Общество как социокультурный организм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:32, реферат

Краткое описание

Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………….(2-3)
2.Зарождение и этапы развития знаний об обществе………………....(4-6)
3.Культура как система ценностей, норм, образцов поведения……...(7-9)
4.Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества…..(10-13)
5.Общество как система………………………………………………....(14-16)
6.Заключение……………………………………………………………..(17)
7.Список литературы……………………………………………………..(18)

Вложенные файлы: 1 файл

Общество как социокультурный организм.docx

— 62.40 Кб (Скачать файл)

Борьба между парциальными группами является движущей силой развития глобальных групп. В качестве социального фактора  развития в этом случае выыступают противоречия отдельных обществ (стран), классов, других парциальных групп.

В современном обществе также важное место занимают такие общности, как  социальные движения. Это менее формализованная  и централизованная форма общественных организаций, чем политическая партия, но в то же время достаточно интегрированная и сплоченная (хотя и без фиксированного членства). Социальные движения, движение за мир (50-е гг. XX в.), движение за права человека, экологическое движение («зеленые» в 90-е гг. XX в.), национальные движения, движения за независимость в колониальных странах, движения за автономию и самоопределение) оказали и оказывают значительное влияние на мировое развитие и приводят к значимым изменениям и сдвигам.

Конкурентная борьба между социальными  группами и общностями наряду с экономическими, политическими, культурными, научно-техническими изменениями является одним из факторов общественного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общество как система.

 

Социальные связи возникают в обществе на основе так называемого социального взаимодействия индивидов и групп. Целью социального взаимодействия является удовлетворение каких-либо потребностей людей.

Социальное взаимодействие – это такое поведение индивида или группы, которое имеет целью удовлетворение определенной социальной потребности и направлено на другого индивида или группу и имеет для него значение.11

Социальные взаимодействия или  связи дифференцируются по сферам общества: экономические, политические, культурные, но от этого не теряют своей социальной (общественной) направленности.

Кроме того, социальные связи делятся  по уровням взаимодействия. Первичный уровень взаимодействия образуют личные связи, затем следуют групповые, далее – организационные (между организациями), институциональные, социетальные (т. е. связи на уровне отдельного общества, страны) и, наконец, – цивилизационные.

Социальная структура объединяет социальные объекты, соответствующие  этим видам связей. Если социологи  говорят о социальной структуре  общества, то они имеют в виду следующую иерархию: организация, социальный институт и общество. Если говорить о цивилизационной социальной структуре, то к этой иерархии следует добавить еще цивилизацию.

Под социальной организацией в социологии понимают определенным образом организованные группы людей, объединенные общей целью (производственной, политической, культурной), имеющие определенную иерархию.

Социальным институтом в социологии называются как определенным образом организованная группа (например, институт образования, религии, власти), так и совокупность ценностей, норм, образцов поведения.

Общество функционирует одновременно как на микроуровне (взаимодействия индивидов, малых групп), так и на макроуровне (большие организации, институты, слои, классы).

Общество – динамическая система. Для развивающегося общества характерны постоянные изменения, усложнение его  структуры, дифференциация (разделение, расслоение).

Дифференциация общества определяется следующими процессами:

разделение общественного труда. Развитие производства, его усложнение требуют разделения труда, его специализации. Возникают все новые специальности, дифференцирующие людей по социальным группам;

удовлетворение новых потребностей людей;

расширение представление людей  о природе и обществе;

появление новых ценностей и  норм. Например, такая новая для  России ценность, как плюрализм, привела  к новой норме – многопартийности, которая ведет к дальнейшей дифференциации общества.

Итак, в процессе развития общество усложняется качественно и количественно, разрастается социальная структура, появляются новые специальности, новые отрасли, организации, группы, институты. Общество все более дифференцируется.

Но наряду с дифференциацией, которая  ведет к появлению новых социальных связей, развитию горизонтальных и  социальных структур общества и вместе с тем к ослаблению его единства и сплоченности (солидарности), происходит и обратный процесс – интеграция (лат. integratia – восстановление целого, объединение частей).

Интеграция – это социальный процесс объединения общества, укрепления социальных связей, солидарности между членами общества, взаимного приспособления различных частей его социальной структуры.

Если дифференциация ослабляет  его социальные связи, как бы отталкивает  отдельные части общества, то интеграция скрепляет индивидов, группы в единое целое.

Интеграции общества способствуют:

единая культура общества как система  материальных и идеальных объектов;

единая система социализации, позволяющая  молодому поколению воспроизводить единую культуру;

система социального контроля, определяющая культуру подавляющего большинства  членов общества.

При несоблюдении этих условий в  обществе развиваются дезин-теграционные процессы.

Общество как единое целое, состоящее  в то же время из частей, связанных  социальными отношениями, приобретает  новые собственные свойства, не сводимые к свойствам составляющих его  элементов. Например, общество как совокупность организаций, институтов и групп  может перекрывать великие реки, строить гидрорэлектро-станции, запускать космические корабли, создавать сверхмощное оружие, что непосильно даже для большого количества разобщенных индивидов.

Таким образом, мы видим у человеческого  общества все признаки системы:

наличие отдельных частей;

наличие связей между частями;

наличие свойств, не сводимых к свойствам  частей;

взаимодействие с окружающей средой – природой.

