Антидемпинговое законодательство государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:17, реферат

Краткое описание

В условиях становления рыночных отношений изучения экономики предприятия приобретает особую актуальность, поскольку самое предприятие является основным субъектом хозяйственной деятельности страны. Предприятия как самостоятельные звенья экономики вырабатывают продукцию, предоставляют разнообразные услуги как с целью удовлетворения нужд населения, так и для собственного производства. Современное предприятие - это сложная система, которая объединяет и использует разнообразные ресурсы: человеческие, материальные, финансовые, информационные и т.п.. Эффективное управление предприятиями невозможное без изучения их сущности и взаимосвязей. От того, как предприятия используют собственные ресурсы, насколько качественной и конкурентоспособной есть произведенная ими продукция, как они осуществляют инновационные преобразования, в значительной мере зависят благосостояние населения и экономическое могущество государства вообще.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая МАСЯГИН.docx

— 84.74 Кб (Скачать файл)

В условиях становления рыночных отношений изучения экономики предприятия приобретает особую актуальность, поскольку самое предприятие является основным субъектом хозяйственной деятельности страны. Предприятия как самостоятельные звенья экономики вырабатывают продукцию, предоставляют разнообразные услуги как с целью удовлетворения нужд населения, так и для собственного производства. Современное предприятие - это сложная система, которая объединяет и использует разнообразные ресурсы: человеческие, материальные, финансовые, информационные и т.п.. Эффективное управление предприятиями невозможное без изучения их сущности и взаимосвязей. От того, как предприятия используют собственные ресурсы, насколько качественной и конкурентоспособной есть произведенная ими продукция, как они осуществляют инновационные преобразования, в значительной мере зависят благосостояние населения и экономическое могущество государства вообще.

Антидемпинговое законодательство государств - участников ГАТТ 

 

При подготовке к вступлению России в ВТО особый интерес вызывает законодательство, непосредственно связанное с положениями соглашений ГАТТ/ВТО. Антидемпинговое законодательство относится к такой категории. Оно касается одной из наиболее часто применяемых мер правового регулирования внешней торговли в странах, участвующих в ВТО.

Регулирование внешней торговли в капиталистических  странах основано на том, что государство  не вмешивается в предпринимательскую  деятельность участников внешнеэкономических  отношений. В частности, оно не устанавливает  и не регулирует цены, по которым  экспортер продает свой товар  на внешнем рынке, а импортер покупает его. Вмешательство государства  допускается только тогда, когда  создаются условия, препятствующие свободному обороту и ценообразованию  на рынке. Это - основной принцип регулирования  внешней торговли, который закреплен  в Генеральном соглашении о торговле и тарифах (ГАТТ) и которому государства - участники ГАТТ следуют при разработке своего законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность.

Форма вмешательства  государства в отношения между  экспортером и импортером - установление разного рода препятствий для  экспорта или импорта. К их числу относится и установление повышенных таможенных пошлин. Тарифное регулирование внешней торговли путем установления дополнительных пошлин в условиях рынка является основным методом регулирования государством экспорта и импорта товаров. Одно из оснований установления дополнительных таможенных пошлин - демпинг, осуществляемый иностранным экспортером.

Введение  дополнительных пошлин в случае демпинга признается исключением из общего принципа свободной торговли. В то же время  тарифное регулирование является обычным  средством регулирования внешней  торговли. Это положение закреплено в ГАТТ. "Договаривающиеся стороны признают, что демпинг, в результате которого товары из одного государства поступают на рынок другого государства по цене ниже обычной стоимости ("normal value") этого товара, является недопустимым, кроме случаев, когда в результате демпинга соответствующей отрасли на территории договаривающегося государства причинен или может быть причинен материальный ущерб ("material injury"), а также если демпинг реально сдерживает создание соответствующей отрасли национальной промышленности" (ст.VI, п.1 ГАТТ)*(1).

Определение демпинга, которое содержится в ГАТТ, осуждает не просто продажу импортного товара по низким ценам, а продажу, которая влечет за собой вполне конкретное ухудшение в экономическом положении страны. Наличие одного из двух условий определяет продажу товаров по низким ценам как демпинг. Одно из таких условий - продажа по низким ценам нанесла национальной отрасли прямой материальный ущерб. Другое - продажа по низким ценам отрицательно сказывается на развитии национальной отрасли, например, сдерживает ее развитие. В обоих случаях говорится об отрасли экономики в целом, которая страдает от действий иностранного экспортера. Только в этом случае действия иностранного экспортера (продажа по низким ценам) могут рассматриваться как недобросовестная конкуренция по отношению к национальным производителям, оправдывающая применение специальных антидемпинговых мер во внешней торговле в целях пресечения недобросовестной конкуренции. 

