В.Кравивин Тема детства в повести "Оруженосец Кашка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 18:14, реферат

Краткое описание

Владислав Петрович Крапивин родился и вырос на берегах р.Туры в Тюмени. Выходец из педагогической семьи, он и сам одно время мечтал пойти в педагогический институт, но тяга к творческому самовыражению взяла верх. После окончания школы он поступил на факультет журналистики в Свердловский университет, и уже в студенческие годы стал сотрудничать в ряде местных периодических изданий. Но и любовь к миру детства не отпускала — примерно в то же время начинается его дружба с ребятами-подростками: совместные походы, занятия фехтованием наталкивают на идею создать детский клуб на основе самоорганизации.

Вложенные файлы: 1 файл

Оруженосец Кашка.docx

— 218.41 Кб (Скачать файл)

 

Владислав Петрович Крапивин родился и вырос на берегах р.Туры в Тюмени. Выходец из педагогической семьи, он и сам одно время мечтал пойти в педагогический институт, но тяга к творческому самовыражению взяла верх. После окончания школы он поступил на факультет журналистики в Свердловский университет, и уже в студенческие годы стал сотрудничать в ряде местных периодических изданий. Но и любовь к миру детства не отпускала — примерно в то же время начинается его дружба с ребятами-подростками: совместные походы, занятия фехтованием наталкивают на идею создать детский клуб на основе самоорганизации. Так родился отряд «Каравелла», объединяющий всех, кто стремится жить насыщенной творческой жизнью (из рядов «Каравеллы» вышло немало известных сегодня деятелей науки и искусства, среди которых и детские писатели Н.Соломко, И.Тяглов).

Первые книги Крапивина («Рейс  «Ориона», «Брат, которому семь») появились, когда писателю было всего 25 лет, но тем не менее они сразу были отмечены читателями и критиками. За ними последовали «Палочки для Васькиного барабана», «Звезды под дождем», «Оруженосец Кашка», «Всадники со станции Роса», «Мальчик со шпагой» и многие другие.

Отвечая на вопрос о том, почему он выбрал основным занятием в жизни  именно детскую литературу, Крапивин неизменно отвечает — «Дети обычно скорее хотят стать взрослыми, а  мне наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство... Не хватало собственного детства из-за войны, наверное, поэтому  и стал писать о ребятах и для  ребят», и еще — «Мне всегда двенадцать лет»...

До конца 70-х гг в творчестве Крапивина преобладала реалистическая линия: все его произведения этого времени по-своему продолжают гайдаровскую традицию романтического подхода к изображению мира детства. Барабаны, паруса, шпаги — неизменные атрибуты его книг, выросшие до уровня символа. Романтика — в крови крапивинских героев, которые умеют мечтать, ощущая зов дальних дорог и островов. В своих произведениях Крапивин создал легко узнаваемый образ подростка: его мальчишки — «мятежники, повстанцы, защитники, воины, романтики». Они отличаются нравственной чистотой, справедливостью, обостренным чувством собственного достоинства. Не менее важно, что они энергичны в утверждении своего взгляда на мир, жизненной позиции, способны на Поступок, мужественны и последовательны. Может быть, поэтому герои Крапивина часто «лезут в разные истории», чтобы защитить свою честь и спасти кого-то от «молний».

Ощущение достоверности происходящего  и его значительности усиливается  оттого, что автор не скрывает ни от героев, ни от читателей жестокой правды жизни: у его мальчишек  часто происходят конфликты с  окружающими, нередко они вступают в стычки с хулиганами, даже бандитами. Жесткость авторской позиции предельна — иногда его герои погибают — третьеклассник Воробьев («Та сторона, где ветер») ценой собственной жизни спасает малышей, оказавшихся на сползающем с обрыва пласте льда, жестоким избиением Кирилла Векшина заканчивается повесть «Колыбельная для брата». Причем ребята редко получают благодарность за свою отвагу — так Сережу Каховского, выступившего против озлобленной бандитской группировки в защиту малышей, осуждают на совете отряда «за возмутительное поведение». И это закономерно — крапивинские мальчишки часто оказываются «нарушителями дисциплины» и «возмутителями спокойствия», они не удобны обывателям своей активностью, чувством сопричастности всему происходящему.

