Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
1. Социология
как наука. Система и
Социология — это наука об обществе, его структуре, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Объект социологии — общество, социальные институты, отношения и общности. Но обществом занимаются так или иначе все гуманитарные науки. Специфику теоретической социологии (как и любой науки) составляет предмет социологии — общие закономерности развития и функционирования общества и его элементов.
Структура социологического знания — закон, способ организации представлений, понятий, взглядов, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом. В зависимости от того, каким принимается этот закон, общество будет представлено либо как объективно детерминированная в своем развитии система (все материалистические концепции социологии), либо как идеально детерминированная система (все объективно-идеалистические и субъективно-идеалистические социологические концепции). Подход к любому социальному явлению как к элементу общественного развития, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся социальной системы — один из важнейших методов научной социологии.
Знания об обществе систематизируются пониманием объективных законов его развития.
Исходным, эмпирическим уровнем системы социологического знания являются знания о социальном составе и социальной структуре общества, т. е. о классах, больших и малых социальных, профессиональных и демографических группах, их месте и взаимодействии в системе экономических, социальных и политических отношений. Исследования на этом уровне проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т. д. Главное в конкретных социологических исследованиях — получить объективную информацию о том, что происходит в обществе,
какой-то его сфере, и как это воспринимается людьми.
Теоретический уровень системы социологического знания составляют научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп в системе политических отношений. Важнейшими элементами этого уровня системы социологического знания являются научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов — государства, права, церкви, науки, культуры, семьи и т. п.
Кроме этого выделяют уровень специальных социологических концепций, которые характеризуются как частные.
Специальные социологические концепции касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Их познавательный ракурс намного уже, чем у общесоциологических, и ограничен, как 5правило, теми или иными подсистемами общества. Здесь исследуются специальные проблемы социально-экономических отношений (например, социология купли-продажи), а также условия труда и социальной защиты различных категорий населения, вопросы народного образования, социология здравоохранения и т. п. Специальные социологические теории направлены на решение практических проблем сегодняшнего дня и ближайшего будущего.
2. Функции социологической науки.
1. Познавательная — заключается в исследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. На этой основе приобретаются знания об основных социальных проблемах развития современного общества.
2. Прогностическая функция социологии заключается в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материальной, политической или духовной жизни общества. Такие прогнозы могут иметь долговременный или текущий характер: на уровне общесоциологических теорий речь может идти о глубоком предвидении тенденций развития общества в ближайшем и отдаленном будущем. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый результат.
3. Управленческая функция связана с улучшением, на основе полученных социологических знаний, механизма социального управления, повышением его эффективности на всех уровнях — от управления коллективом до управления делами общества. Ни одно цивилизованное общество не пускает на самотек развитие экономики, социально-классовых и национальных отношений, политической системы.
4. Мировоззренческая функция социологии связана с тем, что система взглядов и представлений об обществе, создаваемая социологией, является важнейшей составной частью в целостной системе мировоззрения.
Мировоззрение в целом и в
каждой своей составляющей является
необходимым основанием для выработки
стратегии и тактики
Мировоззрение социологическое есть
самосознание общества, и от того, насколько
оно адекватно объективным
Основные функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук.
3. Социологическое учение О. Конта
Основоположником социологии является французский философ
Огюст Конт (1798–1857). Именно он ввел и само название новой науки «социология» (лат. societas — общество и греч. logos — учение). Конт пользовался также понятиями «социальная статика» для истолкования структуры общества и «социальная динамика», с помощью которого раскрывал механизм функционирования и развития общества. Он вошел в историю науки и философии как основоположник позитивизма — одного из наиболее влиятельных и поныне направлений в области философии и социологии. Центральным звеном философско-социологических взглядов Конта явился постулируемый им «великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества». Согласно этому закону, познавательная деятельность людей и в целом общественное сознание прошли три стадии своего развития, что определило три соответствующие стадии развития общественного производства и политической системы (в этом проявляется субъективно-идеалистическое начало всей философии и социологии Конта).
На исторически первой теологической стадии развития общественного сознания доминирует религиозная мифология. Все познаваемые явления мира и общества объясняются на этой стадии действием сверхъестественных сил, божественным промыслом. В конце этого этапа осуществляется переход к единобожию (монотеизму), что, по мнению Конта, является причиной возникновения сословных монархий (сознание определяет бытие). На метафизической стадии человеческое сознание начинает оперировать не воображением, а понятиями, отражающими, как кажется людям, сущность процессов мира и общества.
Некие абстрактные сущности: («природа», «космос», «материя», «дух»), находят свое временное воплощение в чувственно воспринимаемых явлениях и процессах и в человеческом сознании. Такие взгляды не могут служить основанием целесообразной деятельности. Только на позитивной (положительной) или научной стадии возникает наука об обществе (социология), а все науки изучают явления в их конкретно-чувственной данности человеку, не пытаясь проникнуть в сущность, познать причины. Изучение конкретно-единичного позволяет человеку влиять на природные и общественные процессы, что и знаменует позитивную стадию познания.
