Этика менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 10:49, реферат

Краткое описание

Основоположник школы «научного менеджмента» Анри Файоль (1841–1925) в фундаментальной работе «Общее и промышленное управление» (1916) писал: «Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Гениальный менеджер XX в. Ли Якокка об этом сказал так: «Управлять — значит настраивать других людей на совместный труд для достижения общей цели».

Содержание

Введение…………………………………………………………….........……..…....3
1 Этика менеджмента: понятие и сущность………………………………..…..….4
2 Правила этики в деятельности менеджера………………………………….…...6
3 Внешний облик менеджера………………………………………………….........7
4 Этика делового общения……………………………………………….……….....9
4.1 Приветствие……………………………………………………………...…9
4.2 Представление………………………………………………………….…..9
5 Этика отношений в системе «руководитель-подчиненный»……………..…...10
6 Деловые и межличностные отношения на работе……………………………..11
7 Правила подготовки и проведения переговоров……………………….…...….12
8 Подарки в деловом общении………………………………………………...…..15
9 Национальные особенности этики менеджмента………………………..…......18
Заключение……………………………………………………………………….....26
Список использованных источников…………………………………………..….27

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное государственное образовательное учреждение.docx

— 88.62 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  учреждение  
высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель                         _____________               А.С.Белоусов                                                                                             

                                                  подпись, дата

 

Студент                                   _____________             А.И.Зубова

                                                   подпись, дата           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2010

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………….........……..…....3

 

1 Этика менеджмента: понятие  и сущность………………………………..…..….4

2 Правила этики в деятельности  менеджера………………………………….…...6

3 Внешний облик менеджера………………………………………………….........7

4 Этика делового общения……………………………………………….……….....9

4.1 Приветствие……………………………………………………………...…9

4.2 Представление………………………………………………………….…..9

5 Этика отношений в системе  «руководитель-подчиненный»……………..…...10

6 Деловые и межличностные отношения  на работе……………………………..11

7 Правила подготовки и проведения  переговоров……………………….…...….12

8 Подарки в деловом общении………………………………………………...…..15

9 Национальные особенности этики  менеджмента………………………..…......18

 

Заключение……………………………………………………………………….....26

 

Список использованных источников…………………………………………..….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основоположник школы «научного  менеджмента» Анри Файоль (1841–1925) в фундаментальной работе «Общее и промышленное управление» (1916) писал: «Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Гениальный менеджер XX в. Ли Якокка об этом сказал так: «Управлять — значит настраивать других людей на совместный труд для достижения общей цели».

Этика — не только философская наука, но и важнейший ресурс эффективного управления. Этику можно рассматривать как систему социально одобряемых норм, правил поведения, направленных на регулирование человеческих взаимоотношений, выживание и развитие социума.

Принципы этики управления обязывают  менеджера соблюдать общечеловеческие нормы поведения, культурные традиции, а также корпоративные и профессиональныекодексы чести, нормы субординационной этики. Этика управления включает культуру взаимоотношений между руководителями и подчиненными, базирующуюсяна принципах честности, справедливости, ответственности, долге, уважении достоинства, корпоративной и человеческой солидарности, лояльности и порядочности.

Долговременная выживаемость и развитие фирмы зависят не только от ее прибыльности, они включают в себя справедливое отношение к работникам, достойную оплату и безопасность их труда, высокое качество продукции и услуг, сохранение окружающей среды, правдивость рекламы, соблюдение всех обязательств перед государством, партнерами, акционерами, работниками, участие в социально-экономическом развитии районов, где расположена фирма, а также в благотворительной деятельности, доступ общественности и государственных органов ко всем видам информации о делах фирмы. В результате современная фирма становится социально-экономической организацией, в которой этические нормы являются важнейшим регулятором внутрифирменных и межфирменных отношений, а также отношений внутри общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Этика менеджмента: понятие  и сущность

 

Этика – это одна из древнейших дисциплин, объектом изучения которой  является мораль. Основа данного предмета была заложена Аристотелем, который  и ввел данный термин.

Этика  (греч. ethika, от греч. ethos - привычка, нрав)  – философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в науке, в семейный, личный, международных отношениях.

В последние годы наметился поворот  к прикладной этике, т.е. к «профессиональной  этике».