Герои Крапивина — дети разных возрастов, но их объединяет сходство взглядов на жизнь и окружающий мир. Почти во всех произведениях писателя старшие дружат с младшими и опекают их («Та сторона, где ветер», «Оруженосец Кашка», «Валькины друзья и паруса», «Колыбельная для брата»). Герой-подросток оказывается тем старшим другом, которому дано облегчить младшим болезненность и трудность взросления. По сути дела, мир крапивинского детства — мир без взрослых: их присутствие на страницах произведений, участие в действии предельно ограничено и носит часто негативный по отношению к детям характер. Подростки же оказываются мудрыми наставниками и друзьями, которые помнят еще свою беспомощность перед лицом зла и несправедливости, и всегда готовы прийти на помощь.

Крапивин — один из самых парадоксальных авторов современной детской и юношеской литературы. При всей своей колоссальной известности этот автор на удивление мало исследован серьезной критикой.

Сам же писатель предельно сдержан  в выcказываниях по поводу собственной творческой концепции и оставляет свободу толкования написанного читателям — «no comment».

В 2010 году Владислав Петрович Крапивин награжден Почетным дипломом Премии Ганса Христиана Андерсена «по совокупности» созданных произведений. Дипломом также награжден двухтомник В. Крапивина «Белые башни родины», выпущенный Издательством Тюменского государственного университета, как лучшее российское издание для детей. Вручение диплома состоится в сентябре 2010 г. в Испании.

«Оруженосец Кашка»

повесть, 1966 год;

 

Повесть о рыцарях - лихих  и смелых стрелках из лука, живущих  в пионерском лагере "Синие камни". О шестикласснике Володе и о его восьмилетнем оруженосце Кашке, у которого верное и смелое сердце. ...

Повесть начинается турниром лучников, в котором  одному из «рыцарей» в оруженосцы достается нескладный мальчишка  Кашка. Так начинается настоящая дружба между двумя мальчишками, которой вовсе не препятствует разница в возрасте.

Один из первых романов Крапивина  повествует о двух мальчуганах, которым  довелось в лагере участвовать в  соревнованиях по стрельбе из лука.

Старший, Володя, сначала противился, тому что ему подсунули такого аморфного оруженосца Аркадия, Аркашку (или попросту Кашку), ну а потом сдружился с малым. Роман полон воспоминаний о других историях, которые случались с героями до встречи в лагере, историй которые в полной мере раскрывают характер Володи и Аркадия, и их взаимоотношения со сверстниками. Становится понятно, почему такие разные ребята стали друзьями после стрелкового турнира.

Как обычно у Мастера, все очень  трогательно и знакомо. Крапивин лучше любого другого автора может  в нескольких предложениях полностью  описать любого персонажа, выделив  в нем именно те основные особенности, которые будут однозначно определять характер человека. При этом все  герои получаются уникальные. И среди  них нет кардинально плохих, нет  и идеальных, но все они особенные  и запоминающиеся. Кашку  запомнаешь вместе с его парашютистом и выкрашенными масляной краской стрелами. Володю с его рогаткой и бесстрашием, а Райку с ее первой детской любовью, ради которой можно и стрелу пустить мимо в самый ответственный момент.

Романтика первых отношений, ностальгия по пионерлагерям, друзья, которые после  смены уезжают домой, навсегда. Тогда  все это воспринималось предельно  серьезно, ну а сейчас, читая Крапивина, нам дается прекрасная возможность  вспомнить свое беззаботное детство  и сравнить его с теми историями, что рассказывает автор.

Это история о двух молодых судьбах, слившихся воедино. История не о  любви, а о дружбе. Той самой  дружбе, о которой говорят, что  она настоящая.

Кашка — маленький мальчик, замкнутый  в таком же маленьком мире. Его  душа жаждет приключений, но жизнь складывается так, что ему даже не с кем поделиться своими идеями...

Эпизоды истории Кашки показывают, насколько он нуждается в друге. Альпинист местный забияка, и  простые люди, проезжающие мимо на поезде и никогда больше не возвращающиеся — все эти персонажи, мелькающие и исчезающие, являются ключевыми  элементами для понимания внутренней жизни Кашки.

А история Володи — это история  мальчика, полного сил и сугубо мальчишеских амбиций. Он наверное, нуждался в чем-то большем. Понять, в чем именно — значит попытаться осознать чувства.

