Этапы развития и становления социальной психологии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть этапы развития и становления социальной психологии в России.
Исходя из поставленной выше цели, следует выделить следующие задачи курсовой работы:
Рассмотреть социальную психологию как науку (определение социальной психологии, ее задачи, предмет изучения)
Изучить этапы становления и развития социальной психологии в России за все время существования данной науки
Рассмотреть современное состояние социальной психологии в России

Содержание

Введение2 стр.
Глава 1. Предмет и задачи социальной психологии4 стр.
Глава 2. Этапы развития социальной психологии в России8 стр.
2.1 Первый период (60-е годы ХIХв – начало ХХ века)10 стр.
2.2 Второй период (20-е гг. – первая половина 30-х годов ХХ века)14 стр.
2.3 Третий период (вторая половина 30-х – вторая половина 50-х годов)17 стр.
2.4 Четвертый период (вторая половина 50-х – первая половина 70-х гг. ХХ века)20 стр.
Глава 3. Социальная психология в современной России22 стр.
Заключение30 стр.
Список используемой литературы32 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

соц псих курсовая.docx

— 76.57 Кб (Скачать файл)

Социально психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса, разработка психологии массовых социальных движений, одной из разновидностей которых есть революционное движение. Действующие силы – герои и толпа. Толпа выступает, как самостоятельное социально-психологическое явление. Вожак управляет толпой. Его выдвигает толпа. Он аккумулирует разрозненные чувства, инстинкты, мысли. Отношения между героем и толпой определяются: данным историческим моментом данного строя; личными качествами героя, психологическими настроениями толпы. Функция героя – управлять настроением толпы, использовать толпу для достижения цели.

Исследуя проблему взаимодействия героя с толпой, межличностное  общение людей, он, в качестве механизмов общения выделяет:

  • внушение
  • подражание (главный из них, основа – гипнотизм)
  • заражение
  • противопоставление.2

В толпе нередко существует автоматическое подражание, «нравственная  или психическая зараза».

Вывод Михайловского: психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение и соц. поведение.

Социально-психологическая  проблематика в правоведении представлена теорией Л.И.Петражицкого. Он – один из основателей субъективной школы в правоведении. Он считал, что психология представляет собой фундаментальную науку, которая должна стать основой общественных наук. Реально существуют только психические явления, а социально-исторические образования представляют собой их проекции, эмоциональные фантазмы. Развитие морали, этики, эстетики – главный продукт народной психики. Его интересовал вопрос о мотивах человеческих поступков, о социальных нормах поведения. Истинный мотив поведения человека – эмоции.

Особое место занимает Бехтерев. В 1905г. у него вышла работа «Личность и условия ее развития». В 1921г. труд – «Коллективная рефлексология». Этот труд может рассматриваться как 1-й учебник по социальной психологии. Его теория – рефлексология. Принципы рефлексологического объяснения сущности индивидуальной психологии были распространены на понимание коллективной психологии. Начались дискуссии сторонников и противников этой теории, которые стали центром теоретической жизни 20-30-х годов. Он определил предмет социально психологии. Предметом является изучение психологической деятельности собраний и сборищ, состоящих из массы лиц, проявляющих свою нервно-психологическую деятельность, как целое. Благодаря общению людей на митинге, собрании – проявляется общее настроение, соборное умственное творчество и коллективные действия лиц, связанных друг с другом теми или иными условиями.

Бехтерев выделяет системообразующие  признаки коллектива – общность интересов  и задач, побуждающих коллектив  к единству действий. Включение личности в коллектив привело Бехтерева  к пониманию коллектива, как собирательной  личности. Он выделяет следующие социально-психологические феномены:

  • взаимодействие
  • взаимоотношения
  • общение
  • коллективные наследственные рефлексы
  • коллективное настроение
  • коллективное сосредоточение и наблюдение
  • коллективное творчество
  • согласованные коллективные действия.