Таким образом, главным детерминантом развития общества является интеллектуальная эволюция человека, высшим уровнем которой является наука. Для Конта идеальной представляется позитивистско-научная эпоха, когда социолог, будто представитель нового духовенства, сможет управлять общественной деятельностью
4. Органическая
теория общества Г. Спенсера
Герберт Спенсер (1820-1903)
- английский философ и социолог-позитивист,
основатель органической школы в социологии.
Главное социологическое произведение
Спенсера - трехтомный труд <Основания
социологии>, дающий целостное представление
о методологических принципах ученого
и его взглядах на общество.
Суть органической теории
Спенсера заключается в понимании общества
как социального организма, подобного
биологическому и развивающегося по таким
же законам. Последовательно проводя аналогию
между социальными и биологическими организмами.
Спенсер выделяет следующие их общие черты:
все организмы растут, увеличиваясь в
объеме;
они имеют свою внутреннюю структуру;
эта структура усложняется по мере роста;
усложнение структуры сопровождается
усилением дифференциации функций составляющих
ее частей;
это ведет к развитию взаимодействия между
отдельными частями.
В подтверждение этих положений Спенсер
приводил ряд конкретных аналогий: роль
мозга выполняет в обществе правительство,
кровообращения - торговля, сосудистой
системы - транспорт, питания - промышленность
и земледелие и т.д. В то же время Спенсер
отмечал и отличие общества от биологических
организмов: 1) в нем индивид меньше зависит
от социального целого;) 2) в биологических
организмах элементы существуют ради
целого, а общество, состоящее из отдельных
индивидов, служит благу своих членов.
С органической теорией общества Спенсера
тесно связано его учение о всеобщей эволюции,
сложившееся во многом под влиянием идей
Ч. Дарвина. Эволюцию Спенсер рассматривал
как высший закон всего существующего,
как источник любого природного и общественного
явления. Ее основные моменты - переходы
от простого к сложному (интеграция), от
однородного к разнородному (дифференциация),
от неопределенного к определенному (возрастание
порядка). Социальная эволюция, по Спенсеру,
представляет собой часть <общего процесса
эволюции>. Общество развивается от простейших
форм к более сложным по естественным
законам, которые носят объективный характер.
Спенсер, как и Конт, был противником революционных
преобразований, полагая, что любое вмешательство
в естественный ход развития общества
может обернуться непредсказуемыми последствиями.
Он также не разделял социалистических
идеалов, считая, что их реализация приведет
к подавлению личности, насаждению уравнительности
(<поощрение худших за счет лучших>),
росту бюрократического аппарата, ведающего
распределением и перераспределением
общественных благ.
Большое внимание Спенсер уделял разработке
понятийного аппарата социологии. Он первым
стал широко использовать такие социологические
категории, как <социальная система>,
<социальный институт>, <социальная
функция> и др. Ему принадлежит приоритет
и в обосновании взаимосвязи изменения
социальной структуры и дифференциации
функций составляющих ее элементов, необходимости
координации этого процесса в рамках специальной
регулирующей системы.
Выдвинув на первый план изучение структуры
общества и функций ее элементов. Спенсер
заложил основы структурно-функционального
метода, получившего в дальнейшем широкое
распространение в социологии. Именно
этим и определяется прежде всего, его
заслуга в развитии социологической мысли.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917).
Он продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого. Дюркгейм энергично выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние, осознанные и неосознанные, психические факторы, т.е. влечения, желания, стремления и интересы людей. Большую роль играют непосредственная и более широкая социальная сфера. Таковы основные положения разработанной Дюркгеймом доктрины социального реализма. Дюркгейм был сторонником разработки научного метода в социологии, заключающегося, по его словам, в рационалистическом, строго логическом, объяснении явлений общественной жизни. Социология, пишет он, есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. 2 основных признака социальных факторов: их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей. Труды Дюркгейма сыграли заметную роль в становлении и развитии социологии как самостоятельной науки.
6.Психологическое направление в социологии. (С. Де - Роберти, Кареев Н.И.).
