Экспериментальное исследование дидактической игры как средство сенсорно-моторного воспитания детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - теоретически обосновать экспериментальным путём выявить, что дидактическая игра является средством сенсорно- моторного развития детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - сенсорно- моторное воспитание детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
3
I. Теоретический аспект дидактической игры как средство сенсорно-моторного воспитания детей среднего дошкольного возраста……….

7
1.1.
Сущность понятия «сенсорно-моторного воспитания»……
7
1.2.
Особенности сенсомоторного воспитания детей среднего дошкольного возраста….......................................................

11
1.3.
Дидактическая игра как средство сенсорно-моторного воспитания детей среднего дошкольного возраста…………

23
II. Экспериментальное исследование дидактической игры как средство сенсорно-моторного воспитания детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………..


30
2.1.
Характеристика исследования……………………………………
30
2.2.
Констатирующий эксперимент……………………………………
30
2.3.
Формирующий этап………………………………………………
35
2.4.
.Контрольный этап……………………………………………….
39
Заключение………………………………………………………………
43
Список используемой литературы…………………………………….
45

Вложенные файлы: 1 файл

мама курсовая.docx

— 82.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 Содержание 

Введение

3

I. Теоретический аспект дидактической игры как средство сенсорно-моторного воспитания детей среднего дошкольного возраста……….

 

7

1.1.

Сущность  понятия «сенсорно-моторного воспитания»……

7

1.2.

Особенности  сенсомоторного воспитания детей среднего дошкольного возраста….......................................................

 

11

1.3.

Дидактическая игра как средство сенсорно-моторного воспитания детей среднего дошкольного возраста…………

 

23

II. Экспериментальное  исследование дидактической игры как средство сенсорно-моторного воспитания детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………..

 

 

30

2.1.

Характеристика исследования……………………………………

30

2.2.

Констатирующий эксперимент……………………………………

30

2.3.

Формирующий этап………………………………………………

35

2.4.

.Контрольный этап……………………………………………….

39

Заключение………………………………………………………………

43

Список используемой литературы…………………………………….

45


 

 

Введение

Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться.  Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется только в процессе  воспитания.

Сенсомоторное воспитание дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.

Сенсомоторное воспитание составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторное воспитание является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.

Значение сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сочетание сенсорных и моторных («моторика» — движение) задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания.   Моторика — основа развития, своего рода “локомотив”  всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Роль и участие движения в возникновении ощущений и восприятий  очень важна, так как    возникающие ассоциации формируют зрительный  опыт с опытом тактильно-двигательным.  И.П. Павлов  выразил это простыми словами: "Глаз "учит" руку, рука – "учит" глаз". С помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и  восприятий.

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Они справедливо считали, что сенсомоторное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсомоторного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Наиболее важный вклад  в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.

 

Актуальность этой курсовой работы заключается в том, что сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию.

Цель курсовой  работы - теоретически обосновать экспериментальным путём выявить, что дидактическая игра является средством сенсорно- моторного развития детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования - сенсорно- моторное воспитание детей среднего дошкольного возраста.

 Предмет исследования - сенсорно-моторное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Гипотеза - мы предполагаем, что сенсорно-моторное воспитание детей среднего дошкольного возраста будет проходить успешно, если :

- использовать  дидактические игры;

- содержание  дидактических игр будет направлено  на сенсорно-моторное воспитание  детей среднего дошкольного возраста.

К задачам данной работы относятся:

1. Определить  сущность понятия «сенсорно-моторное воспитание» в психолого- педагогической литературе.

2. Раскрыть  особенности сенсорно-моторного  воспитания детей среднего дошкольного  возраста.

3. Определить  критерии, показатели и уровни  сформированности сенсорно-моторного  воспитания детей среднего дошкольного  возраста.

4. Подобрать  и проверить дидактические игры, направленные на сенсорно-моторное  воспитание детей среднего дошкольного  возраста.

5. Проверить  результаты исследования.

Методы исследования:

- анализ  психолого-педагогической литературы;

- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий,

контрольный ), диагностики исследования, количественный и качественный анализ полученных данных.