Одним из основоположников современной  теории систем, первым применившим  формальные законы термодинамики и  физической химии к исследованию живых организмов, был австрийско-американский биолог Людвиг фон Берталанфи. Его выводы и подходы использовал в своих исследованиях человеческого общества американский социолог Толкотт Парсонс. Рассматривая общество как открытую динамическую систему, взаимодействующую с окружающей природой (средой), Т. Парсонс определяет его структуру и функции. 12

 

Т. Парсонс рассуждал следующим образом: если общество – открытая система, то оно должно, чтобы выжить, приспособиться к природе (адаптивная функция). Этой функции в обществе должна соответствовать определенная структура (подсистема экономики), которая поставляет и распределяет необходимые материальные продукты. Приспосабливаясь к природе, общество достигает поставленной цели – целенаправленная функция, которой соответствует подсистема политики, дающая законы и побуждающая людей работать и достигать не личных, а общественных целей.13

Первые две функции являются внешними (инструментальными), направленными  на преобразование природы, третья и  четвертая функции направлены вовнутрь общества. Внутренними (экспрессивными) функциями является интегративная и латентная. Инте-гративной соответствует подсистема контроля, которая поддерживает общую культуру общества (набор ценностей и норм). Латентная, т. е. скрытая, функция обеспечивает сохранение и воспроизводство существующего порядка, поддержание устойчивости путем усвоения новыми поколениями общей культуры общества. Ей соответствует подсистема социализации, которая обеспечивает образование, воспитание, информирование молодого поколения.

Структура общества носит сложный  характер. Любую подсистему можно  представить как систему, состоящую  из взаимосвязанных частей. Например, политическая система может состоять из государственных институтов, политических партий, законов, норм и т. д.

Система Т. Парсонса из 4 функций получила в социологии название «Система AGIL» (по первым буквам английского написания функций).

Социальная структура у Парсонса взаимодействует с культурной структурой, образуя динамическую «сверхсистему». Ведущая роль в этой социокультурной системе принадлежит культуре. Именно представления о ценностях, нормах, образцах поведения, изменяясь, вызывая определенные социальные действия людей, преобразуют социальную структуру общества.

Личность всегда стремится играть ту социальную роль, которая наиболее соответствует ее потребностям и  представлениям. Если общество способно обеспечить такую возможность большинству  членов общества, тогда общественные функции развиваются поступательно  и устойчивость системы максимальна. Социальная дифференциация, даже самая  интенсивная, уравновешивается интеграционными  процессами. Если культурные ценности и нормы разделяются подавляющим  большинством членов общества, социальный порядок, социальную сплоченность невозможно разрушить. Очень важно, как именно образуется система культурных ценностей. Если ценности и нормы добровольно  принимаются большинством населения, то общество и статически, и динамически  устойчиво. Если культура в обществе насаждается с помощью репрессивных средств, то такое общество динамически  неустойчиво и любое изменение  его равновесия влечет за собой социальные конфликты.

Системный подход к анализу общества, взгляд на него как на социокультурную систему позволили вывести социологические исследования на новый уровень.

 

 

Заключение.

Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура. Социологи придают культуре социальный смысл и определяют ей ведущее значение в общественной жизни. Именно культура как система ценностей, норм и образцов поведения формирует ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение. Культура не является чем-то стационарным и застывшим. Нормы и ценности культуры, как и другие структурные компоненты общества, подвержены постоянным изменениям.

Другими структурными компонентами общества являются социальные группы и общности, которые появляются в процессе дифференциации, присущем всей живой природе. Именно разделение общества на различные группы и их взаимодействие придаст любому социуму необходимую динамику, определяющую его развитие.

Таким образом, элементы природы, индивиды, социальные группы и культурные универсалии  в процессе саморазвития и взаимодействия между собой создают сложную, самонастраивающуюся, динамическую систему  – человеческое общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1.Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимодействие. Thesis. 1993, вып.2

2.Гуревич П. С. Культурология: Учебное пособие. М., 1996. Гл. 1.

3.Исаев Б. А. Социокультурный анализ общества. СПб., 1997. Гл. 1.

4.Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

5.Маркович Д. Ж. Общая социология. Ростов-на-Дону, 1993. Гл. 1, 5.

6.Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

7.Социология: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Осипов. М., 1998.

8.Малышевский А.Ф. Мир человека. - М.: Интерпракс, 1995

9.Ясперс. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994.

10.Витаньи И. Общество. Культура. Социология. М., 1984.

11.Американская социология. М., 1972.

12.К.Поппер - Открытое общество и его враги М., 2003.

13.Сорокин П. Общедоступный учебник по социологии. М., 1994.

14.Малышевский А.Ф. Мир человека. - М.: Интерпракс, 1995.

1 Социология: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Осипов. М., 1998.стр 12

2 К.Поппер - Открытое общество и его враги М., 2003.стр 32

3 К.Поппер - Открытое общество и его враги М., 2003.стр 32

4 Сорокин П. Общедоступный учебник по социологии. М., 1994.стр 46

5 Сорокин П. Общедоступный учебник по социологии. М., 1994.стр 47

6 Гуревич П. С. Культурология: Учебное пособие. М., 1996. Гл. 1. стр38

7 Гуревич П. С. Культурология: Учебное пособие. М., 1996. Гл. 1.стр40

8 Исаев Б. А. Социокультурный анализ общества. СПб., 1997. Гл. 1.стр 29

9 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.стр 49

10 Витаньи И. Общество. Культура. Социология. М., 1984.стр 87

11 Маркович Д. Ж. Общая социология. Ростов-на-Дону, 1993. Гл. 1, 5стр 92

12 Американская социология. М., 1972.стр 45

13 Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимодействие. Thesis. 1993, вып.2 стр 54

 


Информация о работе Общество как социокультурный организм