Психологическое направление в социологии России сложилось в 1890-х годах. Именно в это время вышли фундаментальные труды наиболее ярких его представителей Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других. Главные труды Е.В. Де-Роберти (1843-1915) и Н.И. Кареева (1850-1931) касались фундаментальных проблем общественного развития - его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории и т. д. Все эти проблемы решались ими исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии. Е.В. Де-Роберти нередко называют представителем позитивистской философии. Это имеет свои основания. В соответствии с основными установками философско-социологического позитивизма Де-Роберти стремился «поднять эмпирическое знание общественных фактов на высоту точной теории». При этом он заявлял, что «всемирная история рас, народов, государств является колоссальным по своим размерам сплошным социологическим опытом». Де-Роберти исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами, прежде всего их желаниями, эмоциями, страстями, образом мыслей, волей и т. д. Социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией, предметом которой является психическая деятельность людей, определяющая их социальную деятельность. Е.В. Де-Роберти считал, что коллективная психика, проявляясь в поведении людей, тем самым воплощается в их морали, определяет нравственные нормы и принципы человеческой жизнедеятельности. По его мнению, индивидуальная и коллективная психика людей, их психический склад воплощаются во всех проявлениях их духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества. Существенный вклад в обоснование роли и значения психологических факторов в развитии общества внес Н.И. Кареев. Как и у Е.В. Де-Роберти, теоретическая социология Н. И. Кареева постоянно соединяется с философией и психологией, в том числе социальной психологией. Социология, - писал Кареев, - исходит из определенного мировоззрения, из общей картины общества, которая создается социальной философией. В то же время она должна опираться не на произвольные умозрительные построения, а на факты и науку. Кареев указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений, ибо последние по его мнению, всегда имеют психологическую основу. Н.И. Кареев обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека, а именно на его ум, чувства и волю. Он отмечал, что в деятельности и поведении людей, а значит во всей их общественной жизни, большую роль играют интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира и было бы неверно делать ставку на одну из них как это наблюдается у рационалистов, эмпириков и волюнтаристов. Особую роль в психических взаимодействиях людей играет опять-таки их индивидуальная и коллективная психика. В этом оба мыслителя - Н.И. Кареев и Е.В. Де-Роберти - придерживались единого мнения. Коллективная психология, по Карееву, лежит в основе развития духовной культуры, которая представляет собой «результат коллективного творчества и психического взаимодействия». В конечном счете, психические взаимодействия между людьми являются основой всей общественной жизни. Следует осмысливать взаимоотношения личности и общества, а также другие проблемы общественной жизни, такие как разделение труда, обмен услугами и продуктами человеческой деятельности, борьбу классов, систему политической власти, подчиняющей все части общества единому целому. Все эти и многие другие проблемы можно понять, лишь глубоко осмыслив значение психологического фактора в деятельности и поведении людей и в развитии общества. Так рассуждали представители психологического направления русской философии. Представленное в трудах Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других мыслителей это направление оказало существенное влияние на развитие общественной мысли в России.
7. Социологическая теория марксизма.
Особое место в истории
Несмотря на философскую и идеологическую
ориентацию марксистской теории общества,
следует признать, что она, безусловно,
содержала немало ценных идей, обогативших
общественную мысль XIX в. Наиболее существенные
положения социологической теории марксизма
сводятся к следующему:
-понимание общества как социальной системы,
включающей ряд подсистем (экономическую,
политическую, правовую, моральную и др.)
при определяющей роли в конечном счете
экономической. При этом способ производства
рассматривается как системообразующий
компонент социальной системы, определяющий
ее качественную характеристику;
-интерпретация социальной истории как
естественноисторического процесса, основанного
на последовательной, поступательной
и закономерной смене общественно-экономических
формаций - первобытнообщинной, рабовладельческой,
феодальной, капиталистической и коммунистической.
Каждая из них отличается присущим ей
способом производства и прежде всего
системой производственно-экономических
отношений. Этим в конечном счете определяются
особенности социальной структуры, политической
системы и духовной жизни общества каждой
формации;
-обоснование диалектического взаимодействия
общественного бытия и общественного
сознания. Последнее выступает как отражение
социальной практики людей, различных
видов их совместной деятельности. Тем
самым объясняется природа, сущность и
содержание общественного сознания;
-объяснение социального конфликта в качестве
источника общественного прогресса, поступательного
развития общества. В марксистской интерпретации
социальный конфликт - это не временное
или локальное явление, а постоянный и
органический компонент общественной
жизни. Показав положительную роль конфликтов
в жизни общества, Маркс и Энгельс, по сути,
заложили основы конфликтологического
направления в социологии;
-в рамках социологической теории марксизма
возникла одна из первых концепций социальной
стратификации. Выделив в качестве главного
фактора социальной дифференциации собственность
на средства производства, Маркс и Энгельс
представили социальную структуру общества
как систему отношений между экономическими
классами;
важное методологическое значение имело
марксистское положение о личности как
носителе общественных отношений. Маркс
и Энгельс показали, что личность:- это
не только объект воздействия социальной
среды, но и активный субъект ее преобразования.
Изучая механизм взаимодействия личности
и общества, они раскрыли его исторически
обусловленный характер.
Отмечая роль марксизма в развитии социологической
мысли, нельзя в то же время не указать
его слабые стороны. Среди недостатков марксистской
теории многие социологи, прежде всего,
выделяют присущий, ей экономический детерминизм,
который привел к игнорированию роли культурных
и духовных факторов в жизни общества.
К существенным недостаткам марксизма
относят также преувеличение значения
классовой борьбы, революционного насилия
в истории, недооценку реформ, механизмов
социальной интеграции, поиска согласия
в обществе.
Таким образом, в социологической теории
марксизма необходимо отделять научное
знание от различных идеологизированных
и политизированных положений. Многие
ценные идеи Маркса и Энгельса питали
научное творчество таких крупных социологов,
как М. Вебер и Э. Дюркгейм. Марксизм оказал
значительное влияние на развитие целого
ряда школ и направлений современной социологии.