Методологическая основа исследования составляет взгляды М.Гуревича, Н.Озерецкого, А.В. Запорожца на сущность и понятия сенсорно-моторного воспитания. А.В. Венгер, Г.А. Урунтаева, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков составляют взгляды на особенности сенсорно-моторного воспитания детей среднего дошкольного возраста. Ф.Фребель, М.Монтессори, Н.Короткова, Аванесова А.Н. на дидактическую игру как средство сенсорно-моторного воспитания.

Практическая значимость заключается в том, что подобраны дидактические игры на сенсорно-моторное воспитание детей среднего дошкольного возраста  и могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений.

 

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНО-МОТОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1.  Сущность  понятия «сенсорно-моторного воспитания» 

в психолого-педагогической литературе.

Рассмотрим понятия «сенсорика» и «моторика» и определим взаимосвязь между ними.

 Под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция).

Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений, ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур – анализаторов, каждый из которых в свою очередь состоит из трёх частей: периферического отдела, называемого рецептором; проводящих нервных путей; корковых отделов, в которых происходит переработка нервных импульсов.

Восприятие – это сложная познавательная деятельность, включающая в себя целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить.

По мнению Е.И. Рогова, воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределами одной модальности, но складывается в совместной работе нескольких органов чувств (анализаторов). В зависимости от того какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации о свойствах воспринимаемого объекта, различают виды восприятия. Р.С.Немов выделяет зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Различают также сложные виды восприятия: восприятие пространства и времени.

Итак, восприятие – это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств,  предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

 Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, процесс ощущений – это не отражение того или иного свойства, а сложнейший и активный процесс в деятельности анализаторов, так же ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активизирующую функцию мозга. В свою очередь восприятие, являясь чувственным этапом познания, связано с мышлением и имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения. Таким образом, ощущение и восприятие человека – это необходимые предпосылки и условия его жизни и практической деятельности.

 И.М.Сеченов  ввел понятие психомоторики, под которой понимал связь психических явлений с движениями и деятельностью человека. По его мнению, первичным элементом психомоторной деятельности человека является моторное действие, представляющее собой двигательное решение элементарной задачи. В современной литературе чаще используется понятие «моторика». Оно употребляется  в широком и узком смыслах.

В широком понимании термин «моторика»  применяется как синоним «психомоторики». То есть это – двигательная сфера, телесно-двигательные проявления психики человека. Моторикой определяет двигательный облик субъекта, способ его двигательного реагирования на внешние раздражения. Для полной характеристики развития моторики ребенка рассматриваются как движения, «очищенные» от смысловой нагрузки  (предметные, локомоторные, спортивно-гимнастические, трудовые и т.п.), так и выразительные движения – носители информации об эмоционально-личностных особенностях ребенка. В таком, широком, смысле данное понятие использовалось М.Гуревичем,  Н.Озерецким, А.В.Запорожцем.

В узком понимании «моторика» – это внешние движения человека, рассматриваемые без сопутствующих смысловых компонентов (значения, образного содержания самих движений или отношения субъекта к движению, ситуации, в которой оно выполняется). При этом «моторика», или техника выполнения движений, характеризуется воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. Это воспроизведение может более или менее точно соответствовать наглядному образцу движения или представлению о движении. Чем точнее воспроизведение, тем лучше, совершеннее развитие моторики. Такое понимание, например, встречается в большинстве подходов к диагностике двигательного («моторного») развития ребенка.

Что же такое моторика?

Моторика,  в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику  и мелкую  моторику.

Ребенок растет, начинает двигаться: ползать, ходить, бегать, и   крупная и мелкая моторика помогает ему познавать мир. В дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в моторике ребенка. У детей растёт двигательная сила, выносливость, ловкость, координированность. Некоторые новые сложные двигательные умения, приобретаемые ребенком в этом возрасте, становятся очень важными в его последующей жизни. Более того, ребенок научается совершать движения сознательно и произвольно.

Крупная моторика – это совокупность  действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т.д. – все это относится к крупной моторике. Если, например, перед  ребенком стоит задача – поднять упавшую игрушку. Он сначала подойдет к ней,  наклонится, протянет руку, возьмет  игрушку, выпрямится – вот сколько действий ребенок сделает, что бы игрушка очутилась у него в руках. Все эти действия относятся к крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале  ребенок  осваивает  крупную моторику, а потом  к ней постепенно добавляются навыки мелкой  моторики.

Информация о работе Экспериментальное исследование дидактической игры как средство сенсорно-моторного воспитания детей среднего дошкольного возраста