, например, определяя процесс «Управление закупками», одни организации в содержание процесса включают лишь верификацию закупаемой продукции, а другие - и её валидацию, т.е. входной контроль.

Цель процесса определяет необходимый (желательный, возможный) результат процесса. Цель процесса отвечает на вопрос: «Что будет достигнуто при надлежащем ведении данного  процесса?»

Входы процесса - конкретные материальные и (или) нематериальные объекты, подлежа-щие преобразованию в процессе.

Выходы процесса - результаты преобразования входов процесса.

Требования к входам процесса выступают, как правило, в виде документов, содержащих конкретные характеристики входов. Требования к выходам процесса выступают, как правило, в виде документов, отражающих потребности и ожидания потребителей процесса (внутренних или  внешних).

Поставщики процесса - внешняя  организация или внутренние подразделения, ответ-ственные за своевременную и качественную поставку входов процесса.

Потребители прогресса - внешние  организации или внутренние подразделения, являю-щиеся пользователями выходов процесса.

Ресурсы процесса - финансовые, технологические, трудовые и информационные сред-ства, с помощью которых осуществляется преобразование входов в выходы. В ряде случаев ре-сурсы могут выступать в виде входов в процесс (например, когда речь идет о поставке сырья и материалов для производства продукции).

Задает процесса определяют основные направления достижения цели процесса. Так, например, если целью процесса «Входной контроль» является недопущение в производствен-ный процесс сырья, материалов и комплектующих, не соответствующих установленным требо-ваниям, то основными задачами данного процесса можно считать: определение требований к сырью, материалам и комплектующим изделиям; выявление сырья, материалов и комплектую-щих изделий, не соответствующих установленным требованиям; изоляция сырья, материалов и комплектующих изделий, не соответствующих остановленным требованиям.

Нормативы процесса - документы, содержащие нормативные показатели, в соответ-ствии с которыми осуществляется процесс. Примерами нормативов могут служить нормы рас-хода ресурсов на преобразование входов в выходы, нормы времени на ведение процесса, норма простоя и др. Нормативы выступают как критерии при оценке эффективности процесса.

Показатели результативности процесса характеризуют степень  достижения цели про-цесса и запланированных результатов. Показатели результативности важны, в первую очередь, для потребителей. К таким показателям могут быть отнесены степень соответствия качества продукции требованиям контракта, степень соответствия проекта новой продукции техниче-скому заданию, показатели качества, длительность цикла процесса, длительность переналадки и др.

Показатели эффективности  процесса характеризуют связь между  достигнутыми ре-зультатами и использованными ресурсами. Показатели эффективности отражают, насколько минимизированы ресурсы и устранены потери при достижении необходимого результата. Эти показатели, в первую очередь, нужны для обеспечения необходимой прибыльности организа-ции. Показателями эффективности являются расход ресурсов на единицу продукции в нату-ральном или денежном выражении, уменьшение издержек, уровень бездефектности и др.

Владелец процесса - должностное  лицо, являющееся «хозяином», «собственником»  про-цесса.

Руководитель процесса -должностное лицо, выполняющее функции менеджера процесса и подчиняющееся владельцу процесса.

Параметры процесса- характеристики процесса, подлежащие мониторингу и контролю. Для измерения параметров процесса должны быть установлены их значения (желательно чис-ловые) и точки контроля.

Методы измерения параметров процесса - методы, используемые для  мониторинга и контроля и последующего оценивания состояния процесса. Для  измерения и оценивания про-цессов могут использоваться инструментальные, расчетные, экспертные, сравнительные и со-циологические методы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инженерная задача №9

Организация приступила к  планированию разработки и внедрения  системы менеджмента качества. Какие  этапы необходимо пройти для применения стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года?

1 этап: Решение руководства.  Руководитель должен принять  решение о начале проекта, известить  сотрудников организации, а   также создать предпосылки для  быстрого осуществления всех  остальных этапов. Также следует  сформулировать цели построения  СМК, выделить на верхнем уровне  процессы СМК, которые нужно  контролировать, и критерии оценки  их качества. Впоследствии цели  СМК необходимо зафиксировать  в документе «Политика в области  качества», в котором также  описываются принципы их достижения. Этот документ является основополагающим  в нормативной документации СМК  организации.

2 этап: Обучение персонала.  Для дальнейшей успешной работы  СМК персонал ор-ганизации должен изучить теорию МК, стандарты ИСО серии 9000, освоить теорию про-цессного подхода, а также основные требования к внедрению СМК. Обучение пользованию системой можно провести, как с помощью консультантов, так и самостоятельно, если в организации есть сотрудник, имеющий опыт постановки СМК.

