Кадровый аудит в государственном органе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:13, контрольная работа

Краткое описание

Главной целью кадрового аудита является оценка эффективности и производительности деятельности персонала как одного из важнейших факторов, обеспечивающих прибыльность и преуспевание организации.
Задачи кадрового аудита:
1. Выявление соответствия кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития.
2. Выявление соответствия структуры системы управления персоналом организационной структуре организации.
3. Проверка соблюдения правил, закрепленных существующей нормативно-правовой базой.
4. Выявление причин возникающих трудовых конфликтов и других проблем социально-трудовой сферы, разработка путей их разрешения, предотвращения и снижения негативного воздействия.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 38.03 Кб (Скачать файл)

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОЕ  И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

КАДРОВЫЙ АУДИТ В ГОСУДАРСТВЕННОМ  ОРГАНЕ

 

Работу выполнила:

студентка 5 курса 

группы 

Научный руководитель:

д.э.н., профессор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2013

ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ КАДРОВОГО АУДИТА

 

 

Рост любой компании зависит  не только от эффективного использования  внешних ресурсов (инвестиций, кредитов, совместных проектов), но и внутренних. Как известно, одним из главных  внутренних ресурсов фирмы является персонал. В связи с этим объективно возникает потребность в оценке этого важнейшего ресурса организации.

Существуют различные  подходы к оценке кадрового потенциала организации. Первоначально оценке подвергалась работа сотрудников, их квалификация, производительность труда и т.п. В последнее время руководители стали понимать, что нужно оценивать  не только и не столько работу сотрудников, сколько собственные процедуры  управления персоналом. Так зародилась потребность в кадровом аудите.

Кроме того, в учебной  литературе, публикациях существуют различные подходы к содержанию кадрового аудита. Некоторые авторы сводят эту деятельность к проверке кадрового делопроизводства и анализу  работы службы управления персоналом. Профессор А.Я. Кибанов и ряд  других авторов выделяют два направления  в кадровом аудите: оценка кадрового  потенциала организации и анализ кадровых процессов. Другие авторы дополняют  эти направления кадрового аудита оценкой организационных структур управления, что представляется вполне оправданным и корреспондируется  с практикой проведения кадрового  аудита в государственных органах.

Кадровый аудит – анализ и оценка соответствия структурного и кадрового состава организации  ее целям и стратегии развития.

В практике менеджмента кадровый аудит является, с одной стороны, способом наблюдения подобно финансовому  или бухгалтерскому аудиту, а с  другой – инструментом управления, который позволяет решить ту или  иную проблему, возникающую в сфере  трудовых отношений. Кадровый аудит  в государственных органах является инструментом мониторинга реализации государственной кадровой политики в определенной сфере. В условиях рыночной экономики кадровый аудит  необходим для обеспечения конкурентоспособности  фирмы. Он проводится с целью подготовки к принятию стратегических решений  о развитии бизнеса, разработки программы  реформирования организации.

Таким образом, кадровый аудит, особенно в условиях рыночной экономики, позволяет повысить прибыльность организации  за счет выявления внутриорганизационных  резервов повышения эффективности  и производительности персонала  организации.

Кадровый аудит помогает компаниям избежать многих проблем  в случае проведения проверок государственных  проверяющих, а также позволяет  оптимизировать организацию рабочего процесса.

В результате проведения кадрового  аудита должна осуществляться консультационная поддержка, аналитическая оценка и  независимая экспертиза кадрового  потенциала.

Главной целью кадрового  аудита является оценка эффективности  и производительности деятельности персонала как одного из важнейших  факторов, обеспечивающих прибыльность и преуспевание организации.

Задачи кадрового аудита:

1. Выявление соответствия  кадрового потенциала организации  ее целям и стратегии развития.

2. Выявление соответствия  структуры системы управления  персоналом организационной структуре  организации. 

3. Проверка соблюдения  правил, закрепленных существующей  нормативно-правовой базой. 

4. Выявление причин возникающих  трудовых конфликтов и других  проблем социально-трудовой сферы,  разработка путей их разрешения, предотвращения и снижения негативного воздействия.

Оценке могут быть подвергнуты  различные аспекты организационной  реальности. Основные направления кадрового  аудита:

1. Оценка кадрового потенциала  организации, включающая в себя  анализ количественных и качественных  характеристик персонала. 

2. Оценка организационных  структур управления, то есть  строение организации (ее структура)  – соотношение и соподчиненность  основных элементов, степень жесткости/гибкости  организационной конфигурации.

3. Диагностика и оценка  эффективности кадровых процессов  и процедур управления, то есть  направления деятельности организации по отношению к персоналу.

Таким образом, объектами  аудиторской проверки могут быть: 

― трудовой коллектив организации;

― методы и принципы управления персоналом;

― конкретное направление производственной деятельности.

  Как показывает практика, потребность в кадровом аудите может быть вызвана различными причинами. Инициаторами проведения кадрового аудита могут выступать внутренние и внешние субъекты аудита: 6

― руководство организации;

― акционеры;

― руководство вышестоящих организаций;

― государственные исполнительные органы (инспекции, органы власти, судебные исполнители).

Организаторами процесса аудита являются руководители и сотрудники службы управления персоналом, а также  руководители вышестоящих организаций. Исполнителями и участниками  процесса могут быть специалисты  службы управления персоналом, внутренние и внешние консультанты, эксперты, профсоюзные лидеры, акционеры, клиенты  и персо-нал фирмы. При организации  проверок в государственных органах, как правило, исполнителями кадрового аудита являются специально назначенные и уполномоченные специалисты вышестоящей организации или смежных организаций.

