Реорганизация юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:08, реферат

Краткое описание

Действующее гражданское законодательство России не определяет, что такое реорганизация юридического лица, фиксируя лишь формы, в которых она может осуществляться.
По смыслу действующего законодательства реорганизация представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………….2
Понятие и признаки реорганизации…………………………………………………………………………………….3
Формы реорганизации…………………………………………………………………………………………………………..6
Правоприемство при реорганизации…………………………………………………………………………………….8
Ограничение реорганизации………………………………………………………………………………………………..11
Список использованной литературы…………………………………………………………………………………….13

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.прхд.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                   Кафедра земельного, экологического и трудового права

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Реорганизация юридических лиц»                   

 

 

 

 

Выполнила: Стаценко Валентина

группа 4107

Проверила:Чикунова Наталья Валентиновна

 

 

 

 

 

 

                                                                      Новосибирск 2013

                                Содержание.

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………….2

Понятие и признаки реорганизации…………………………………………………………………………………….3

Формы реорганизации…………………………………………………………………………………………………………..6

Правоприемство при реорганизации…………………………………………………………………………………….8

Ограничение реорганизации………………………………………………………………………………………………..11

Список использованной литературы…………………………………………………………………………………….13

                                1.Введение

Тема реорганизации  юридических лиц сложна и обширна. Реорганизация - это прекращение  деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.  Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.  И реорганизация, и ликвидация могут осуществляться как добровольно, так и принудительно.

Реорганизация юридического лица может проводиться либо по решению его учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. 

Действующее гражданское  законодательство России не определяет, что такое реорганизация юридического лица, фиксируя лишь формы, в которых  она может осуществляться.

По смыслу действующего законодательства реорганизация представляет собой специфический способ прекращения  действующих и образования новых  юридических лиц (кроме случаев  реорганизации в формах присоединения  и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.

 

 

 

 

 

 

 

 

               2. Понятие и признаки реорганизации

Реорганизация представляет собой одну из форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых. В отличие от ликвидации реорганизация не означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность.  Все его права и обязанности переходят к вновь образованным юридическим лицам - его правопреемникам.

Поскольку реорганизация  всегда связана с имущественным правопреемством между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:  а) в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании);  б) в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении);  в) частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении).

Реорганизация юридического лица может осуществляться только в  соответствии с Гражданским кодексом РФ. В противном случае решение  о реорганизации или ликвидации юридического лица, а также акт  о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации другого юридического лица, признаются судом недействительными.

К юридически значимым признакам  реорганизации можно отнести  следующие:

 универсальное правопреемство  вновь возникших (в случае присоединения  - измененных) юридических лиц, включающее, помимо перехода к преемнику актива, также одну передачу имущественных обязанностей (пассива);

 отсутствие какой  - либо связи (организационно - правовой  или вещной) между реорганизованным  юридическим лицом и его правопреемником  и полная автономия последнего;

 изменение размера  уставного капитала и субъектного  состава участников (в случае  преобразования - только организационно - правовой формы) реорганизуемого  юридического лица;

 все или часть  участников реорганизуемого субъекта  выступают учредителями его правопреемника. 

Реорганизация представляет собой  одну из форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых. В отличие от ликвидации реорганизация  не означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность.

Анализ правовой природы реорганизации  выявил тесную связь этого процесса с элементами учреждения и ликвидации юридических лиц. К учредительским признакам следует отнести формирование уставного капитала, утверждение  учредительных документов и регистрацию вновь возникающего субъекта, а к ликвидационным - закрытие счета реорганизуемых предприятий, снятие их с учета в налоговых органах, исключение из государственного регистра.

В некоторых случаях при реорганизации  следует предварительно получить согласие государственных органов. Необходимость такого согласия (точнее, необходимость представления особых документов) может быть установлена законом. В настоящее время закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. N 948-1 предусматривает либо получение согласия Государственного антимонополистического комитета, либо его обязательное уведомление.  Согласие указанного органа необходимо в следующих случаях: а) при слиянии или присоединении любых объединений (ассоциаций и союзов) коммерческих организаций;  б) при слиянии или присоединении коммерческих организаций, общая сумма активов которых составляет более 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда;  в) при разделении или выделении унитарных предприятий, стоимость активов которых превышает 50 тыс. МРОТ, если в результате появится хозяйствующий субъект, доля которого на рынке превысит 35%.  Уведомление антимонопольных органов о состоявшейся реорганизации должно быть осуществлено, если в результате слияния или присоединения стоимость активов организации превысит 50 тыс. МРОТ.  Судебная практика уточняет, что при отсутствии согласия Антимонопольного комитета РФ (его территориального управления) на создание союза, ассоциации или другого объединения предприятий (акционерного общества) акт государственной регистрации этого объединения должен быть признан недействительным.  Обращает на себя внимание тот факт, что при реорганизации происходит только общее (а не сингулярное) правопреемство, т.е. к образовавшимся в результате реорганизации юридическим лицам переходят все права и обязанности реорганизуемого юридического лица.  В связи с этим в процессе реорганизации необходимо решить все вопросы, связанные с определением субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности. Наиболее актуальна эта проблема, безусловно, для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных.  При реорганизации составляется разделительный баланс (в случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях слияния, преобразования и присоединения)  . Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство.  И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых реорганизующееся юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять. 

