Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:30, реферат
Актуальность её имеет место быть и в настоящем XXI веке. Ведь не так давно, в конце ХХ века, диссидентство в СССР могло дорого стоить человеку того времени. Гонения, репрессии и прочие «радости» советского тоталитаризма погубили многих: как рядовых граждан, так и талантливых, известных личностей. Андрей Курбский – человек, которого одни называют героем и восхваляют, а другие презирают и обвиняют в предательстве. Обществу чаще всего эта личность интересна как литературный персонаж, нежели как политический деятель и писатель. Связано это с тем, что практически все данные и записи о нём дошли до нас со слов и рукописей людей следующих поколений. В основном его образ можно проследить в исторических романах Плотникова и Фёдорова, стихотворениях различных писателей (поэтов), фильмах.
Труд Тимковского остался неопубликованным, известен только в рукописи и особого влияния на последующую традицию не оказал, хотя и предвосхитил многие высказывания последователей.
Отсюда поколение
В знаменитом дореволюционном учебнике для гимназий С.Ф. Платонова Курбский был упомянут как член Избранной рады, который бежал в 1564 году в Литву. После этого началось жестокое гонение на бояр. Упомянута и переписка с царем, в которой князь обвинял монарха в жестокости и несправедливости. Властям, конечно, такие трактовки не нравились, и в более официозном учебнике Д.М. Иловайского акцент делался не на борьбу с тиранией, а на предательские деяния князя.
Образ Курбского оказался
востребован и в СССР в период
«Оттепели» в связи с ростом в
стране диссидентского движения. Поэт
Олег Чухонцев в 1967 году сформулировал
в «Повествовании о Курбском»
вывод, востребованный тайной оппозицией
советской власти для самооправдания
антигосударственной
На рубеже XX и XXI веков образ Курбского вновь мелькает на страницах публицистики. Среди журналистов в последние годы популярно сравнение Курбского с Борисом Березовским (причем как комплиментарного, так и обличительного характера). В Интернете можно найти сатирические стихи (под псевдонимом Л. Левин) «Баллада о верном пути», начинающиеся со слов «Бежал Березовский от гнева царя», основанные на аллюзиях известного стихотворения А. Толстого «Князь Курбский от царского гнева бежал...». Встречается и совсем уж неожиданное сравнение Курбского с бывшим олигархом М. Ходорковским (тоже покаялся перед лицом власти) и даже с несостоявшимся кандидатом в президенты 2008 года М. Касьяновым (тоже оппозиционер)
Образ князя-диссидента, обличающего царя, привлекается в сатирических пародиях политического характера, направленных против тех или иных действий современных российских властей или политической оппозиции. Например, размещенный в Рунете памфлет «Эпистола Андрея Курбского царю Иоанну Васильевичу Путину» пародирует Первое послание Курбского Грозному, в котором «Курбский» обвиняет уже современных правителей России.
Привлекается образ Курбского и как рупор пропаганды националистических и даже фашистских идей. Это показывает, что данный образ не имеет отношения к реальному Курбскому и в наши дни стал шаблонным символом правдолюбца, обличающего власть, причем даже не важно, с каких позиций.
Заключение
Как это ни парадоксально,
но Андрей Курбский, при всем обилии
мифов о нем, как персонаж русской
истории – фигура, изученная недостаточно.
Всплеск интереса к Курбскому
был в XIX веке, но эти работы по многим
положениям устарели. А в XX веке единственной
научной монографией, посвященной
его биографии, был труд немецкого
историка Инги Ауэрбах, вышедший в 1985 году. За последние сто лет отдельные
эпизоды его жизни исследовались только
в статьях или в общем контексте исследований
русской истории XVI века. Сочинения Курбского
были объектом пристального внимания
и историков, и филологов, а вот история
его жизненного пути на этом фоне играла
второстепенную роль.
К сожалению, многие ценные наблюдения
и открытия ученых остались невостребованными
и незамеченными. Порой, особенно в обобщающих
и публицистических трудах, авторы следуют
выводам, сделанным не на основе изучения
источников, а под влиянием мифов. Память
о Курбском, восприятие его образа часто
определяется не научными трудами, а –
влиянием литературы и культурных стереотипов.
Мы знаем Курбского по Карамзину и Пушкину,
Толстому и Эйзенштейну, но не реального
боярина и воеводу XVI века.
Мы разобрали значение слова «диссидент», выяснили почему этот термин относили к князю Андрею Курбскому, ознакомились с различными точками зрениями о его фигуре и рассмотрели личность на сколько это было возможно с нашими источниками информации.
Библиографический список
1. Филюшкин Александр «Князь Курбский»
// http://libhistory.ru/book.php?
2. Филюшкин А. Эталонный предатель // Родина, 2007г. - №1 - с.23-27
3. Плотников, Николай Сергеевич. Андрей Курбский: ист. роман. - М.: Сов. писатель, 1992.
4. Переписка
Ивана Грозного с Андреем
5. Филюшкин, А.И. История России с древнейших времен до 1801 года: учебное пособие по дисциплине "Отечественная история" для студ. вузов неисторических спец. - М.: Дрофа, 2004
6. Первый
русский диссидент // газета «Культура»,
Георгий Осипов // http://www.russkiymir.ru/
Информация о работе Андрей Курбский – первый русский диссидент