В зависимости от того, кто  из субъектов инициирует проведение кадрового аудита, его цели могут  быть различными. Например, инспекции  по труду РФ чаще всего проверяют  качество исполнения трудового законодательства, при этом аудит системы управления персоналом проводится с целью выявления  нарушений и отклонений от законодательных  норм в одной или всех функциях (процессах) управления персоналом.

Аудит системы управления персоналом может инициироваться и  руководством компании. Например, руководство  компании заинтересовано в получении  информации о возможных рисках в  развитии трудового потенциала организации. Тогда целью аудита системы управления персоналом будет изучение влияния  различных факторов (функций, ресурсов) на формирование, использование и  развитие трудового потенциала. Возможно, руководство заинтересуется, как  управление персоналом повлияло на результаты работы конкретного подразделения  или всей компании, тогда аудит  системы управления персоналом будет  нацелен на изучение объема и качества работы с персоналом в подразделении  или во всей фирме.

Аудит персонала осуществляется на основании общепризнанных для  любой аудиторской проверки принципов:

― профессионализм;

― независимость;

― достоверность;

― честность и объективность;

― сопоставимость с международным правом.

Такой принцип, как независимость аудиторской проверки, в основном присущ внешним аудиторам, не зависящим от руководства организации.

Кадровый аудит в качестве относительно самостоятельного направления аудиторства начал активно развиваться в последние годы. К этому времени правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ были сформированы и законодательно закреплены. Они ориентированы на бухгалтерский учет и бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В настоящее время правовые основы аудиторской деятельности в РФ определены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Таким образом, нормативно-правовая база кадрового аудита в настоящее  время не сформирована. Однако поскольку кадровый аудит затрагивает анализ социально-трудовой сферы организации, правовая база для его проведения может быть представлена следующим образом:

  1. Трудовое законодательство РФ, включающее в себя Трудовой кодекс РФ и иные федеральные законы, затрагивающие социально-трудовые отношения.
  2. Подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие социально-трудовые отношения.
  3. Государственные (ГОСТ) и межотраслевые стандарты, нормы, нормативы и методические материалы, регламентирующие вопросы организации труда. Сюда же можно отнести строительные нормы и правила (СНиП), санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН), санитарные нормы и правила (СН) и др.
  4. Ведомственные нормативные правовые акты в случае ведомственного подчинения организации.
  5. Локальные нормативные правовые акты организации, касающиеся организации работы с персоналом и управления. К таким документам можно отнести устав организации, должностные регламенты и инструкции, положения о структурных подразделениях, заводские нормы и т.п.

 

Информационные источники  для проведения кадрового аудита: 

― законы и инструкции в области управления трудом и трудовыми отношениями;

― показатели эффективности работы организации в целом;

― показатели эффективности работы отдельных подразделений и сотрудников;

― официальная статистическая отчетность организации по кадрам;

― кадровая документация и делопроизводство;

― результаты анкетирования и опросов сотрудников;

― результаты предыдущих исследований и проверок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАДРОВЫЙ АУДИТ  В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ

 

 

Организация государственного управления с точки зрения его эффективности – ключевой вопрос для развития любой страны. Государственное управление императивно оказывает организующее-регулирующее воздействие на общественные процессы и отношения. Государство как организация публичной власти осуществляет ее, выполняя свои многообразные функции управления общественными процессами, с помощью образуемых в установленном порядке государственных органов. Каждый государственный орган является составной частью организационной структуры государственного аппарата. Государственные органы образуются для осуществления государственной власти и реализации функций государственного управления.

В систему органов государственной  власти РФ входят органы и учреждения законодательной, исполнительной и  судебной власти.

Система органов государственной  власти субъектов РФ создается ими  самостоятельно в соответствии с  основами конституционного строя и  общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной  власти.

Систему органов местного управления составляют государственные  органы, организованные по территориальному или функционально-отраслевому принципам, осуществляющие управленческую деятельность посредством структурных подразделений  в административных границах конкретной территории.

Компетенция государственных  органов определяется прежде всего  уровнем той деятельности, для  которой они создаются.

Рассмотрим реализацию кадрового аудита в государственных органах на примере территориальных органов федеральной исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти, являясь составными элементами системы государственных органов, в свою очередь также образуют определенную систему, имеющую собственную структуру. Органы исполнительной власти – это многоуровневые системы, выполняющие исполнительно-распорядительные функции. Основным звеном системы органов исполнительной власти являются министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Для реализации полномочий по осуществлению государственного управления в субъектах федерации органы федеральной исполнительной власти создают территориальные органы. К ним относятся управления внутренних дел, управления Минюста России в субъектах РФ и др.

Государственный кадровый аудит  предназначен для решения ситуационных проблем государственных потребностей. Он в большей мере

 

тождествен государственному финансовому контролю, который ведется  как в масштабах федеральных  органов, так и в субъектах  РФ и на уровне местного самоуправления.

Кадровый аудит в государственных  органах выполняет следующие  основные задачи:

― оценка результатов деятельности персонала государственного органа;

― проверка правильности целевого использования и сохранности государственных средств РФ и ее субъектов, выделяемых на обеспечение работы с персоналом государственных органов.

В государственных органах  кадровый аудит осуществляется, как  правило, в период проведения комплексных  инспекторских проверок (ревизий), затрагивающих все сферы деятельности инспектируемого объекта, которые проводятся, как правило, один раз в три года или пять лет в соответствии с планами-графиками, утверждаемыми соответствующим федеральным органом.

Информация о работе Кадровый аудит в государственном органе