Невольно вспомнилась трилогия Льва Толстого «Детство, Отрочество, Юность». Детские впечатления, переходный возраст, ложные идеалы, первые чувства. Здесь  тоже всё это есть. Пусть не с  таким тонким психологизмом. Но, как  мне кажется, с более тонкой духовной основой. С этим огнем, полыхающем в душах маленьких мальчиков. Мы не можем на примере героев судить о детях в целом, но мы можем говорить о том, что же такое свет, который мы можем принять вместе с человеком, который просто-напросто «следует попятам».

И не могу не упомянуть шарм пионерских лагерей. Повесть, к тому же, очень  летняя, хоть многие из сцен (не без  идеи) и промокли от дождя.

Костер — как живой, он похож  на жар-птицу,

Она мне сегодня, наверное, приснится... (с) Оруженосец Кашка.

В начале повести показывают летний лагерь, в котором всё должно подчиняться строгому контролю и распорядку дня. Естественно, это совершенно не нравится детям, им очень скучно, они пытаются найти себе интересное занятие. А это в свою очередь не нравится тем, кто за ними следит. Им хотелось бы, чтобы дети вели себя тихо и слушались, не нарушали правила. Ага, конечно! Это попросту невозможно. Хорошо, что находятся люди вроде вожатого Серёжи, которые все это понимают и направляют энергию детей в безопасное русло, делая всех довольными.

Основная идея повести -- зарождение дружбы между очень разными людьми. Идея совершенно не нова, ещё со времён появления человечества противоположности притягивались друг к другу, не смотря на множество ссор и конфликтов, возникающих между ними из-за непонимания. Но Крапивин, естественно, написал замечательно, как же еще. Сначала рассказал читателям о каждом герое отдельно, познакомил нас с ними, чтобы все поняли, что люди это, действительно, разные. Но как и любых людей у них, конечно же, нашлось и немало общего.

Главные герои: мечтательный Кашка и практичный Володя. Волею  умного вожатого Сергея они оказываются  в тандеме, в лагере устраивают соревнования по стрельбе из лука, Володя -- стрелок, а Кашка -- его оруженосец. Он очень хочет, чтобы Володя победил. Это замечательно, когда человек искренне желает удачи другому человеку, своему другу.

Крапивин очень объективен. Он показывает картину в целом, каждого  человека в отдельности. Никто из них не понимает, что творится в  мозгах других людей, и что вообще, собственно, происходит. Из-за этого, кстати, возникает очень много проблем, всё как в жизни. А Крапивин все это знает, но не говорит прямым текстом, передает информацию через  своих персонажей.


Умеет Крапивин писать для  мальчишек. Он чувствует мальчишек, он знает их беды и радости, надежды  и разочарования. Большинство мальчишек  выросли и забыли их, а он помнит. Да ещё и интересно о них  пишет. Но книги Крапивина должны попасть к мальчишке вовремя, тогда они останутся в его  памяти навсегда. 
"Оруженосец Кашка" - одна из таких книг. Маленький Кашка случайно попадает в оруженосцы Володи на рыцарском турнире стрелков из лука в пионерском лагере. Он так хочет подружиться со старшим товарищем Володей, который для него является примером, что не смотря на разницу в возрасте у него это получается. В то же время в книге возвышается искренность, честность, благородство и осуждается жадность, трусость, бессмысленный гнев. Но это делается не прямо, а через переживания главных героев книги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы 
1. Гопман В. Все начинается с детства. // Газета «Книжное обозрение», 13.10.1998. 
2. Зубарева Е. Надо мечтать. // Детская литература, 1980. 
3. Зубарева Е.Е. Детская литература. - М.: Высшая школа, 2004.  
4. Крапивин В. П. В ночь большого прилива // «Уральский следопыт» ,1977. 
5. Крапивин В. П. Далекие горнисты // «Пионер», 1970.  
6. Крапивин В. П. Дети синего фламинго // «Уральский следопыт», 1981.  
7. Крапивин В. П. Летчик для особых поручений // «Уральский следопыт», 1973.  
8. Крапивин В. П. Старый дом // «Урал», 1970.  
19. Крапивин В. П. Баркентина с именем звезды // «Уральский следопыт», 1971.  
10. Крапивин В. П. Я иду встречать брата // «Уральский следопыт», 1962.

11. Мешавкин С. Мальчишки Вселенной // Урал. 1988

12. Петухова А. Друг, которому семь // Детская литература. - М., 1974.


Информация о работе В.Кравивин Тема детства в повести "Оруженосец Кашка"