Профессиональная роль любого сотрудника организации неразрывно связана  с выполнением им этических норм, правил поведения и взаимоотношений  со своим внешним окружением. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма.

Этика менеджмента – наука, рассматривающая  поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся  с общечеловеческими этическими требованиями. Она состредоточена на широком спектре вариантов поведения  менеджеров и подчиненных.

Занятие таким трудом, как менеджмент, престижно, так как предполагает высокий уровень образования, профессионалтзм, достакточно высокую оплату труда. Все это делает важность моральной, этической стороны деятельности менеджера бесспорной.

Причины этого:

1. Менеджер служит примером отношения  к своим служебным обязанностям  для рядовых сотрудников и  других менеджеров; нарушение им  этических норм может быть  воспринято рядовыми сотрудниками  как своего рода "сигнальная ракета" - можно делать то, что нельзя.

2. Любое действие, поступок менеджера  имеют не столько сиюминутный  эффект. Своими этичными (или неэтичными) действиями, в течение некоторого  времени, он формирует комплекс  моральных устоев окружающих  его людей: подчиненных, потребителей ( клиентов или покупателей), поставщиков  и даже конкурентов.

Выполняя воспитательную роль, менеджер формирует культуру отношения работников к производимой ими продукции  или же оказываемой услуге, правила  общения сотрудников друг с другом, основы контактов "менеджер - подчиненный" и т. п. Если говорить о внешней среде, то менеджеры, особенно топ-менеджеры, формируют стандарты отношений с конкурентами, поставщиками, деловыми партнерами и пр. В связи с этим современный менеджер должен сам показывать образцы нравственно безукоризненного поведения и воспитывать те же качества у своих подчиненных и у партнера. В конце концов, от нас самих зависит, каким языком разговаривают с нами люди.

Этичность действий работников определяется двумя группами факторов:

1.Комплекс этических устоев, которыми  личность владеет от рождения, представление о том, что есть  добро и что есть зло, т.  е. свой собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу он не выполнял.

2. Требования, которые приданы человеку  извне: это может быть этический  кодекс организации, где человек  работает, правила внутреннего распорядка, устные требования менеджера  более высокого уровня.

Сфера деятельности менеджера - организация, трудовой коллектив. Но организация это не просто некоторое множество отделов, департаментов или управлений. Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила. Кроме законов взаимоотношения людей между собой регулируются неписаными законами, правилами делового этикета. Нормы этикета выражаются в общих фиксированных представлениях о том, как должно поступать. Контроль за соблюдением или несоблюдением этических норм осуществляется только общественным мнением и человеческой совестью. Человек должен сам осознавать общие принципы, нормы и понятия добра и зла, внутренне их принимать и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем. Именно поэтому в морали громадную роль играет индивидуальное сознание позволяющие человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения.

Американская исследовательница Л.Нэш выделила 30 главных этических проблем, с которыми чаще всего сталкиваются руководители в процессе своей работы. Вот основные из них: низкое качество работы и товаров, жёсткие цены, жадность, обман служащих с целью получения выгоды для компании, производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности, наличие фаворитов, безоговорочное подчинение руководству каким бы не этичным оно не казалось и т.д. Интересно также, что Л. Нэш отмечает, что безнравственные решения, принимаются людьми, которые исключительно честны и имеют благие намерения. В данном случае хотелось бы отметить интересную деталь, что когда на весах стоит жизнь компании то не этичный и аморальный поступок руководства, может спасти компанию и будет ли он являться не этичным, если сотрудники сохранят работу. Существуют примеры, когда компании идут на «жертвы» ради спасения лица компании.

Руководство компании Procter & Gamble решило изъять с рынка косметику Rely, когда  была обнаружена связь между косметикой этой марки и случаями поражения  токсическим шоком. Компания затратила  около 75 млн. долларов и двадцать лет  исследовательских работ на решение  возникшей проблемы. Хотя в ходе результатов тестов, стало ясно, что материалы, которые использовались в производстве косметики, не вызывают рост бактерий, руководство компании в дальнейшем сняло с производства этот продукт, отчасти из-за негативного  имиджа продукта в глазах общественности. Из этого примера можно сделать вывод, что репутация в данном случае намного выше, чем сохранение прибыли.

