Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:21, реферат
Матрёна Васильевна - главная героиня рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». Ей было около шестидесяти лет. Жила она в деревне Тальново, которая находилась недалеко от торфоразработки.
Я считаю, что Матрена Васильевна была нужным человеком в селе, потому что она всегда приходила всем на помощь. А главное, что от ее помощи была какая-то помощь. Ведь можно помогать без какого-либо результата, просто так, чтобы показаться. Но Матрена Васильевна не такая. Её помощь искренняя, от чистого сердца, а значит с пользой.
Лучшие стороны характера Матрены Васильевны раскрывают несколько эпизодов. В первую очередь, это эпизод, в
Анализ рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор».
Матрёна Васильевна
- главная героиня рассказа А.И.Солженицына
«Матренин двор». Ей было около шестидесяти
лет. Жила она в деревне Тальново, которая
находилась недалеко от торфоразработки.
Я считаю, что Матрена Васильевна была
нужным человеком в селе, потому что она
всегда приходила всем на помощь. А главное,
что от ее помощи была какая-то помощь.
Ведь можно помогать без какого-либо результата,
просто так, чтобы показаться. Но Матрена
Васильевна не такая. Её помощь искренняя,
от чистого сердца, а значит с пользой.
Лучшие стороны характера Матрены Васильевны
раскрывают несколько эпизодов. В первую
очередь, это эпизод, в котором Фаддей
с сыновьями ломают горницу Матрены Васильевны,
которую она решила отдать Кире. Автор
говорит: «Ни труда, ни добра своего не
жалела Матрена никогда».
Ещё такие небольшие, но важные для раскрытия
характера героини, эпизоды, как просьба
жены председателя помочь колхозу, просьба
соседки докопать картошку. И во всех эпизодах
Матрёну просят чем-нибудь помочь, что-нибудь
сделать. А она не отказывается, помогает,
даже если больна, и не берёт ничего взамен,
ни единой копейки не взяла за всю свою
работу.
Матрена Васильевна была «в ладах с совестью
своей». Её душа была открыта для каждого,
внутренне она была чиста, как ребёнок.
Автор сказал про таких людей, что у них»
всегда лица хорошие», то есть они добрые,
чистосердечные, доступные окружающим.
И эта доброта довела Матрену Васильевну
до гибели. Люди не смогли понять ее, ее
внутренний мир, душу. Они использовали
ее помощь, ее стремление к труду для реализации
своих личных целей, даже не пытаясь, ничего
дать взамен. Нет, не деньги, не продукты,
а понимание, уважение – вот чего ждала
Матрена Васильевна, но не дождалась.
Никому она не рассказывала о своей нелегкой
жизни, боясь, я думаю, показаться слабой
на глазах у людей. Все ее дети умерли,
муж пропал на войне. Не было у нее любви,
никто ее не любил. И она отдала себя труду,
заботе об окружающих. И я считаю, что автор
прав, назвав Матрену праведником, потому
что она «есть… тот самый праведник, без
которого… не стоит село».
Смысл названия рассказа, я думаю, заключается
в том, что без Матрены Васильевны в деревне
Тальново нормальной жизни не будет. Она
была центром всего происходящего, она
добавляла частицу себя во всю деревенскую
жизнь, работу. Её можно по праву считать
хозяйкой, ведь даже начальство, которое
по сути дела и должно помогать всем обращаюсь
за помощью именно в Матрене, «без Матрены
не обходилась ни одна пахота огорода»,
без Матрены ничего не обходилось.
А ещё можно сказать, что Матренин двор
– это ее дом, после разрушения, которого
разрушается и ее жизнь, двор бескорыстия,
праведничества.
Без таких людей погибнет Русь.
«Не стоит село без праведника» (по рассказу «Матренин двор» )
И мыслить устаю.
Я, сделав шаг
От легкой грусти
В мир
Ужасающих предчувствий
Над черной бездною стою.
В. Федоров
Александр Исаевич Солженицын пришел
в литературу в шестидесятые годы много
видевшим и пережившим, со сложившимся
характером и своей темой. Первый его рассказ
“Один день из жизни Ивана Денисовича”
произвел эффект разорвавшейся бомбы.