Объединяющими факторами  являются механизмы:

  • взаимовнушения
  • взаимоподражания
  • взаимоиндукции
  • язык (особое место).3

Бехтерев рассматривал вопрос о методах этой новой отрасли  науки. В его работах содержится описание эмпирического материала, полученного при применении объективного наблюдения, анкет, опросов.

Эксперимент Бехтерева с Ланге показал, как социально-психологическое явление – общение, совместная деятельность – влияют на формирование процессов восприятия, представления, памяти. Этой работой в 1925г. положено начало экспериментальной социальной психологии в России и послужило истоком особого направления – изучения роли общения в формировании психологических процессов. 

2.2 Второй период (20-е гг. – первая половина 30-х годов ХХ века)

После Октябрьской революции 1917г., после гражданской войны, в  восстановительный период возрос интерес  к социальной психологии. Необходимость  осмысления революционных преобразований в обществе, оживление интеллектуальной деятельности, идеологическая борьба, необходимость решения ряда неотложных задач (восстановление народного хозяйства, борьба с беспризорностью, ликвидация безграмотности, восстановление учреждений культуры) были принципами социально-психологических исследований и дискуссий. Этот период был плодотворным. Поиск своего пути в развитии мировой соц. психологии шел двумя путями:

  • в дискуссиях с основными школами заруб. соц. психологии;
  • путем освоения марксистских идей и применения их к пониманию сути социально-психологических явлений.

Здесь наблюдались 2 тенденции (в создании направления марксистской психологии):

  • критика зарубежной и отечественной психологии, воспринявший ряд их основных идей (Артемов);
  • тенденция соединения марксизма с рядом течений зарубежной психологии.

Построение марксистской социальной психологии опиралось на солидную материалистическую традицию в русской философии. Труды Бухарина и Плеханова. Работы Плеханова вошли в арсенал психологической науки. Они были востребованы социальными психологами для марксистского понимания соц. психологических явлений. Освоение марксизма осуществлялось совместно в социальной и общей психологии, как ряд кардинально методологических проблем:

  • соотношение соц. и индивидуальной психологии;
  • соотношение соц. психологии и социологии;
  • природа коллектива как основного объекта соц. психологии.

Рассматривая 1-ую проблему, существовали 2 точки зрения:

Сторонники: если сущность человека, согласно марксизму, есть совокупность всех общественных отношений, то вся психология, изучающая людей, есть социальная психология. Никакой соц. психологии, якобы, не должно быть.

Противники: должна существовать только социальная психология. Артемов утверждал: «Существует единая социальная психология, распадающаяся на соц. психологию индивида и на соц. психологию коллектива (1927г.).

Преобладало мнение, что  между социальной и индивидуальной психологией, должно существовать равноправное взаимодействие. Особое место в дискуссиях о перестройке психологии занимал Челпанов(1924г.) – он утверждал необходимость самостоятельного существования социальной психологии наряду с психологией индивидуальной, экспериментальной. Соц. психология изучает общественно детерминированные психологические явления, связана с идеологией. Связь с марксизмом органична, естественна. Он предлагал освободить содержание самого марксизма от вульгарно-материалистического толкования. Предлагал включить исследования по соц. психологии в план научно-исследовательской деятельности и впервые поставил вопрос об организации Института соц. психологии.

По отношению к марксизму, точка зрения Челпанова такова: специально марксистская социальная психология – психология социальная, изучающая генезис идеологических форм по специальному марксистскому методу, заключающаяся в изучении происхождения указанных форм в зависимости от изменения социального хозяйства. Полемизируя, в отношении рефлексологии, он утверждал, что задачей реформы психологии должна быть организация работ по изучению соц. психологии. По вопросу реформы науки выступали Корнилов (1924) и Блонский (1920 г).

