Виды административной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:45, контрольная работа

Краткое описание

Последние сто лет роль административной ответственности постепенно повышалась, а с середины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. В последние годы произошли революционные перемены в экономике России. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования, возросло количество организаций и учреждений. Все это привело к росту правонарушений во многих отраслях страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….…3
Понятие и признаки административной ответственности………………………………4
Законодательная основа административной ответственности……………………….…6
Основания административной ответственности……………………………………..…..7
Принципы и особенности административной ответственности…………………..…….8
Виды административной ответственности………………………………………………10
Освобождение от административной ответственности…………………………………12
Заключение……………………………………………………………………………...….14
Список используемой литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Виды административной ответственности без тит..doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………………….…3

Понятие и признаки административной ответственности………………………………4

Законодательная основа административной ответственности……………………….…6

Основания административной ответственности……………………………………..…..7

Принципы и особенности административной ответственности…………………..…….8

Виды административной ответственности………………………………………………10

Освобождение  от административной ответственности…………………………………12

Заключение……………………………………………………………………………...….14

Список используемой литературы………………………………………………………...15

 

 

Введение

 

Среди различных юридических способов борьбы с правонарушениями важное место  занимают административные способы  борьбы, в том числе привлечение  к административной ответственности  лиц, совершающих административные правонарушения.

Последние сто лет роль административной ответственности постепенно повышалась, а с середины 80-х годов эта  тенденция стала проявляться  еще более активно. В последние  годы произошли революционные перемены в экономике России. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования, возросло количество организаций и учреждений. Все это привело к росту правонарушений во многих отраслях страны. Государство вынуждено было принимать адекватные меры для пресечения правонарушений, восстановления нарушенных прав и создание условий, в которых правонарушитель действовал бы в рамках законности. Такой наиболее действенной мерой выступила административная ответственность. На сегодняшний день произошли существенные изменения в КоАП РФ, связанные с ужесточением ответственности за административные правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и признаки административной ответственности

 

Понятие административной ответственности. Под административной ответственностью понимается вид юридической ответственности, который выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность является активным элементом исполнительно-распорядительной деятельности. Она обеспечивает регламентацию и осуществление управленческой воли государства. Поскольку объектом и субъектом управления являются люди, их воля, сознание, чувства и привычки способны активно формировать ответственное поведение личности. Субъекты административно-правовых отношений связаны между собой взаимными правами и обязанностями, следовательно, они ответственны друг перед другом. В этом смысле ответственность охватывается понятием обязанности (необходимости) давать отчет в своих действиях. Такой широкий подход к проблеме ответственности в литературе иногда критикуется. При этом либо ссылаются на уже сложившиеся представления либо на то, что: "нетрудно будет определить специфику собственно юридической ответственности"1.

Административная ответственность  также философско-социологическое понятие, отражающее отношение личности, коллектива и общества в конкретных управленческих ситуациях. Юридическое содержание ответственности не может быть оторвано от ее индивидуально-волевого выражения, так как осуществление административно-правовой обязанности возможно лишь на основе индивидуальной воли участников административных правоотношений. Административную ответственность, поэтому можно охарактеризовать также как: "регламентированную нормами и правоприменительную актами систему общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно-правовой обязанности"2.

Административная ответственность  носит государственный характер, т.е. регламентируется и обеспечивается соответствующими юридическими предписаниями. Прежде всего, они являются источником информации о должном поведении. Но, поскольку реальное юридически значимое ответственное поведение служащих органов управления и граждан зависит от уровня их правосознания интересов и воли, нормами права, правоприменительными актами регламентируются поощрительные, предупредительные и пресекательные меры юридического влияния на участников административных правоотношений. В совокупности эти властные веления составляют внешний правовой механизм регулирования юридической ответственности.

Признаки юридической ответственности. Поскольку административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, то, с одной стороны, ей присущи все признаки последней, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями от прочих видов юридической ответственности.

Как вид юридической ответственности  административная ответственность  обладает следующими признаками:

  • представляет собой меру государственного воздействия;
  • наступает при совершении правонарушения и наличии вины;
  • применяется компетентными органами и должностными лицами;
  • состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;
  • применяемые санкции строго определены законом.

В то же время административная ответственность  обладает следующими характерными чертами.

Признаки административной ответственности: 1) административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, отличную от нормативно-правовых основ других видов ответственности, а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права; 2) административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях; 3) основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения; 4) к административной ответственности привлекаются как индивидуальные субъекты (физические лица и коллективные образования), так и юридические лица; 5) мерой юридической ответственности, предусмотренной за административное правонарушение, является административное наказание; 6) административные наказания (взыскания) применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями); 7) административные наказания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей; 8) применение административного наказания не влечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание только в течение установленного срока; 9) дела об административной ответственности рассматриваются, и административные наказания налагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, т.е. существует особый порядок привлечения к административной ответственности.

