Трансформация святочного рассказа на материале творчества Ф.М. Достоевского, М.Горького. А.П. Чехова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проследить трансформацию жанра святочного рассказа в творчестве Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М.Горького.
Основываясь на цели и объекте исследования, сформулируем следующие задачи:
• Определить истоки жанра святочного рассказа.
• Рассмотреть особенности жанра святочного рассказа.
• Выделить традиции и новаторство жанра святочного рассказа в произведениях Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, М.Горького.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................... 3-4
Глава 1 Жанровые особенности святочного рассказа
1.1. Подходы и определение жанра святочного рассказа...........................................5-6
1.2.История развития и становления жанра святочного рассказа в России......... 7-10
Глава 2. Трансформация жанра святочного рассказа на материале творчества
Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М.Горького.
2.1.Традиции и новаторство в святочном рассказе Ф. М. Достоевского
« Мальчик у Христа на ёлке»………………………………………………….. 11-14
2.2 Видоизменение святочного рассказа в творчестве А.П. Чехова……… 15-19
2.3 Трансформация святочного рассказа в произведении М.Горького
«О мальчике и девочке, которые не замерзли..»…………………………………. 20-22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................... 23-24
БИБЛИОГРАФИЯ............................................................................................. 25-26
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………… 27-31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Трансформация святочного рассказа.docx

— 67.77 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................... 3-4

 Глава 1 Жанровые особенности святочного рассказа

1.1. Подходы и определение жанра святочного рассказа...........................................5-6

1.2.История развития и становления жанра святочного рассказа в России.........     7-10

Глава 2. Трансформация жанра святочного рассказа  на материале творчества

Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М.Горького.

2.1.Традиции и новаторство  в святочном  рассказе  Ф. М. Достоевского 

« Мальчик у Христа на ёлке»…………………………………………………..         11-14

2.2 Видоизменение святочного  рассказа в творчестве А.П. Чехова………             15-19

2.3 Трансформация святочного  рассказа в произведении М.Горького 

«О мальчике и девочке, которые не замерзли..»………………………………….    20-22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................   23-24

БИБЛИОГРАФИЯ.............................................................................................          25-26

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………        27-31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сейчас во многих областях современной жизни наблюдается стремление восстановить нарушенную связь времен и поколений, вернуться к своим истокам, традициям и обычаям культуры. Поэтому, по мнению Е.В. Душечкиной, сегодня важно вспомнить теплые и трогательные святочные истории.  Жанр святочных рассказов, забытый в советское время, напоминает о добре и милосердии, показывает мир, где четко разграничены добро и зло. Сегодня прерванная традиция святочных рассказов возвращается [4].

Реалии сегодняшнего дня определяют и государственную образовательную политику. "Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры" - эти важные позиции заявлены в перечне целей литературного образования, обозначенных в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.

Одним из шагов на пути реализации поставленных целей можно считать обогащение жанрового спектра произведений, рекомендованных для школьного изучения. В связи с этим следует отметить, что в современных школьных программах достаточно широко представлены произведения святочной прозы, лучшие образцы которой принадлежат Н.В. Гоголю, Ф.М. Достоевскому, М.Е. Салтыкову-Щедрину, М.А.Горькому, Н.С. Лескову, А.П. Чехову, А.И. Куприну, Л. Андрееву, И. Шмелеву, в произведениях которых жанр святочного рассказа  трансформируется и приобретает  свои особенности. С этим связана актуальность нашего исследования.

Цель исследования:  проследить трансформацию жанра святочного рассказа в творчестве Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М.Горького.

Объектом исследования являются следующие рассказы: Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке», А.П.Чехов «Ванька», «На пути», М.Горький «Мальчик и девочка, которые не замерзли…».

Основываясь на цели и объекте исследования, сформулируем следующие задачи:        

  • Определить истоки жанра святочного рассказа.
  • Рассмотреть особенности жанра святочного рассказа.
  • Выделить традиции и новаторство жанра святочного рассказа в  произведениях Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, М.Горького.

Решению поставленных задач служит комплексный анализ текста литературного произведения и работа с историко-литературным материалом.

Методы исследования: историко-литературный и типологический, контект-анализ.

Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения, касающиеся видоизменения святочного рассказа в произведениях Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова,  М.Е.Салтыкова- Щедрина, М.Горького, а также анализ произведений, могут быть использованы на уроках литературы, на факультативных занятиях, при изучении святочных рассказов. .