Рассказ “Матренин двор” иного плана,
но автор, как и в первом произведении,
исследует психологию человека. Особенностью
прозы Солженицына является внимание
к малейшим деталям. Говоря о своих героях,
автор отмечает обидные несуразицы: люди
живут в поселке Торфопродукт, а вынуждены
воровать топливо, так как купить его официально
невозможно. Всю жизнь Матрена Васильевна
работала в колхозе, но пенсию не заработала
— это ведь не завод. Пенсию можно выхлопотать
за мужа, но он пропал одиннадцать лет
назад, в войну. Справок надо собрать уйму,
а будет ли толк? “Иззаботилась я”,— жалуется
Матрена постояльцу. Но недолго тужит
эта женщина. Она стремится обрести душевное
равновесие, настроение поднимает работой.
А забот много: торфа заготовить на долгую
зиму, сена накосить по разным неудобам.
Когда со всем справиться старому человеку?!
До сих пор время от времени зовут помочь
колхозу, соседям — никому не отказывает
Матрена Васильевна. “Товарищ Григорьева!
Надо будет помочь колхозу! Надо будет
завтра ехать навоз вывозить!” Но не хочет
автор превращать свою героиню в идеал.
Она такая, какая есть, с недостатками
и предрассудками, живой реальный человек.
“Боялась она пожара, молоньи и почему-то
поезда...”
Мало видела хорошего в жизни, больше было
потерь и страданий: родила и похоронила
шестерых детей, муж не вернулся с последней
войны... Вся деревня решила, что на Матрене
порча. Но человек так устроен, что не может
все время только страдать и мучаться.
Находит светлые стороны жизни и Матрена.
Пенсию дали, пусть небольшую, но постоянную.
Квартирант платит, да от школы добавляют.
Жить бы Матрене спокойно хоть на старости
лет. Да не та судьба досталась.
Родственники мужа одолели, требуют отдать
горницу на обзаведение хозяйства молодым.
Не жалко Матрене имущества, как никогда
не жалела для других, но “страшно ломать
крышу, под которой прожила сорок лет”.
Не зря теснились в душе героини смутные
предчувствия. Как-то “порушилась жизнь
вместе с горницей”. Ходила хозяйка в
эти дни “как потерянная”. А с горницей
сделали все по-русски, тяп-ляп, лишь бы
увезти. Людская жадность привела к трагедии.
Так всегда бывает: одно наслаивается
на другое. Фаддей пожадничал хороший
лес дать на сани, тракторист захотел все
в одну ходку увезти... и погибли люди. “Нет
Матрены. Убит родной человек”,— горестно
отмечает автор.
Живя под одной крышей с этой женщиной,
не задумывался он, каким замечательным
человеком она была. Только теперь стал
осознавать, что трудолюбива была, сердечна
и как-то особенно бескорыстна.
Осуждают ее соседи, не понимая, что не
недостатки это Матрены, а достоинства
ее.
Автор откровенно любуется языком героини,
включающим диалектные слова. “Дуэль”,—
говорит она о сильном ветре. Порчу называет
“порция”. Сохранила эта женщина душу
светлую, отзывчивое сердце, но кто оценит
ее? Разве что воспитанница Кира да постоялец,
а большинству и невдомек, что жила среди
них “праведница”, прекрасной души человек!
Читая рассказ Солженицына, невольно думаешь,
что сродни его героиня некрасовским женщинам
— трудолюбивым и стойким, на каких мир
всегда держался.
Проблема нравственного
выбора в рассказе А.И. Солженицына
"Матренин двор"
Рассказ Солженицына «Матрёнин двор»
повествует о жизни деревни в пятидесятые
годы. Писатель изображает, как изменяются
нравственные идеалы, жизнь людей с приходом
колхозов и повсеместной коллективизации.
Он показывает кризис русской деревни,
раскулачивание крестьян. Люди были лишены
собственности, потеряли стимул к работе.
Жизнь крестьянства, его быт и нравы –
всё это очень хорошо можно понять, прочитав
это произведение. Главный герой в нём
– сам автор. Это человек, который отсидел
в лагерях большой срок, и который хочет
вернуться в Россию. Но не в ту Россию,
которая была изуродована коллективизацией,
а в глухую деревню, в первозданный мир,
где будет прекрасная природа.
Но он разочаровался, в деревне та же социальная
нищета: «Увы, там не пекли хлеба. Там не
торговали ничем съестным. Вся деревня
волокла снедь мешками из областного города».