3 этап. Формирование программы  внедрения СМК. Внедрение СМК  нужно рас-сматривать как сложный и длительный процесс сроком от 1,5 до 2 лет. Поэтому следует со-ставить программу внедрения, которая должна включать: 1) описание этапов внедрения; 2) список ответственных за каждый этап проекта. Как правило, их выбирают из числа топ-менеджеров, а также специалистов, которые лучше всех знают специфику своих подразделений. 3)бюджет внедрения СМК: расходы на сертификацию и оплаты услуг консультантов в случае их привлечения, стоимость дальнейшего обучения персонала и стоимость отвлечения менеджмента от основной работы для ведения проекта. 4) процедуру оценки внедрения СМК. Указываются критерии, по которым руководство может определить, удалось ли достигнуть поставленных целей в начале проекта.

4 этап. Описание и оптимизация  бизнес-процессов. Основой СМК  является про-цессный подход. В первую очередь необходимо описать те бизнес-процессы, управление которыми руководство считает наиболее важными для СМК. Описание проводится с помощью использования специальных инструментальных компьютерных средств на основе информации, получаемой входе интервью с исполнителями. Описанные бизнес-процессы необходимо оптимизировать, т.е. устранить все несоответствия требованиям стандарта и дублирующие процессы, а также разработать новые процессы согласно правилам стандарта. По стандарту процесс «Оценка удовлетворенности потребителей» является необходимым. Нужно разработать систему показателей, а также процедуру, необходимую для реализации и мониторинга этого процесса.

5 этап. Разработка нормативной  документации СМК. Формируются  НД, регламенты и процедуры, обеспечивающие  работу СМК. Основой для них  обычно являются уже существующий  в организации набор документов, который модифицируется и дополняется  в соответствии с требованиями  стандарта. В первую очередь  в соответствии со стандартом  ИСО следует разработать 6 процедур: 1) управление документами; 2) управление  записями; 3) управление аудитом СМК; 4) управление продукцией, несоответствующей  стандартам; 5) управление мероприятиями,  корректирующими несоответствия; 6) управление мероприятиями, предупреждающими  о появлении несоответствий. На  основе политики в области  качества готовится документ  «Руководство по качеству». Он  содержит основные положения,  регламентирующие деятельность  в рамках СМК, разграничение  зон ответственности, требования  к службе качества, описание процедур  обеспечения качества, порядок ведения  документооборота СМК, описание  рассмотрения процедуры жалоб  и т.п. Документы след. Уровня  описывают правила эффективного  планирования и реализации процессов,  и управления ими. К таким  документам относятся: рабочие  методики, должностные инструкции  работников, технологические карты  процессов. Основанием пирамиды  документов являются данные, подтверждающие, что требования, предъявляемые к  СМК, реализуются на практике. Это от-четы о проделанной работе, записи в журналах операций и т.п. При составлении документации нужно учитывать требования ИСО о компетенции персонала, выполняющего работы в рамках СМК. Это означает, что в нормативных документах должны описываться процесс доступа работника к НД, а также требования к компетентности персонала (уровень знаний, опыт работы), программа повышения уровня знаний сотрудников в случае необходимости, система мотивации сотрудников и т.п. Необходимо отметить, что эффективное использование большого числа нормативных элементов СМК требует наличия в организации электронного документооборота.

6 этап. Тестирование СМК  и внутренний аудит. После разработки  всех норматив-ных документов начинается опытная эксплуатация СМК. Запускать процессы в рамках новой системы можно постепенно. Опытная эксплуатация сопровождается проведением внутреннего аудита. Вначале эксплуатации они проводятся часто (раз в неделю), затем реже (один раз в месяц или даже квартал) Для целей внутреннего аудита необходимо зафиксировать количественные показатели качества (% брака, показатель удовлетворенности клиентов, % возврата и т.п.), к которым необходимо стремиться. Для определения значения подобных показателей обычно используют аналогичные показатели лидеров отрасли. В ходе внутреннего аудита должны выявляться несоответствия между текущей работой и требованиями стандарта. Эти отклонения необходимо зафиксировать. По итогам аудита проводится корректировка работы сотрудников, а также НД, для того, чтобы в дальнейшем избегать отклонений. Всю эту работу необходимо документировать в процедурах СМК.