Так же существуют и противопроложные примеры - компании «LG» , которая открыла сборочное предприятие цифровой и бытовой технике в районе г. Рузы, Московской области. На протяжении всей сборки товара и когда готовое изделие выходит на финишную прямую конвейера, изделие проверяется, подключается к сети. Выводится звук и т.д. Стиральные машины годами крутят барабан без остановки. И если на одном из изделий была обнаружена неисправность, то всю собранную партию в этот день распаковывают из коробок и тестируют заново.

В связи с вышесказанным, актуальным становится управленческое обучение этическим принципам ведения дел.

 

 

2 Правила этики в деятельности менеджера

 

Как известно, деловое обращение наступает с приветствия. Так, первое, что мы говорим, явившись на работу, это, конечно, "Здравствуйте". Кроме правил, которые мы с вами рассмотрим далее, хотелось бы обратить внимание на то, что здороваться необходимо независимо от того, в каких отношениях находятся люди, симпатизируют они друг другу или нет.

  • Правило первое: придя на работу, приветствуйте своих коллег. Дайте им понять, что вы рады начать с ними новый рабочий день, что они могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь. Известно, что от настроения тоже зависят уровень производительности труда и характер взаимоотношений на работе. Отрицательно сказывается на настроении подчиненных плохое настроение руководителя. Невыдержанность одного только руководителя причиняет неприятности многим сотрудникам. Наоборот, сильным стимулятором хорошего настроя подчиненных оказываются улыбка и утреннее приветствие руководителя.
  • Второе правило: научитесь управлять своим поведением в любых условиях. Будьте приветливыми, вежливыми. Улыбайтесь людям. Стремитесь поддерживать хорошее настроение и у себя, и у окружающих. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы, как бы на вас и на вашу фирму не наседали. Фирма должна производить на людей приятное впечатление.
  • Третье правило: обращение к подчиненным на "вы" - необходимый инструмент поддержания нормальных служебных отношений и трудовой дисциплины. 
  • Правило четвертое: на практике менеджеры дают указания своим подчиненным в основном в двух формах: приказ и просьба. Однако эти формы используются не всегда в соответствии с ситуацией. Там, где приказ необходим, звучит просительный тон. А где можно обойтись вежливой просьбой, раздается приказ, да еще с угрозой наказания. Конечно, приказная форма необходима в экстремальных условиях: угроза срыва выполнения важного задания, несоблюдение правил техники безопасности и т. д. Подчиненные со временем перестают реагировать на угрожающий тон, и эффективность указаний снижается Приказ необходим при даче поручений, входящих в круг прямых обязанностей подчиненного. Но тон всегда и непременно должен быть вежливым. Поручения, не входящие в круг прямых обязанностей данного подчиненного, следует давать в форме просьбы.
  • Правило пятое: благодарите, но и взыщите. Надо чаще и умело пользоваться мерами поощрения. Будьте внимательны к своим подчиненным, замечайте каждый их успех в работе и поощряйте за это.
  • Правило шестое: свою точку зрения вы можете отстаивать до принятия решения. Делайте все от вас зависящее, чтобы убедить других в своей правоте. Но если решение принято, рассматривайте его как свое собственное.
  • Правило седьмое: создавайте настрой на успех. Заражая собственной верой в успех своих подчиненных и компаньонов, вы создаёте спокойную уверенность в успехе вашей фирмы у клиентов, которых вы обслуживаете.
  • Правило восьмое: делайте все вовремя, будьте пунктуальны, назначенные встречи вносите в свой рабочий календарь. Этикет предписывает соблюдение пунктуальности в приходе, уходе, выполнении регламента встреч, совещаний, переговоров, выступлений, телефонных звонков. Опоздания не только мешают работе, но и являются первым симптомом того, что на человека нельзя положиться.
  • Правило девятое: менеджер, как и любой работник фирмы, обязан хранить секреты фирмы. Все секреты компании вы должны держать при себе. В большинстве компаний самого разного профиля кодекс поведения однозначно предписывает не разглашать конфиденциальных сведений о деятельности компании. Не критикуйте фирму, особенно при посторонних.
  • Правило десятое: говорите и пишите хорошим языком. Тот, кто умеет чётко выразить свою мысль, обладает большим преимуществом. Неумение как следует писать и говорить нередко отбрасывает человека назад, и его способности могут пропасть впустую. Выполняйте обещания, данные вами клиентам, начальству, подчинённым и самому себе

Информация о работе Этика менеджмента