 

 

 

 

 

 

 

                                   3.Формы реорганизации.

Реорганизация юридических  лиц может быть в следующих  формах:

Слияние – это форма, при которой два и более юридических лица объединяются в одно юридическое лицо.

Присоединение – это форма, при которой одно и более юридических лиц присоединяются к другому, уже существующему юридическому лицу.

Разделение – это форма, при которой одно юридическое лицо прекращает свое существование посредством разделения на два и более новых юридических лица.

Выделение – это форма, при которой из одного юридического лица выделяются одно и более юридических лиц.

Преобразование – это форма, при которой происходит превращение одной организационно-правовой формы юридического лица в другую.

По общему правилу, юридическое  лицо считается реорганизованным с  момента государственной регистрации  вновь возникших юридических  лиц, но при преобразовании – с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица. Следует отметить, что в установленных законом случаях реорганизация юридического лица в форме разделения или выделения происходит по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (при невыполнении этого решения учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченным органом данного лица в установленный срок суд по иску соответствующего государственного органа назначает внешнего управляющего этого юридического лица и поручает ему осуществление реорганизации лица. С момента такого назначения к нему переходят все полномочия по управлению юридическим лицом. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц в суд. Утверждение судом вышеназванных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц), в форме слияния, присоединения, преобразования – с согласия уполномоченных государственных органов.

При слиянии, присоединении и преобразовании права и обязанности одних  юридических лиц к другим юридическим  лицам переходят в соответствии с передаточным актом, при разделении и выделении – по разделительному балансу. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, в т.ч. по обязательствам, оспариваемым сторонами. Они утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или тем органом, который принял решение о реорганизации юридического лица, и представляют вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы соответствующих юридических лиц. Нарушение вышеназванных требований в отношении передаточного акта или разделительного баланса влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Субъекты, принявшие решение  о реорганизации юридических  лиц, должны письменно уведомить  об этом кредиторов реорганизуемых юридических  лиц. При этом, кредитор реорганизованного  юридического лица вправе требовать  прекращения или досрочного исполнения обязательства, по которому должником является данное юридическое лицо, а также возмещения убытков. При отсутствии возможности определить в разделительном балансе правопреемника реорганизованного юридического лица вновь созданные юридические лица отвечают солидарно по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

                         4.Правоприемство при реорганизации.