Объездив несколько деревень, ему стала
люба та, где жила женщина лет шестидесяти,
Матрёна. Крестьянство здесь утратило
многовековые хозяйственные и культурные
традиции. Автор видит дом своей хозяйки
Матрёны. В этом доме можно жить только
летом, да и то в хорошую погоду: «однако
изгнивала щепа, посерели от старости
брёвна сруба и ворота, когда-то могучие,
и проредилась их обвершка». Быт ужаснейший:
бегают тараканы и мыши. Людям в деревне
Торфопродукт нечего есть. Матрёна спрашивает,
что приготовить на обед, но, кроме «картови»
и «супа картонного», ничего нет. Но, несмотря
на такую тяжёлую жизнь, Матрёна выбирает
жизнь праведника.
Перед каждым человеком в жизни предстаёт
выбор. Каждый решает, как жить в нашем
суровом мире. Одни помогают окружающим,
другие свою жизнь мыслят лишь желанием
собственного счастья, иногда даже принося
вред людям. Главная героиня же выбирает
праведничество, заключающееся в безответной
помощи окружающим. Это её нравственный
выбор.
Автор ценит в Матрёне доброту, простоту,
кротость и видит необыкновенную красоту
души. Всё её существование было заключено
в труде, бескорыстной помощи подругам,
золовкам, соседям: «Но не колхоз только,
а любая родственница дальняя или просто
соседка приходила тоже к Матрёне с вечера
и говорила:
- Завтра, Матрёна, придёшь мне пособить.
Картошку будем докапывать». Тогда бросала
все дела и помогала, а потом ещё искренне
радовалась, что картошка крупная.
Жизнь главной героини не так уж легка.
Потеряв на войне мужа, схоронив шестерых
детей, она не утеряла нравственных идеалов.
Сама не стремилась к накопительству,
не гналась за модой. Проработав в колхозе
четверть века, Матрёна не получала пенсии,
так как пенсии полагались только заводским
рабочим: «Была она одинокая кругом, а
тех пор, как стала сильно болеть – и из
колхоза её отпустили. Наворочено было
много несправедливостей с Матрёной: она
была больна, но не считалась инвалидом;
она четверть века проработала в колхозе,
но потому что не на заводе – не полагалось
ей пенсии…»
Богатство не принадлежит народу, все
стали рабами в руках государства. Происходит
замена нравственных ценностей: вместо
добра ими становятся богатство и жажда
наживы. Но Матрёна не утратила своих жизненных
стремлений и духовных ориентиров. Ещё
при её жизни родня начинает делить горницу.
Желая помочь своей воспитаннице Кире,
Матрёна отдаёт брёвна горницы Кире и
даже сама помогает перевозить их. Трактор,
перевозя разобранную горницу, попадает
под поезд, и героиня умирает: «На рассвете
женщины привезли с переезда на санках
под накинутым грязным мешком – всё, что
осталось от Матрёны.… Всё было месиво
– ни ног, ни половины туловища, ни левой
руки». Даже погибает, делая доброе дело.
Такова праведница Матрёна.
Потеряв же эту прекрасную женщину, общество
продолжает нравственно деградировать.
Фаддей, который в прошлом любил Матрёну,
не горюет о её смерти, а лишь думает, как
бы сохранить оставшиеся брёвна. Так люди
утрачивают моральные ценности. Даже на
поминках все пьют, а, напившись, начинают
петь песни, несётся брань. Родственникам,
самым близким людям безразлична скорбь
об ушедшей Матрёне. И только автор, живший
с ней, смог увидеть в ней настоящего праведника:
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что
есть она тот самый праведник, без которого,
по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша».
Этими словами и заканчивается рассказ.
В своём произведении Солженицын показал
нам среду, в которой живут люди. Именно
среда доводит их до жадности и потери
нравственных ценностей. Люди портятся
и становятся жестокими. Матрёна же сохранила
в себе человека. Автором прекрасно показаны
её русский характер, её доброта, сочувствие
ко всему живому. Убогий быт не сделал
убогими душу и сердце Матрёны. Увидеть
в простой старушке великую душу, праведника
мог только Солженицын.
Рассказ «Матрёнин двор» призывает не
повторять ошибки прошлого поколения,
чтобы люди стали более гуманными и нравственными.
Ведь это основные ценности человечества!
Информация о работе Анализ рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор»