Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:28, реферат

Краткое описание

Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально – экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений и других факторов.

Содержание

1.Введение
2.Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
3.Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста
4.Вывод
5.Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Анатомо-физиологические особенности.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Болотнинский педагогический колледж»

Дошкольное образование

(экстернатная форма обучения)

 

 

 

Реферат

По Основам педиатрии

на тему:

«Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста»

 

 

 

 

 

Выполнила: Манянова Л.Ф.

Научный руководитель: Лобах З.С.

 

 

 

 

 

Юрга 2013г.

Оглавление

1.Введение

2.Анатомо-физиологические особенности  детей младшего школьного возраста

3.Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста

4.Вывод

5.Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Здоровье - понятие комплексное. Оно  зависит от социально – экономического положения детей, экологической  обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений и других факторов. 
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40%- хронические заболевания. Особенно тревожит заболевание детей туберкулёзом. У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, ёмкости лёгких и др.), что создаёт проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения (А.А.Баранов, 1998).  
Около 7,5 млн. детей России страдают заболеваниями нервно- психической сферы. Основная масса таких детей обучается в обычных классах. В аспирантуре заболеваний преобладает нарушение костно - мышечной системы, кровообращения, пищеварения, органов дыхания и эндокринной системы. Школа с рядом факторов риска для здоровья способствует нарастанию отклонений по органам и системам организма детей. Резкое ухудшение экологической и социально – экономической обстановки в стране, обеднение населения, катастрофическое снижение полноценности питания в семье и общеобразовательных учреждениях отнюдь не благоприятствуют здоровью детского населения. Уже в дошкольном возрасте у 20% детей диагностированы хронические заболевания и более чем у 50% имеют место функциональные отношения в состоянии здоровья. Частота болезней увеличилась: клетка – мышечной системы – на 80%; мочеполовой – на 90%, нервной системы и органов чувств – на 35%; системы кровообращения – на 56%; болезней крови и кровеносных органов – на 123%; болезней эндокринной системы – на 90%. 
В первую группу психического здоровья и оптимального адаптирования входит только 22.8 % учащихся общеобразовательных школ, и 8,2 % детей имеют донозологические нарушения (астеноневротический синдром, патохарактерологические реакции). Велико число школьников с клиническими формами психических нарушений. Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. У 20-60% детей начальной школы выявлен высокий уровень нарушения адаптационных систем организма, иммунная система в 70 – 80% случаев функционирует в режиме перенапряжения и дезадаптации (Долотина О.П., 1995). 
Уже при поступлении в 1 класс отмечается первая группа здоровья только у 12-19% учащихся дети, имеющие хроническую патологию и сниженную резистентность в 1 классе составили около 22-25 %. 
В 3 классе число практически здоровых детей резко снижается. Отклонения в состоянии здоровья обусловлены нарушениями в деятельности сердечно-сосудистой системы, нервной, эндокринной, дыхательной систем, органов зрения. 
В результате обучения в начальной школе количество детей с патологией зрительной системы увеличивается в среднем до 35%. Это главным образом близорукость (миопия), связанная, по нашему мнению, прежде всего со значительной зрительной нагрузкой. 
Среди других патологий высок процент вегетососудистой дистонии, астеноневротического синдрома, аллергического дерматита, заболеваний желудочно –кишечного тракта. Довольно часто выявляются функциональные изменения сердечно – сосудистой системы (систолический шум, нарушения ритма сердца).

 

2.Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст (7–11 лет)

В этом возрастном периоде происходит полная подмена  молочных зубов на неизменные. Определяются точные различия меж мальчуганами и девченками как по типу роста и созревания, так и телосложения. Развиваются сложные координационные движения маленьких мускул. Улучшается память, увеличивается ум. Расширяется круг интересов, возникает и осознается коллективный энтузиазм.

Спортивному руководителю, работающему  с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические  и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.

Детский организм не является уменьшенной  копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими  этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.

Принято различать следующие возрастные группы детей школьного возраста:

1. Младшая школьная (от 7 до 12 лет);

2. Средняя школьная (от 12 до 16 лет);

3. Старшая школьная (от 16 до 18 лет).

Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей  среднего и особенного старшего школьного  возраста. Остановимся на анатомо-физиологических особенностях детей 7-12 лет, т.е. детей, отнесенных к группе младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.                                                                    От 7 до 12 лет значительно улучшается память, совершенствуется координация движения, способность к обучению письму. С началом занятий в школе дети проводят уже гораздо меньше времени на воздухе, часто нарушается их режим питания. Отсюда высокая частота инфекционных, аллергических, сердечнососудистых и желудочно-кишечных заболеваний. Увеличивается число тучных детей. Основной причиной смертности продолжает быть травматизм.

 

 

 

Органы пищеварения. Пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, пищеварение практически не отличается от такового у взрослых. Частота опорожнения кишечника 1-2 раза в день.