Структура работы: введение, где обосновывается тема,  актуальность, называется материал исследования, определяются цель, задачи и методы исследования; глава I «Определение жанра святочного рассказа», глава II "Трансформация жанра святочного рассказа  на материале творчества Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М.Горького», заключение, список использованной литературы, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Жанровые особенности святочного рассказа.

1.1.Определение жанра святочного рассказа

Как отмечают современные исследователи рождественский или святочный рассказ - литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа [4].

Е.В. Душечкина выделяет следующие признаки традиционного святочного рассказа:

  • Светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует.
  • Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо.
  • Чудо реализуется  не только как вмешательство высших сил, но и как счастливая случайность, удачное совпадение, которые тоже  видятся как знак свыше.
  • Мотив сна.
  • Мир детства.
  • Конфликт (противоречие), который счастливо разрешается.
  • Библейский мотив.
  • Наличие нравственного урока, морали.

В фундаментальной монографии Е. В. Душечкиной «Русский святочный рассказ. Становление жанра» [4] на громадном материале показано, что окончательная выработка и закрепление, формы святочного / рождественского рассказа в русской литературе произошло в последней трети XIX в. Термины «святочный» и «рождественский» в писательской среде строго не различались, хотя святочный рассказ, восходит к фольклорному жанру былички, а рождественский — к западноевропейской традиции, к творчеству Ч. Диккенса. Важнейшими жанрообразующими признаками этой тематической разновидности рассказа были: приуроченность времени действия к зимнему праздничному циклу (святки, Рождество, Новый год) и набор постоянных мотивов: «нечистой силы», гаданья, ряженья, сна, разнообразных вариантов рождественского чуда, разбушевавшейся природной стихии и др. По наблюдениям Е. В. Душечкиной «подлинный масштаб моды на святочную "продукцию" в конце 19в. трудно представим: видимо речь может идти о многих тысячах произведений». Таким образом, святочный рассказ был прежде всего формой массовой литературы. Однако к его становлению: в XIX в. оказались причастны Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, А.П. Чехова и другие мастера русской прозы.

В западной литературе во второй половине 19 века жанр пользовался огромной популярностью. Издавались новогодние альманахи, подобранные из произведений соответствующей тематики, что вскоре способствовало отнесению жанра святочного рассказа в область беллетристики. Угасание интереса к жанру происходило постепенно, началом спада можно считать 1910-е гг.

Традиция Диккенса в России была быстро воспринята и частично переосмыслена, так как  почва уже была подготовлена таким гоголевским произведением, как «Ночь перед Рождеством». Если у английского писателя финалом была победа света над мраком, нравственное перерождение героев, то в отечественной литературе - трагические финалы. Специфика диккенсовской традиции требовала счастливого финала, утверждающего торжество добра и справедливости, напоминающего о евангельском чуде и создающего рождественскую чудесную атмосферу.

В противовес западной традиции в России создавались более реалистичные произведения, которые сочетали евангельские мотивы и основную жанровую специфику святочного рассказа. Часто в структуру русского святочного рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика. Наиболее значительными произведениями  русских писателей, написанных в жанре святочного рассказа, являлись:   «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского, рождественские рассказы А.П.Чехова ( например, «Мальчики», "Ванька").

 

 

 

 

 

 

2.История развития  и становления жанра святочного  рассказа в России.

Остановимся на истории развития святочного рассказа в России. Сама история возникновения и развития жанровой формы святочного рассказа не менее увлекательна, чем его шедевры. 

История святочного рассказа прослеживается в русской литературе на протяжении трех веков — от XVIII века и до настоящего времени, однако окончательное становление и расцвет его наблюдается в последней четверти XIX века — в период активного роста и демократизации периодической печати и формирования так называемой «малой» прессы [4].

Святочный рассказ в России развивался в двух направлениях: фольклорном и литературном.

1.Фольклорная  традиция

На Руси предшественниками литературного святочного рассказа явились устные истории, или былички, рассказываемые обычно в деревнях в святочные вечера. Святочные рассказы представляли собой образцы почти совсем не изученной календарной словесности — особого рода текстов, потребление которых приурочивалось к определенному календарному времени, когда только и оказывается возможным их благотворное воздействие на читателя. Первые святочные рассказы появились на страницах уникального в своем роде журнала XVIII века «И то и сио». Его издатель, М. Д. Чулков, помещал здесь самые разнообразные материалы по этнографии: песни, пословицы, поговорки.

