Анализ стихотворения Фета "Сияала ночь"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 22:27, сочинение

Краткое описание

Тема любви ярко прозвучала в относящемся к поздней лирике Фета стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…». Это стихотворение было написано 2 августа 1877 года. Оно посвящено непосредственно музыке и пению, и поэтому автор относит его к циклу «Мелодии».

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ стихотворения Сияла ночь.docx

— 17.21 Кб (Скачать файл)

 

Анализ стихотворения  А. А. Фета

 «Сияла ночь. Над луной  был полон сад. Лежали…».

 

Год написания.

Тема любви ярко прозвучала в относящемся к поздней лирике Фета стихотворении «Сияла ночь. Луной  был полон сад. Лежали…». Это стихотворение  было написано 2 августа 1877 года. Оно  посвящено непосредственно музыке и пению, и поэтому автор относит  его к циклу «Мелодии».

 

Стихотворный  размер.

Шестистопный ямб.

 

Музыкальность произведения.

Музыкальность этого произведения достигается с помощью повторов на разных уровнях поэтического текста. Так, в лирическом синтаксисе присутствуют анафоры( И…И…, Что…Что…) параллельные конструкции в пределах строфы(«Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь; А жизни нет конца, и цели нет иной»….). Фет сопоставляет близкие по звуковому составу слова – «вздохах звучных» - придающие стихотворению дополнительные смысловые и эмоциональные «обертоны». Здесь используются фонетические приемы ассонанса (повтор звуков [а], [о]), аллитерации (повтор звука [р] в строке «Рояль был весь раскрыт и струны в нем дрожали»).

Композиция стихотворения также  способствует его мелодичности. В  этом лирическом монологе автор использует прием кольца. В строке «Тебя любить, обнять и плакать над тобой», которая  обрамляет произведение, Фет выражает главные чувства героя: восторг  и преклонение перед силой  вокального искусства.

Безусловно, музыкальность стихотворения  продиктована и его темой. Ведь это  произведение не только о любви и  о природе, оно прежде всего о чудесном пении, о голосе, который рождает множество ярких переживаний:

Сияла ночь. Луной был  полон сад. Лежали

Лучи у наших ног  в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас  за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что  нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и  плакать над тобой.

Фет не изображает определенный пейзаж или интерьер, но все сливается  у него в прекрасной гармонии. Поэт создает целостную динамичную картину, в которой сразу предстают  впечатления и зрительные, и слуховые, и осязательные, и чувственные. Обобщение  и соединение образов природы, любви, музыки помогают поэту выразить всю  полноту радости восприятия бытия.

 

 

Композиция произведения.

Стихотворение состоит из четырех четверостиший, оно необыкновенно 

музыкально, у каждой строфы своя звукопись:

Сияла ночь. Луной был  полон сад. Лежали

Лучи у наших ног  в гостиной без огней,

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас  за песнею твоей.

В первой строфе создается атмосфера  свидания. Здесь поэт использует

образ лунной ночи, превращая  его в символ любовного свидания.

Первая строка необычайно красива: «Сияла ночь. Луной был 

полон сад». Мгновенно возникает  в воображении эта волшебная  ночь

и волшебный сад. Сравнение  струн рояля с дрожью человеческих

сердец передает волнение свидания.

Вторая строфа наполнена слезами  любви и страдания:

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что  нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и  плакать над тобой.

В первых двух строчках героиня воспринимается сквозь призму

ощущений лирического героя, для которого она сама любовь. Вторые

две строки - чувства самого героя, готового раствориться в любви.

Но как все в жизни непостоянно! Любовь не состоялась, остались

воспоминания.

Четвертое четверостишие можно разделить на две части: первая часть - прошлое, вторая часть - настоящее. Между первой и второй частью стихотворения прошло много лет:

И много лет прошло томительных  и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах  этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.

«Томительная и скучная» жизнь  здесь как контраст к тому упоительному

вечеру, к тому любовному  свиданию. Скучная жизнь и вечер 

любви - это противопоставление усиливает впечатление о свидании,

где лирический герой чувствует, что она «одна - вся жизнь, и  вся 

любовь».

И голос певицы унес далеко-далеко все муки и страдания, и волшебные 

звуки исцелили сердечные  жгучие муки:

А жизни нет конца, и  цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и  плакать над тобой.

И вновь жизнь «томительная и  скучная» наполняется живительной

силой любви, возвращающей героя  к состоянию любви-страдания,

но страдания, возрождающего  душу.


Информация о работе Анализ стихотворения Фета "Сияала ночь"