Одним из направлений с  социальной психологии было исследование проблемы коллективов и его природы. Было 3 точки зрения:

  • Коллектив – механический агрегат, сумма составляющих его индивидов.
  • Поведение индивида фатально предопределено общими задачами и структурой коллектива
  • (Среднее) индивидуальное поведение в коллективе изменяется, вместе с тем, коллективу, как целому, присущ самостоятельный творческий характер поведения.4

В 1930г. состоялся 1-й Всесоюзный съезд по изучению поведения человека. Проблемы личности и проблемы социальной психологии и коллективного поведения были выделены в одно из трех направлений обсуждения. В этот период был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке.

Главным социально-психологическим  феноменом стал коллективизм, по-разному  проявляющийся в разных условиях, в разных объединениях.

Начало 30-х годов – пик развития социально-психологических исследований в прикладных отраслях, особенно в педологии и психотехнике.

Педология – психолого-педагогическое течение, возникшее в конце Х1Хв., основателем был С. Холл (американец). В противовес традиционной педагогике, педология стремилась к комплексному изучению ребенка, выявлению зависимости его психологического развития от условий среды. Педологи стремились с новых научных позиций преобразовать традиционную эмпирическую педагогику. Приверженцами были Бехтерев, Выгодский, Блонский, Басов, Залкинд.

Психотехника – отрасль  прикладной психологии, связанная с  профессиональным отбором, профессиональной ориентацией и повышением эффективности  отдельных видов деятельности.

 

2.3 Третий период (вторая половина 30-х – вторая половина 50-х годов)

Началась изоляция отечественной науки от западного течения. Вопрос идеологического контроля за наукой, администрирование. Боязнь исследовать социально острые вопросы привела к тому, что резко сократилось количество исследований, перестали публиковаться книги. Кроме общеполитической ситуации, существовали следующие причины перерыва:

  • Возникла точка зрения – нет необходимости выделять специально социально-психологические феномены и науку, их изучающую – теоретическое обоснование ненужности социальной психологии.
  • Идеологическая направленность западной социальной психологии вызвала критическую оценку марксистов. Социальная психология в СССР попала в разряд лженаук.
  • Практическая невостребованность результатов исследований. Они были крайне опасны.
  • Идеологическое давление на науку (в постановлении ЦК ВКПб в 1936г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов») Это ударило по педологии, психотехнике и социальной психологии.

Основным источником в  этот период и сферой применения социальной психологии были педагогические исследования и педагогическая практика. Центральная тема – психология коллектива. В историю социальной психологии вошел Макаренко (1956г), как исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе. Коллектив (по Макаренко) – целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами управления. Это контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения. Это социальный организм.

Основные признаки коллектива:

  • наличие общих целей, служащих на благо общества;
  • определенная структура;
  • наличие в нем органов, координирующих деятельность коллектива и представляющих его интересы.

Макаренко выделил 2 вида коллектива:

  • первичный коллектив - его члены находятся в постоянном дружеском, бытовом и идеологическом объединении (отряд, класс, семья);
  • вторичный коллектив – более широкое объединение (школа, предприятие). В нем цели, взаимоотношения вытекают из более глубокого социального синтеза, из задач народного хозяйства и социалистических принципов жизни. 5

Ему принадлежит разработка вопроса о стадиях развития коллектива и главная теоретическая и  практическая задача – изучение взаимоотношений  личности в коллективе. Для исследования личности необходимо изучать:

  • самочувствие человека в коллективе
  • характер коллективных связей и реакций
  • дисциплинированность
  • готовность к действию и торможению
  • способность такта и ориентировки
  • принципиальность
  • эмоциональное и перспективное устремление.

Существенное значение для  мотивации личности имеют потребности. «Потребность у нас есть родная сестра долга, обязанности, способностей. Это  проявление интереса не потребителя  общественных благ, а деятеля социалистического  общества, создателя общих благ» - утверждал Макаренко. В работе Макаренко  «Организация воспитательного процесса», он составил схему изучения личности. Основная идея – единство коллектива и личности. Основание его практического  требования – воспитание личности в коллективе посредством коллектива для коллектива.

Информация о работе Этапы развития и становления социальной психологии в России