Святки, период с Рождества до Крещения, считались одним из самых больших и шумных праздников крестьянского быта, сочетавших в себе буйное веселье и страх человека перед силами тьмы. По народным представлениям, злые духи приобретали в это время особую власть и свободно расхаживали по земле. Однако, по общему мнению, они могли не только вредить, но и обладали знанием о будущем; преодолев страх, человек пытался узнать у них свою судьбу. Для того чтобы духи ответили на самый интересный вопрос - а это обычно вопрос о будущем замужестве - существовало множество гаданий. Часто они сопровождались страшными историями - о сбывшемся гадании, о вывораживании суженого, о столкновении с нечистой силой. Пожилые, опытные женщины рассказывали их молоденьким гадальщицам. Потом отголоски подобных сюжетов перейдут в литературный святочный рассказ. Тексты, в которых прослеживается связь с устными народными святочными историями, наглядно демонстрируют приемы усвоения литературой устной традиции и «олитературивания» фольклорных сюжетов, содержательно связанных с семантикой народных святок и христианского праздника Рождества.

Но существенное отличие литературного святочного рассказа от фольклорного состоит в характере изображения и трактовке кульминационного святочного эпизода. Непременной чертой фольклорных рассказов была установка на реальность произошедшего [16].

2. Литературная  традиция

Основателем жанра святочного рассказа принято считать Чарльза Диккенса, который задал основные постулаты «рождественской философии»: ценность человеческой души, тема памяти и забвения, любви к «человеку во грехе», детства. В середине XIX века он сочинил несколько рождественских повестей.

Традиция Чарльза Диккенса была воспринята как европейской, так и русской литературой.

Конфликт в рассказах Диккенса строится не на столкновении человека с потусторонним злым миром, а на том сдвиге в сознании, который происходит в человеке, в силу определенных обстоятельств усомнившемся в своем неверии в потусторонний мир.

В.Е. Душечкина отмечает, что по-настоящему интересен литераторам народный мир стал в 19 веке. Романтики  века ценили всякое своеобразие и в чужой культуре, и в родной. Романтиков завораживала мистическая аура святок, позволяющая развивать сюжеты в близком для романтизма направлении - фантастика, тайна, соприкосновение с потусторонними силами. К описаниям страшных гаданий обращался В.Жуковский в балладе «Светлана».

Сюжет типа «Ночи перед Рождеством» Гоголя встречается достаточно редко. А между тем именно сверхъестественное — главная тема таких рассказов. Однако то, что может показаться героям сверхъестественным, фантастичным, чаще всего получает вполне реальное объяснение.

Писатели, которые давали оригинальную и неожиданную трактовку «сверхъестественного» события, «нечистой силы», «рождественского чуда» и других основополагающих для святочной литературы компонентов, смогли выйти за пределы привычного круговорота святочных сюжетов. Таковы «святочные» шедевры Н.С.Лескова — «Отборное зерно», «Маленькая ошибка», «Штопальщик» — о специфике «русского чуда». Таковы и рассказы Чехова — «Ванька», «На пути», «Бабье царство» — о возможной, но так и не состоявшейся встрече на Рождество.

Их достижения в жанре святочного рассказа поддерживали и развивали Куприн, Бунин, Андреев, Ремизов, Сологуб и многие другие писатели, обращавшиеся к нему, чтобы в очередной раз, но под своим углом зрения, в свойственной каждому из них манере, напомнить широкому читателю о праздниках, высвечивающих смысл человеческого существования [ 4].

Н. С. Лесков замечал в письме критику Суворину: «Форма рождественского рассказа сильно поизносилась…»

На собственном святочным творчеством Лесков доказал жизненность жанра, выявив его нераскрытые возможности, способность к саморазвитию « от святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был  приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел  какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно  весело… Святочный рассказ, находясь во всех его рамках, все-таки может видоизменяться и представлять любопытное   разнообразие, отражая в себе и свое время и нравы». Именно Лескову во многом принадлежит заслуга возрождения святочного жанра в русской литературе .

Информация о работе Трансформация святочного рассказа на материале творчества Ф.М. Достоевского, М.Горького. А.П. Чехова