Все в этом стихотворении
робко и темно, зыбко и туманно…
И все это — знаки "нездешних
надежд" на вселенское "непостижимое
чудо", на явление Вечной Девы,
Прекрасной Дамы, в образе которой
для Блока воплощалось некое
всеединое божественное начало,
долженствующее "спасти мир"
и возродить человечество к
новой, совершенной жизни. Вместе
с ожиданием чистой и светлой
любви, Вечной Женственности лирический
герой ощущает одиночество, тоску,
жажду встречи с ней, но и
боязнь того, что она окажется
не такой, какой представляется
ему. Герой начинает опасаться,
что их воссоединение, то есть
приход Прекрасной Дамы в настоящую
жизнь, реальность, может обернуться
душевной катастрофой для него
самого.
Если образы
ранних стихов Блока живут
лишь в божественном, романтическом
мире, то в этом стихотворении
жизнь наложила на все свой
отпечаток. Почти ушли юношеская
восторженность и романтизм, а
вместо него появился серый,
обыденный мир. И не только
появился, но и занял свое главенствующее
место. А мир фантазии, мир мечты
обратился в легкую дымку вокруг
образа. Постепенно чувствуется
раздвоенность и восприятие образа
женщины через призму двух
миров: близкого и скорбного
“здесь” и лучшего, прекрасного
“там”. Так, вечная женственность
и мудрость соединятся воедино
со скорбной реальностью. Душа
— ореол, идущий изнутри, окружает
земную оболочку прозрачной хрупкой
дымкой. Именно в ней и заключена
та вечная прелесть женщины,
которую воспевали поэты всех
веков. И это соединение двух
миров возносит женщину в глазах
поэта на пьедестал богини.
Она близка, вполне
реальна и в то же время
недосягаема, как божество. “...Я
знаю — ты здесь, ты близко
— ты там”. Возможно, что именно
эта удивительная способность
видеть в женском образе божественное
начало во многом определила
отношение Блока к женщине.
Живя реальной жизнью, среди людей,
он отчетливо видел, как быт
и серая обыденность давят
на женщину и губят в ней
тот светлый образ, воплощение
которого в жизни он искал.
Возникает образ женщины на
фоне социальных проблем, и
горькая действительность все
более плотно окружает пыльной
завесой “светлый образ”.