Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по социологии.docx

— 285.28 Кб (Скачать файл)

1. Социология  как наука. Система и структура  социологического знания, его уровни.

Социология — это наука об обществе, его структуре, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Объект социологии — общество, социальные институты, отношения и общности. Но обществом занимаются так или иначе все гуманитарные науки. Специфику теоретической социологии (как и любой науки) составляет предмет социологии — общие закономерности развития и функционирования общества и его элементов.

Структура социологического знания — закон, способ организации представлений, понятий, взглядов, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом. В зависимости от того, каким принимается этот закон, общество будет представлено либо как объективно детерминированная в своем развитии система (все материалистические концепции социологии), либо как идеально детерминированная система (все объективно-идеалистические и субъективно-идеалистические социологические концепции). Подход к любому социальному явлению как к элементу общественного развития, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся социальной системы — один из важнейших методов научной социологии.

Знания об обществе систематизируются  пониманием объективных законов  его развития.

Исходным,  эмпирическим уровнем системы социологического знания являются знания о социальном составе и социальной структуре общества, т. е. о классах, больших и малых социальных, профессиональных и демографических группах, их месте и взаимодействии в системе экономических, социальных и политических отношений. Исследования на этом уровне проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т. д. Главное в конкретных социологических исследованиях — получить объективную информацию о том, что происходит в обществе,

какой-то его сфере, и как это  воспринимается людьми.

Теоретический уровень  системы социологического знания  составляют научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп в системе политических отношений. Важнейшими элементами этого уровня системы социологического знания являются научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов — государства, права, церкви, науки, культуры, семьи и т. п.

Кроме этого выделяют уровень специальных социологических концепций, которые характеризуются как частные.

Специальные социологические концепции  касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Их познавательный ракурс намного уже, чем у общесоциологических, и  ограничен, как 5правило, теми или иными  подсистемами общества. Здесь исследуются  специальные проблемы социально-экономических  отношений (например, социология купли-продажи), а также условия труда и  социальной защиты различных категорий  населения, вопросы народного образования, социология здравоохранения и т. п. Специальные социологические  теории направлены на решение практических проблем сегодняшнего дня и ближайшего будущего.

 

2. Функции  социологической науки.

1. Познавательная — заключается в исследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. На этой основе приобретаются знания об основных социальных проблемах развития современного общества.

2.  Прогностическая   функция социологии заключается в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материальной, политической или духовной жизни общества. Такие прогнозы могут иметь долговременный или текущий характер: на уровне общесоциологических теорий речь может идти о глубоком предвидении тенденций развития общества в ближайшем и отдаленном будущем. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый результат.

3. Управленческая  функция связана с улучшением, на основе полученных социологических знаний, механизма социального управления, повышением его эффективности на всех уровнях — от управления коллективом до управления делами общества. Ни одно цивилизованное общество не пускает на самотек развитие экономики, социально-классовых и национальных отношений, политической системы.

4. Мировоззренческая функция социологии связана с тем, что система взглядов и представлений об обществе, создаваемая социологией, является важнейшей составной частью в целостной системе мировоззрения.

Мировоззрение в целом и в  каждой своей составляющей является необходимым основанием для выработки  стратегии и тактики деятельности, поведения как больших и малых  социальных групп, так и отдельно взятого человека.

Мировоззрение социологическое есть самосознание общества, и от того, насколько  оно адекватно объективным законам  общественного развития, зависит  целесообразность всей человеческой деятельности.

Основные функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук.

 

3. Социологическое учение О. Конта

Основоположником социологии является французский философ 

Огюст Конт (1798–1857). Именно он ввел и само название новой науки «социология» (лат. societas — общество и греч. logos — учение). Конт пользовался также понятиями «социальная статика» для истолкования структуры общества и «социальная динамика», с помощью которого раскрывал механизм функционирования и развития общества. Он вошел в историю науки и философии как основоположник позитивизма — одного из наиболее влиятельных и поныне направлений в области философии и социологии. Центральным звеном философско-социологических взглядов Конта явился постулируемый им «великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества». Согласно этому закону, познавательная деятельность людей и в целом общественное сознание прошли три стадии своего развития, что определило три соответствующие стадии развития общественного производства и политической системы (в этом проявляется субъективно-идеалистическое начало всей философии и социологии Конта).

На исторически первой теологической стадии развития общественного сознания доминирует религиозная мифология. Все познаваемые явления мира и общества объясняются на этой стадии действием сверхъестественных сил, божественным промыслом. В конце этого этапа осуществляется переход к единобожию (монотеизму), что, по мнению Конта, является причиной возникновения сословных монархий (сознание определяет бытие). На метафизической стадии человеческое сознание начинает оперировать не воображением, а понятиями, отражающими, как кажется людям, сущность процессов мира и общества.