Вышеуказанные черты позволяют  отличить административную ответственность  от других видов юридической ответственности (уголовная, дисциплинарная, материальная и др.), поэтому институт административной ответственности занимает особое место в системе юридической ответственности и имеет свой специфический состав и принципы.3

Административная ответственность  базируется на следующих причинах: законность; целесообразность ответственности; ответственность за вину; неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности; индивидуализация мер ответственности; гуманизм; гласность.

 

Законодательная основа административной ответственности

 

Источники законодательства об административной ответственности. Сложность и многообразие административно-правовых норм обуславливает значительное разнообразие источников законодательства об административной ответственности.

Причислим и дадим определение  основным источникам законодательства об административной ответственности.

Конституция РФ. Конституция в широком смысле – основной источник российского права в целом и во многом его отдельных отраслей. Значительная часть правовых норм, содержащихся в Конституции, имеет административно-правовую направленность, является по характеру источником законодательства об административной ответственности. Нормы, содержащиеся в Конституции, являются, прежде всего, нормами конституционного и одновременного административного права.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Нормативные указы Президента РФ. Президент РФ достаточно активно использует в своей работе издание нормативных указов, относящихся к различным отраслям российского права, в том числе и законодательстве об административной ответственности.

Нормативные постановления Правительства  РФ. Правительство РФ ведет активную деятельность в области административно-правового нормотворчества: утверждает акты об органах исполнительной власти, издает правовые положения и иные акты, содержащие административно правовые нормы либо целиком посвященные административно- правовым вопросам.

Общие правила, положения и другие акты, издаваемые Правительством РФ. Приказы, инструкции, распоряжения, указания, методические рекомендации, издаваемые федеральными министерствами, государственными комиссиями, федеральными службами, российскими агентствами, федеральными надзорами и другими органами исполнительной власти, при условии, что в названных актах содержится административно-правовые нормы, которые распространяют свое действие на соответствующие отрасли и сферы государственного управления либо имеют подведомственный характер.

Комплексные законы – кодексы, например, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Водный кодекс РФ, которые содержат значительное количество норм административного права.

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

Необходимо подчеркнуть, что немаловажную роль играют также источники законодательства об административной ответственности на уровне субъектов РФ, издаваемых организациями государственной власти, нормативные акты, содержащихся административно-правовые нормы. К этим актам относится конституционные и иные нормативные акты республик в составе РФ; уставы и законы краев и областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, а также постановлений и распоряжений глав администраций данных субъектов РФ.4

 

Основания административной ответственности

 

Основанием административной ответственности  является совершение административного  проступка. Таким проступком признается посягающее на государственный или  общественный порядок, собственность, прав и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность. Эта ответственность наступает в том случае, если конкретное нарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности. Как видно, объекты административных проступков отличаются от объектов дисциплинарной ответственности. Административный проступок к тому представляют собой посягательство на общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, а не только административного.

Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания:

  • нормативное: систему норм, регулирующих ее;
  • фактическое: деяния конкретного субъекта, нарушающие правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное нарушение);
  • процессуальное: акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.5

Для наступления реальной ответственности  необходимо, чтобы были все три  основания и именно в такой  последовательности. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность  и санкцию за ее неисполнение. Затем  может возникнуть фактическое основание – противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленный законом порядке вправе определить взыскание за административное правонарушение.

 

Принципы и особенности  административной ответственности

 

Административную ответственность можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения. При этом следует учесть, что объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления.

С другой стороны, административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.

Административная  ответственность используется как  важное средство правоохраны, борьбы с  особым видом нарушений - административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, но встречаются гораздо чаще, чем преступления. Их опасность заключается не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но и в значительной распространенности.

По своей сущности административная ответственность  представляет собой воздействие, оказываемое  полномочным органом государства, на лицо, совершившее административное правонарушение. Цель этого воздействия  состоит в воспитании виновного, а также в предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений.

Административную ответственность  характеризует особый процессуальный порядок ее реализации. Своей относительной  простотой, оперативностью и экономичностью он отличается от уголовного и гражданского порядка рассмотрения соответствующих  дел и принятия по ним тех или иных решений.

Особенность административной ответственности  заключается в том, что нередко  при ее реализации материальные и  процессуальные правоотношения как  бы сливаются, образуя единое целое.

Также особенностью является:

- регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях;

- предусмотрена нормами не только административного права, но и ряда других отраслей права;

- субъекты - как физические, так и юридические лица;

Информация о работе Виды административной ответственности