Андрей Курбский – первый русский диссидент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:30, реферат

Краткое описание

Актуальность её имеет место быть и в настоящем XXI веке. Ведь не так давно, в конце ХХ века, диссидентство в СССР могло дорого стоить человеку того времени. Гонения, репрессии и прочие «радости» советского тоталитаризма погубили многих: как рядовых граждан, так и талантливых, известных личностей. Андрей Курбский – человек, которого одни называют героем и восхваляют, а другие презирают и обвиняют в предательстве. Обществу чаще всего эта личность интересна как литературный персонаж, нежели как политический деятель и писатель. Связано это с тем, что практически все данные и записи о нём дошли до нас со слов и рукописей людей следующих поколений. В основном его образ можно проследить в исторических романах Плотникова и Фёдорова, стихотворениях различных писателей (поэтов), фильмах.

Вложенные файлы: 1 файл

Остальная часть.docx

— 40.84 Кб (Скачать файл)

Труд Тимковского остался неопубликованным, известен только в рукописи и особого влияния на последующую традицию не оказал, хотя и предвосхитил многие высказывания последователей.

Отсюда поколение современников  Карамзина, который, как говорили, открыл русскому обществу его историю, как  Колумб открыл Америку, усвоило миф  о князе Андрее – борце с  деспотизмом. Беглого воеводу полюбили декабристы. В нем они видели своего предшественника.

В знаменитом дореволюционном учебнике для гимназий С.Ф. Платонова Курбский был упомянут как член Избранной рады, который бежал в 1564 году в Литву. После этого началось жестокое гонение на бояр. Упомянута и переписка с царем, в которой князь обвинял монарха в жестокости и несправедливости. Властям, конечно, такие трактовки не нравились, и в более официозном учебнике Д.М. Иловайского акцент делался не на борьбу с тиранией, а на предательские деяния князя.

Образ Курбского оказался востребован и в СССР в период «Оттепели» в связи с ростом в  стране диссидентского движения. Поэт Олег Чухонцев в 1967 году сформулировал  в «Повествовании о Курбском»  вывод, востребованный тайной оппозицией советской власти для самооправдания антигосударственной деятельности: «право на измену присяге», «право на восстание».

На рубеже XX и XXI веков  образ Курбского вновь мелькает на страницах публицистики. Среди  журналистов в последние годы популярно сравнение Курбского  с Борисом Березовским (причем как  комплиментарного, так и обличительного характера). В Интернете можно найти сатирические стихи (под псевдонимом Л. Левин) «Баллада о верном пути», начинающиеся со слов «Бежал Березовский от гнева царя», основанные на аллюзиях известного стихотворения А. Толстого «Князь Курбский от царского гнева бежал...». Встречается и совсем уж неожиданное сравнение Курбского с бывшим олигархом М. Ходорковским (тоже покаялся перед лицом власти) и даже с несостоявшимся кандидатом в президенты 2008 года М. Касьяновым (тоже оппозиционер)

Образ князя-диссидента, обличающего  царя, привлекается в сатирических пародиях политического характера, направленных против тех или иных действий современных российских властей  или политической оппозиции. Например, размещенный в Рунете памфлет  «Эпистола Андрея Курбского царю Иоанну Васильевичу Путину» пародирует Первое послание Курбского Грозному, в котором «Курбский» обвиняет уже  современных правителей России.

Привлекается образ Курбского  и как рупор пропаганды националистических и даже фашистских идей. Это показывает, что данный образ не имеет отношения  к реальному Курбскому и в  наши дни стал шаблонным символом правдолюбца, обличающего власть, причем даже не важно, с каких позиций.

 

Заключение

Как это ни парадоксально, но Андрей Курбский, при всем обилии мифов о нем, как персонаж русской  истории – фигура, изученная недостаточно. Всплеск интереса к Курбскому  был в XIX веке, но эти работы по многим положениям устарели. А в XX веке единственной научной монографией, посвященной  его биографии, был труд немецкого  историка Инги Ауэрбах, вышедший в 1985 году. За последние сто лет отдельные эпизоды его жизни исследовались только в статьях или в общем контексте исследований русской истории XVI века. Сочинения Курбского были объектом пристального внимания и историков, и филологов, а вот история его жизненного пути на этом фоне играла второстепенную роль. 
К сожалению, многие ценные наблюдения и открытия ученых остались невостребованными и незамеченными. Порой, особенно в обобщающих и публицистических трудах, авторы следуют выводам, сделанным не на основе изучения источников, а под влиянием мифов. Память о Курбском, восприятие его образа часто определяется не научными трудами, а – влиянием литературы и культурных стереотипов. Мы знаем Курбского по Карамзину и Пушкину, Толстому и Эйзенштейну, но не реального боярина и воеводу XVI века.

Мы разобрали значение слова «диссидент», выяснили почему этот термин относили к князю Андрею Курбскому, ознакомились с различными точками зрениями о его фигуре и рассмотрели личность на сколько это было возможно с нашими источниками информации.

 

Библиографический список

1. Филюшкин Александр «Князь Курбский» // http://libhistory.ru/book.php?book=248527&page=1

2. Филюшкин А. Эталонный предатель // Родина, 2007г. - №1 - с.23-27

3. Плотников, Николай Сергеевич. Андрей Курбский: ист. роман. - М.: Сов. писатель, 1992.

4. Переписка  Ивана Грозного с Андреем Курбским. - Репр. изд. - М.: Наука, 1993.

5. Филюшкин, А.И. История России с древнейших времен до 1801 года: учебное пособие по дисциплине "Отечественная история" для студ. вузов неисторических спец. - М.: Дрофа, 2004

6. Первый русский диссидент // газета «Культура»,  Георгий Осипов // http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/publications/articles/article0616.html

 


Информация о работе Андрей Курбский – первый русский диссидент