Некие абстрактные сущности: («природа», «космос», «материя», «дух»), находят свое временное воплощение в чувственно воспринимаемых явлениях и процессах и в человеческом сознании. Такие взгляды не могут служить основанием целесообразной деятельности. Только на позитивной (положительной) или научной стадии возникает наука об обществе (социология), а все науки изучают явления в их конкретно-чувственной данности человеку, не пытаясь проникнуть в сущность, познать причины. Изучение конкретно-единичного позволяет человеку влиять на природные и общественные процессы, что и знаменует позитивную стадию познания.

Таким образом, главным детерминантом  развития общества является интеллектуальная эволюция человека, высшим уровнем  которой является наука. Для Конта  идеальной представляется позитивистско-научная  эпоха, когда социолог, будто представитель  нового духовенства, сможет управлять  общественной деятельностью

 

4.  Органическая теория общества Г. Спенсера 
Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог-позитивист, основатель органической школы в социологии.  
Главное социологическое произведение Спенсера - трехтомный труд <Основания социологии>, дающий целостное представление о методологических принципах ученого и его взглядах на общество.  
Суть органической теории Спенсера заключается в понимании общества как социального организма, подобного биологическому и развивающегося по таким же законам. Последовательно проводя аналогию между социальными и биологическими организмами. Спенсер выделяет следующие их общие черты:  
все организмы растут, увеличиваясь в объеме;  
они имеют свою внутреннюю структуру;  
эта структура усложняется по мере роста;  
усложнение структуры сопровождается усилением дифференциации функций составляющих ее частей;  
это ведет к развитию взаимодействия между отдельными частями.  
В подтверждение этих положений Спенсер приводил ряд конкретных аналогий: роль мозга выполняет в обществе правительство, кровообращения - торговля, сосудистой системы - транспорт, питания - промышленность и земледелие и т.д. В то же время Спенсер отмечал и отличие общества от биологических организмов: 1) в нем индивид меньше зависит от социального целого;) 2) в биологических организмах элементы существуют ради целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов. 
С органической теорией общества Спенсера тесно связано его учение о всеобщей эволюции, сложившееся во многом под влиянием идей Ч. Дарвина. Эволюцию Спенсер рассматривал как высший закон всего существующего, как источник любого природного и общественного явления. Ее основные моменты - переходы от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация), от неопределенного к определенному (возрастание порядка). Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть <общего процесса эволюции>. Общество развивается от простейших форм к более сложным по естественным законам, которые носят объективный характер.  
Спенсер, как и Конт, был противником революционных преобразований, полагая, что любое вмешательство в естественный ход развития общества может обернуться непредсказуемыми последствиями. Он также не разделял социалистических идеалов, считая, что их реализация приведет к подавлению личности, насаждению уравнительности (<поощрение худших за счет лучших>), росту бюрократического аппарата, ведающего распределением и перераспределением общественных благ.  
Большое внимание Спенсер уделял разработке понятийного аппарата социологии. Он первым стал широко использовать такие социологические категории, как <социальная система>, <социальный институт>, <социальная функция> и др. Ему принадлежит приоритет и в обосновании взаимосвязи изменения социальной структуры и дифференциации функций составляющих ее элементов, необходимости координации этого процесса в рамках специальной регулирующей системы.  
Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов. Спенсер заложил основы структурно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Именно этим и определяется прежде всего, его заслуга в развитии социологической мысли.

 

  1. 5. Теория социального реализма Э. Дюркгейма и его эволюционного развития общества.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917).

 Он продолжил разработку  теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого. Дюркгейм энергично выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние, осознанные и неосознанные, психические факторы, т.е. влечения, желания, стремления и интересы людей. Большую роль играют непосредственная и более широкая социальная сфера. Таковы основные положения разработанной Дюркгеймом доктрины социального реализма. Дюркгейм был сторонником разработки научного метода в социологии, заключающегося, по его словам, в рационалистическом, строго логическом, объяснении явлений общественной жизни. Социология, пишет он, есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. 2 основных признака социальных факторов: их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей. Труды Дюркгейма сыграли заметную роль в становлении и развитии социологии как самостоятельной науки.

 

6.Психологическое  направление в социологии. (С.  Де - Роберти, Кареев Н.И.).

Психологическое направление  в социологии России сложилось в 1890-х годах. Именно в это время  вышли фундаментальные труды  наиболее ярких его представителей Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других. Главные труды Е.В. Де-Роберти (1843-1915) и Н.И. Кареева (1850-1931) касались фундаментальных проблем общественного развития - его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории и т. д. Все эти проблемы решались ими исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии. Е.В. Де-Роберти нередко называют представителем позитивистской философии. Это имеет свои основания. В соответствии с основными установками философско-социологического позитивизма Де-Роберти стремился «поднять эмпирическое знание общественных фактов на высоту точной теории». При этом он заявлял, что «всемирная история рас, народов, государств является колоссальным по своим размерам сплошным социологическим опытом». Де-Роберти исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами, прежде всего их желаниями, эмоциями, страстями, образом мыслей, волей и т. д. Социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией, предметом которой является психическая деятельность людей, определяющая их социальную деятельность. Е.В. Де-Роберти считал, что коллективная психика, проявляясь в поведении людей, тем самым воплощается в их морали, определяет нравственные нормы и принципы человеческой жизнедеятельности. По его мнению, индивидуальная и коллективная психика людей, их психический склад воплощаются во всех проявлениях их духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества. Существенный вклад в обоснование роли и значения психологических факторов в развитии общества внес Н.И. Кареев. Как и у Е.В. Де-Роберти, теоретическая социология Н. И. Кареева постоянно соединяется с философией и психологией, в том числе социальной психологией. Социология, - писал Кареев, - исходит из определенного мировоззрения, из общей картины общества, которая создается социальной философией. В то же время она должна опираться не на произвольные умозрительные построения, а на факты и науку. Кареев указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений, ибо последние по его мнению, всегда имеют психологическую основу. Н.И. Кареев обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека, а именно на его ум, чувства и волю. Он отмечал, что в деятельности и поведении людей, а значит во всей их общественной жизни, большую роль играют интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира и было бы неверно делать ставку на одну из них как это наблюдается у рационалистов, эмпириков и волюнтаристов. Особую роль в психических взаимодействиях людей играет опять-таки их индивидуальная и коллективная психика. В этом оба мыслителя - Н.И. Кареев и Е.В. Де-Роберти - придерживались единого мнения. Коллективная психология, по Карееву, лежит в основе развития духовной культуры, которая представляет собой «результат коллективного творчества и психического взаимодействия». В конечном счете, психические взаимодействия между людьми являются основой всей общественной жизни. Следует осмысливать взаимоотношения личности и общества, а также другие проблемы общественной жизни, такие как разделение труда, обмен услугами и продуктами человеческой деятельности, борьбу классов, систему политической власти, подчиняющей все части общества единому целому. Все эти и многие другие проблемы можно понять, лишь глубоко осмыслив значение психологического фактора в деятельности и поведении людей и в развитии общества. Так рассуждали представители психологического направления русской философии. Представленное в трудах Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других мыслителей это направление оказало существенное влияние на развитие общественной мысли в России.

 

 

 

7. Социологическая теория марксизма.

Особое место в истории социологической  мысли занимает учение Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), основой  которого служило диалектико-материалистическое понимание исторического процесса. Вычленение собственно социологического аспекта марксизма представляет известную сложность, ибо труды  этих мыслителей, как правило, имеют междисциплинарный характер и содержат немало идеологических и оценочных суждений. Вместе с тем некоторые их работы (например, <Анкета для рабочих> К. Маркса, <Положение рабочего класса в Англии> Ф. Энгельса) опираются на большой эмпирический материал и, по сути, являются социологическими исследованиями.  
Несмотря на философскую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших общественную мысль XIX в. Наиболее существенные положения социологической теории марксизма сводятся к следующему:  
-понимание общества как социальной системы, включающей ряд подсистем (экономическую, политическую, правовую, моральную и др.) при определяющей роли в конечном счете экономической. При этом способ производства рассматривается как системообразующий компонент социальной системы, определяющий ее качественную характеристику;   
-интерпретация социальной истории как естественноисторического процесса, основанного на последовательной, поступательной и закономерной смене общественно-экономических формаций - первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Каждая из них отличается присущим ей способом производства и прежде всего системой производственно-экономических отношений. Этим в конечном счете определяются особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни общества каждой формации;  
-обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Последнее выступает как отражение социальной практики людей, различных видов их совместной деятельности. Тем самым объясняется природа, сущность и содержание общественного сознания;  
-объяснение социального конфликта в качестве источника общественного прогресса, поступательного развития общества. В марксистской интерпретации социальный конфликт - это не временное или локальное явление, а постоянный и органический компонент общественной жизни. Показав положительную роль конфликтов в жизни общества, Маркс и Энгельс, по сути,  
заложили основы конфликтологического направления в социологии;  
-в рамках социологической теории марксизма возникла одна из первых концепций социальной стратификации. Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциации собственность на средства производства, Маркс и Энгельс представили социальную структуру общества как систему отношений между экономическими классами;  
важное методологическое значение имело марксистское положение о личности как носителе общественных отношений. Маркс и Энгельс показали, что личность:- это не только объект воздействия социальной среды, но и активный субъект ее преобразования. Изучая механизм взаимодействия личности и общества, они раскрыли его исторически обусловленный характер.  
Отмечая роль марксизма в развитии социологической мысли, нельзя в то же время не указать его слабые стороны. Среди недостатков марксистской теории многие социологи, прежде всего, выделяют присущий, ей экономический детерминизм, который привел к игнорированию роли культурных и духовных факторов в жизни общества. К существенным недостаткам марксизма относят также преувеличение значения классовой борьбы, революционного насилия в истории, недооценку реформ, механизмов социальной интеграции, поиска согласия в обществе.  
Таким образом, в социологической теории марксизма необходимо отделять научное знание от различных идеологизированных и политизированных положений. Многие ценные идеи Маркса и Энгельса питали научное творчество таких крупных социологов, как М. Вебер и Э. Дюркгейм. Марксизм оказал значительное влияние на развитие целого ряда школ и направлений современной социологии.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"