 

1. ГАТТ и национальное  законодательство 

 

История регулирования демпинга. Регулирование  внешней торговли, в том числе  в случае демпинга, как правило, содержится в законах о внешней торговле и в законах о таможенном регулировании. Во многих странах положения, определяющие основания и процедуру принятия антидемпинговых пошлин, существовали в законодательстве о внешней  торговле еще до подписания и введения в действие ГАТТ. Первым антидемпинговым законом следует считать Закон о таможенных тарифах 1904 г., принятый в Канаде. В нем впервые было предусмотрено применение антидемпинговых пошлин. Сейчас в Канаде действует Закон о специальных мерах в отношении импорта 1985 г. - Special Import Measures Act 1985 г. (SIMA).

В США  антидемпинговые пошлины были впервые  предусмотрены в 1916 году. Антидемпинговый  закон 1916 г. был первым специальным  законом, направленным против регулярных продаж в США товаров по цене, значительно более низкой, чем  сложившаяся рыночная или оптовая  цена на рынке страны происхождения  товара, то есть против демпинга. Позднее, в 1921 г., были приняты дополнения к  этому закону, и в таком виде он стал главой Закона о тарифах  США 1930 г. (Tariff Act 1930), действующего в настоящее время.

Антидемпинговое регулирование в соглашениях ГАТТ/ВТО. По своему содержанию антидемпинговые меры являются исключением из общего принципа свободы торговли, который позднее был положен в основу ГАТТ. Принятие принципа свободной торговли за основу развития международной торговли означало, что государства, участвующие в ГАТТ, берут на себя обязательство не использовать таможенные тарифы в целях протекционизма, то есть защиты национального производителя. При принятии ГАТТ государства-участники сохранили действие национального законодательства, ограничивающего импорт демпинговых товаров. Позднее при заключении соглашений в рамках ГАТТ государства-участники приняли на себя также обязательство следовать правилам, установленным в этих соглашениях в отношении порядка принятия антидемпинговых мер. Соглашение о применении статьи VI ГАТТ'94 является Антидемпинговым соглашением или, как его иногда называют в литературе, Антидемпинговым кодексом и составляет часть общего пакета соглашений, действующих в рамках ГАТТ/ВТО.

Принятие  Антидемпингового кодекса было связано  с волной протекционизма, охватившей все государства - участники ГАТТ в 70-е годы. Антидемпинговые меры стали активно применяться государствами  в регулировании внешней торговли и легли в основание "торговых войн" в связи с обострением  конкурентной борьбы между производителями  различных стран за рынки сбыта. Принятие антидемпинговых мер с  целью защиты национальных производителей стало темой длительных раундов  многосторонних переговоров в рамках ГАТТ. Они проводились в период с 1972 по 1979 г. и известны под названием  переговоров "Токио Раунд". Переговоры завершились подписанием специального Соглашения о применении статьи VI Генерального соглашения о торговле и тарифах или Антидемпингового кодекса*(2).

Развитие  антидемпингового законодательства в  государствах - членах ВТО. Положения  Антидемпингового кодекса являются обязательными для стран - участниц ГАТТ при разработке и применении положений национального антидемпингового законодательства. В Канаде таким  законом является упомянутый Закон "О специальных мерах в отношении  импорта" 1985 г. (SIMA), в США - "Комплексный  закон о конкуренции и торговле" 1988 г., частью которого является Закон  о тарифах США 1930 года. Принятие антидемпингового законодательства рассматривается как защита от недобросовестной конкуренции иностранного экспортера, как "ответ на несправедливые методы торговли"*(3). К 1989 году антидемпинговое законодательство действовало в 28 странах. В настоящее время практика его применения расширяется. За период 1980-1988 гг. в США, Канаде, государствах ЕС и в Австралии в общей сложности было заявлено 1200 исков, основанных на нарушениях антидемпингового законодательства. Из них в США заявлено 20 исков против канадских экспортеров, а в Канаде - 41 иск против американских экспортеров*(4).

Широкое применение антидемпингового законодательства в последнее время свидетельствует  о развитии протекционистских тенденций  в правовом регулировании внешней  торговли промышленно развитых стран. Взаимное применение антидемпинговых  мер сдерживает развитие торговли и  требует проведения переговоров  между конфликтующими государствами. Эти переговоры могут привести к  заключению двусторонних соглашений о  свободной торговле, направленных на снятие препятствий в торговле, включая  антидемпинговые пошлины. Примерами  таких соглашений о свободной  торговле являются соглашение между  США и Канадой, действующее с 1988 г., а также соглашение между Австралией и Новой Зеландией 1989 года*(5).

Подписанию  соглашения с Новой Зеландией  предшествовало принятие в Австралии  Закона об органе власти, уполномоченном проводить антидемпинговую политику (Antidumping Authority Act 1988). При этом в Австралии уже действовали законы о таможне (Сustoms Act 1901) и о таможенных тарифах (антидемпинг) 1975 г. (Сustoms Tariff (Antidumping) Act 1975), предусматривающие порядок введения антидемпинговых пошлин*(6).

Принятие  специального Закона об органе власти, уполномоченном проводить антидемпинговую  политику, имело целью защитить внутренний рынок от дешевых товаров, прежде всего сельскохозяйственной продукции  из Новой Зеландии. Для того чтобы снять торговые противоречия, возникшие в двусторонних отношениях, потребовалось провести переговоры на межправительственном уровне. В 1989 году между Австралией и Новой Зеландией было подписано Соглашение о свободной торговле, а в 1990 г. в Австралии принят Закон о торговой практике, направленный против злоупотребления монопольным положением на рынке Тасмании. Согласно оценке американского юриста, этот закон демонстрирует новый подход к решению проблемы борьбы с демпингом (Trade Practices Misuse of Trans-Tasman Market Power Act 1990). 

 

2. Содержание антидемпингового  законодательства 

 

Основным  содержанием антидемпингового законодательства являются нормы:

о специальном  органе, на который возлагается обязанность  исполнения закона, то есть обязанность  принятия антидемпинговых мер;

о процедуре, связанной с принятием указанных  мер.

В США  ответственность за применение антидемпингового законодательства возложена на Управление международной торговли Министерства торговли (International Trade Administration of Department of Commerce), или ITA (именуемое далее Управление)*(7), которое дает квалификацию возникшим на рынке обстоятельствам как демпингу, и на Комиссию по международной торговле США (US International Trade Commission), или ITC (далее - Комиссия по международной торговле), которая проводит официальное расследование и определяет, какой материальный ущерб был причинен национальной промышленности в результате демпинга*(8).

В Канаде обязанность исполнения антидемпингового законодательства также разделена  между двумя органами. Органом, устанавливающим  факт демпинга, является уполномоченный орган государства. Квалификация определенных обстоятельств как демпинга входит в обязанность заместителя министра по таможенным пошлинам и акцизам (Deputy Minister of National Revenue for Customs and Excise), или DMNR (далее - Министерство)*(9), Суд международной торговли Канады (Canadian International Trade Tribunal), или CITT (именуемый далее Суд), совершает процессуальные действия, необходимые для введения в действие антидемпинговых пошлин*(10).

Антидемпинговое законодательство детально регламентирует действия указанных органов в  части квалификации обстоятельств  как демпинга и в части порядка  проведения процедуры принятия антидемпинговых  мер.

В процедуру  принятия антидемпинговых пошлин входит определение демпинговой разницы  и материального ущерба, причиненного отрасли демпингом.

а) Определение  демпинговой разницы

Для того, чтобы квалифицировать определенные обстоятельства как демпинг, необходимо руководствоваться тем, какова разница в экспортных ценах и в ценах, существовавших в момент экспорта на рынке страны-экспортера.

Закон Канады дает определение "демпинговой разницы" (margin of dumping) как суммы, на которую обычная стоимость (normal value) товара, соответствующая ценам на рынке страны-экспортера, превышает экспортную. Такое же определение демпинговой разницы содержится и в законодательстве США. При этом законодательство США использует для определения демпинговой разницы понятие не "обычной", а "справедливой" стоимости (fair value).

Соотносимость определений "справедливой" и "обычной" стоимости, содержащихся в антидемпинговом законодательстве двух стран, имеет большое значение для того, чтобы решения, принимаемые национальным органом в стране - участнице ВТО, признавались объективными, то есть принимались другой страной - участницей ВТО как объективно необходимая, законная мера регулирования внешней торговли. Совпадение содержания определений, встречающихся в национальном законодательстве, в большой степени зависит от того, каким способом исчисляется обычная (справедливая) стоимость товара.

Существуют  три способа ее определения:

1) руководствуясь  ценой на указанный товар, существующей  на рынке в стране-экспортере (home market value method);

2) руководствуясь  подсчетом непосредственных издержек  при производстве данного товара (cost constructed value method);

3) руководствуясь  ценой, по которой экспортер  продает указанный товар на  рынках третьих стран (third country method).

Информация о работе Антидемпинговое законодательство государства