7 этап. Получение сертификата.  Для того, чтобы сертифицировать СМК, необходимо подать заявление в сертифицированный орган и ряд документов: заявление, все документы по СМК (политика, руководство, процедуры, схему организационной структуры), перечень основных потребителей и поставщиков организации. Специалисты органа по сертификации в течение месяца проводят экспертизу представленных документов. Экспертиза может включать визит представителей сертифицированного органа в организацию для проверки СК в действии. По итогам проверки составляется протокол, в котором фиксируются все несоответствия между СМК и требованиями стандарта. На данную операцию уходит от 1 до 4 месяцев. После этого проводится собственно сертификация. Если все значимые несоответствия устранены, организации выдается сертификат. Повторные аудиты СМК сертификационный орган проводит с определенной периодичностью. Они подтверждают, что организация не только внедрила СМК, но и постоянно улучшает ее.


 

Инженерная задача №10

Организация внедрила систему  менеджмента качества и готовится  к сертификации СМК. Какие этапы  необходимо пройти для получения  сертификата соответствия требованиям  ГОСТ Р ИСО 9001–2001?

1 этап. Предсертификационный. Подготовка СМК и ее документации к сертификации. Составление письма-обращения (заявки) о намерении провести сертификацию СМК. (Предприятие). Предварительная регистрация письма-обращения. Проведение анализа письма-обращения. Принятие решения по письму-обращению и извещение заявителю о принятом решении. (Орган по сертификации). Заключение договора на проведение предварительной оценки СМК (в случае принятия заказа на сертификацию) (Предприятие, орган по сертификации). Оплата договора предприятием за проведение работ по сертификации СМК. Подготовка перечня исходных документов и сведений, представляемых проверенной организацией. (Орган по сертификации). Направление оформленной заявки, документов и исходных данных в орган по сертификации. (Предприятие). Формирование комиссии и назначение ее председателя. (Орган по сертификации).

2 этап. Предварительный этап  анализа представленных документов  и сведений по СМК. Экспертиза  документов СМК. Подготовка и  составление заключения по результатам  экспертизы представленных в  орган по сертификации исходных  документов и сведений по СМК  (в случае отрицательного решения  документы для устранения недостатков  с заключением возвращаются предприятию) (Орган по сертификации). Заключение  договора на проведение последующих  этапов сертификации (при положительном  заключении и в случае поэтапного  заключения договора) (Предприятие,  орган по сертификации). Оплата  договора предприятием за последующий  этап сертификации СМК. Предварительное  взаимодействие с проверяемой  организацией. (Орган по сертификации).

3 этап. Сертификационный  этап СМК. Разработка Плана  аудита и согласование его  с руководством предприятия-заказчика.  Распределение обязанностей в  комиссии по проверке СМК. Подготовка  рабочих документов для проверки  и оценки (Орган по сертификации). Проведение предварительного совещания  по организации на предприятии  проверки СМК. (Орган по сертификации  совместно с предприятием). Проведение  проверки и оценки СМК непосредственно  на предприятии (сбор, проверка  и регистрация данных; формирование  и классификация предварительных  выводов по проверке; регистрация  выводов; оценка и действия  с выявленными при проверке  несоответствиями и уведомлениями). (Орган по сертификации при  содействии предприятия). Оперативное  планирование и выполнение заказчиком  корректирующих действий (обычно  не более 12 недель). (Предприятие). – При непредставлении данных  процесс сертификации будет прекращен.- Получение и проверка выполнения  заказчиком корректирующих действий. Подготовка окончательных выводов  и акта по результатам проверки  для заключительного совещания.  Рассылка акта. Проведение заключительного  совещания и рассмотрение акта  по результатам аудита и результатов  выполнения плана корректирующих  действий. Принятие решения по  акту аудита о выдаче сертификата  соответствия (как правило, на  три года). (Орган по сертификации). При отрицательном решении заказчик  уведомляется о возможности повторной  сертификации, начиная с начальной  подачи документов в орган  по сертификации. Оформление сертификата  соответствия (с проставлением регистрационного  номера), регистрация сертификата  в Реестре органа по сертификации. Получение в техническом центре  регистра учетного номера и  регистрация сертификата в реестре  органа по сертификации. Представление  в ТЦР решения органа по  сертификации и копии сертификата  для ведения сводного перечня  и публикации официальной информации. Передача предприятию-заказчику  сертификата соответствия и всей  необходимой документации. (Орган  по сертификации). Оформление и  заключение договора на проведение  инспекционного контроля. (Предприятие,  орган по сертификации). Оплата  работ по договору на проведение  инспекционного контроля держателем сертификата. (Предприятие). Предоставление предприятию на условиях договора письменного разрешения на право применения знака соответствия. (Орган по сертификации).

4 этап. Этап инспекционного  контроля СМК. Инспекционный контроль  сертифицированной СМК, включая  контроль использования сертификатов  соответствия и знаков соответствия  системы. (Орган по сертификации).



Информация о работе Задачи по "Инженерии"