Согласно ст. 58 ГК РФ переход прав и обязанностей реорганизованного юридического лица к его преемникам должен оформляться  передаточным актом или разделительным балансом, который составляется при  реорганизации в форме разделения или выделения. Его основная функция - определить, какие права и обязанности и в каком объеме переходят к каждому из правопреемников. При слиянии, присоединении и преобразовании каждое из юридических лиц, прекращающих деятельность, составляет передаточный акт.  Требования ГК РФ и к разделительному балансу, и к передаточному акту, в принципе, одинаковы. Эти документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и те обязательства, которые реорганизованное юридическое лицо оспаривает.  Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) реорганизуемого юридического лица, а в случае принудительной реорганизации - теми же органами, которые приняли решение о ней. Кроме того, представление этих документов необходимо для государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации юридических лиц или для внесения изменений в учредительные документы уже существующих организаций (при реорганизации в форме присоединения). Непредставление передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве становятся причиной безусловного отказа в регистрации.  На практике как для самого реорганизуемого юридического лица, так и для его партнеров огромное значение имеет вопрос о том, в какой момент переходят права и обязанности к преемнику. С кого, допустим, кредитор должен требовать исполнения обязательства, если организация-должник приняла решение о реорганизации. В Гражданском кодексе 1964г. говорилось, что имущество переходит в день подписания передаточного баланса. Однако нормы нового ГК РФ подобный подход исключают.  Между принятием решения о реорганизации (утверждением передаточного акта или разделительного баланса) и ее проведением, естественно, проходит какое-то время. В ст. 57 ГК РФ четко определен момент, когда юридическое лицо считается реорганизованным. При реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования таким моментом является день государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Правопреемство не основано на каком-либо отдельном договоре, оно представляет собой следствие самой реорганизации юридического лица.  Соответственно определяющее значение для перехода прав и обязанностей имеет именно факт государственной регистрации вновь создаваемых организаций. До этого момента переход прав и обязанностей невозможен, поскольку юридическое лицо - правопреемник еще не создано[iii]  . Реорганизация юридического лица путем присоединения к нему другого юридического лица считается произошедшей с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Иными словами, опять же момент перехода прав и обязанностей связан с фактом внесения соответствующей записи в государственный реестр. При другом подходе сложилась бы ситуация, когда одно самостоятельное юридическое лицо передает права и обязанности другому лицу лишь на том основании, что в будущем они планируют провести реорганизацию.  По смыслу действующего законодательства реорганизация представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.  Поскольку реорганизация всегда связана с имущественным правопреемством между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:  а) в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании);  б) в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении);  в) частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении). В соответствии со ст. 58 ГК РФ переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому в процессе реорганизации оформляется соответствующими правоустанавливающими документами: передаточным актом (при реорганизации в формах слияния, присоединения и преобразования) или разделительным балансом (при реорганизации в формах разделения и выделения). Учитывая большую значимость этих документов, к ним предъявляются особые требования. В частности, в п. 1 ст. 59 ГК РФ предусматривается, что передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.  Исходя из приведенной нормы закона, можно сделать вывод о том, что в передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться сведения о всех обязательствах долгового характера, а также всех правах требования, передаваемых реорганизуемым юридическим лицом своему правопреемнику, с обязательным указанием (подробной балансовой расшифровкой) числящихся по каждому кредитору и должнику денежных сумм.  Чтобы не допустить нарушения порядка оформления правопреемства при реорганизации, в Гражданском кодексе предусмотрено специальное правило, согласно которому в случае отсутствия в передаточном акте или в разделительном балансе положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица государственная регистрация вновь возникших юридических лиц не производится (абз. 2 п. 2 ст. 59).  Несмотря на столь жесткие требования закона, на практике они не всегда выполняются, что нередко приводит к серьезным затруднениям, а порой и к невозможности установления правопреемства при реорганизации в отношении определенных обязательств.  В развитие затронутой темы хочется заметить, что неопределенность в вопросах правопреемства при реорганизации может возникнуть лишь в случаях разделения и выделения. При других формах (слиянии, присоединении и преобразовании) определить правопреемника по тем или иным обязательствам реорганизованного юридического лица не составляет труда - правопреемником в этих случаях в отношении всех прав и обязанностей прекращающих существование юридических лиц всегда является одно юридическое лицо.  При разделении и выделении правопреемник может быть неочевиден. Объясняется это тем, что к вновь образованным юридическим лицам переходят лишь отдельные имущественные права и обязанности реорганизованных юридических лиц. Так, при разделении все права и обязанности прекращающего существование юридического лица в определенных пропорциях распределяются среди нескольких вновь образованных юридических лиц. В случае же выделения к правопреемнику переходит только часть имущественных прав и обязанностей реорганизованного юридического лица. Именно поэтому применительно к реорганизации в формах разделения и выделения законодательство устанавливает дополнительные гарантии для кредиторов. В частности, в п. 3 ст. 60 ГК РФ предусматривается, что если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

 

 

 

 

                                    

                  5. Ограничения реорганизации

Ограничения в основном касаются реорганизации  в форме преобразования. По другим формам, таким как слияние, присоединение, выделение, также имеются некоторые ограничения, но они в основном касаются производственных кооперативов и унитарных предприятий.

Прямой  запрет наложен на совместную реорганизацию  производственного кооператива  и государственного учреждения, общественного объединения и акционерного общества.

Также существуют ограничения путем введения специальных запрещающих или  предписывающих норм:

  • хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразоваться только в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы (ст.68, п.1 ГК РФ)

  • общество с ограниченной ответственностью можно преобразовать в акционерное общество или в производственный кооператив (ст.92, п.2 ГК РФ)

  • акционерное общество можно преобразовать в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию (ст.104, п.2 ГК РФ)

  • некоммерческое партнерство можно преобразовать в фонд, автономную некоммерческую организацию или в общественную организацию, а также в хозяйственное общество ФЗ от 23.12.2003 г. №179 «О некоммерческих организациях». Ст.17, п.1

  • учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество ФЗ «О некоммерческих организациях». Ст.17, п.2.

  • автономную некоммерческую организацию можно преобразовать в фонд или в общественную организацию ФЗ «О некоммерческих организациях». Ст.17, п.3.

  •  ассоциацию или союз можно преобразовать в фонд, некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество ФЗ «О некоммерческих организациях». Ст.17, п.4.

Акционерное общество в любой его форме  может проходить процедуру слияния, разделения, выделения только в своей  организационно - правовой форме и  никакой другой. Но присоединить к  акционерному обществу, например производственный кооператив все - таки возможно. Для этого нужно пройти несколько этапов. На первом - преобразовать производственный кооператив в акционерное общество и вторым этапом присоединить его к искомому акционерному обществу. Также в несколько этапов можно выделить из акционерного общества общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив или некоммерческую организацию.

Информация о работе Реорганизация юридических лиц