Заболевание:

Лечебное питание при патологии  органов пищеварения у детей  – важнейший компонент комплексной  терапии. Диетотерапия, в ряде случаев, является более важным фактором лечения нежели остальные методы.

При патологии органов пищеварения  у детей особое значение имеет  соблюдение принципа химического щажения  секреторного аппарата, рецепторов и  слизистой ЖКТ, а в некоторых случаях, наоборот, некоторая стимуляция. Химическое действие пищи определяется целым рядом факторов, и прежде всего количеством пищевых веществ, воздействующих на секреторные процессы в ЖКТ ребенка, на моторно-двигательную функцию желудка, кишечника, желчного пузыря. К таким веществам относятся органические кислоты, экстрактивные вещества, эфирные масла и т.д. Органические кислоты усиливают секрецию желудочного сока и перистальтику кишечника, экстрактивные вещества ускоряют секреторный процесс в желудке, кишечнике, поджелудочной железе, печени, желчевыводящей системе, холестерин вызывает раздражение паренхимы печени. Большое значение имеет и способ термической кулинарной обработки продуктов: в зависимости от него образуется больше или меньше экстрактивных веществ. Кроме того, при жарении, например, образуются альдегиды, акролеины – продукты, неполного расщепления жиров, вызывающие резкое раздражение паренхимы печени, поджелудочной железы. Большинство гастроэнтерологических диет гипохлоридные, т.е содержат пониженное содержание поваренной соли в продуктах. Температурный фактор оказывает влияние сразу, как только пища приходит в соприкосновение со слизистой оболочкой ЖКТ ребенка, что особенной существенно для его верхних отделов – пищевода и желудка. На нижележащие отделы ЖКТ, а также на функциональное состояние печени, поджелудочной железы контрастные температуры оказывают рефлекторное воздействие. Наиболее индифферентны блюда, температура которых близка к таковой в желудке – 36-37С. Блюда, имеющие температуру выше 60-62С, оказывают раздражающее влияние на слизистую пищевода, желудка, частично двенадцатиперстной кишки. Кроме того, такие блюда надолго задерживают эвакуацию из желудка и тем самым отрицательно влияют на моторно-двигательную функцию, рефлекторно усиливают перистальтику кишечника, возникают возникновение спазмов (сфинктер Одди).

 

 

 Эндокринная система. Заканчивается ее развитие, под действием гормонов происходит постепенное появление признаков полового созревания. У девочек в 9-10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных желез, в 10-11 лет -- набухают грудная железа, появляются волосы на лобке. У мальчиков в 10-11 лет начинается рост яичек и полового члена.

Среди эндокринных нарушений наиболее часты заболевания щитовидной железы (различные формы зоба, гиперплазии щитовидной железы). 
Почти у четверти детей обнаружено диффузное увеличение щитовидной железы 2 степени без видимых нарушений её функции. Выявлены синдром генерализованной неспецифической лимфаденопатии и задержка физического развития.

Заболевания:

- Основная медицинская группа. Индивидуально при легких и незначительных нарушениях, хорошем физическом развитии и высокой работоспособности (через полгода после занятий в подготовительной группе).

- Подготовительная медицинская группа. При незначительных отклонениях в физическом развитии и работоспособности от возрастных стандартов.

- Специальная медицинская группа. При умеренно выраженных нарушениях физического развития по сравнению с возрастными стандартами при отсутствии других эндокринных нарушений.

- Занятия лечебной физкультурой. При резко выраженных нарушениях.

 

Нервная система. Расширяются аналитические возможности. Ребенок размышляет над своими поступками и окружающих. Все же в поведении ребят младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые, особенно дети, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера.

Заболевания:

Существуют  серьезные заболевания, возникающие на нервной почве. Они могут сопровождаться нервным кашлем, нервной рвотой, истериками, онемением, депрессиями апатией. Родители не должны оставлять подобные проявления без внимания, чтобы не дать им перерасти в более острые проблемы. "Воспаления хитрости" обычно исчезают сразу после разрешения не ходить в школу. Если ситуация более серьезна, стоит обратиться к врачу и найти хорошего психолога.

Велико  число детей с неврологической  патологией. Отмечены невротические затяжные состояния, тики, заикание, ночной энурез.

 

Органы дыхания. К 8—9 годам формируется пещеристая, интенсивно кровоснабжаемая часть подслизистой ткани носа. Быстро развиваются придаточные (околоносовые) пазухи. К 10 годам гортань у мальчиков по форме напоминает мужскую, голосовая щель постепенно расширяется. Трахея удлиняется в среднем с 5,7 см (в 6—8 лет) до 6,3 см (в 10—12 лет) и 7,2 см (в 14—16 лет), ширина соответственно — с 10 до 11,3 и 14 мм. Увеличиваются диаметр бронхов и бронхиол, размеры альвеол, дыхательная поверхность легких. Достигает полного развития эластический каркас легких. Примерно к 7 годам структура легочной ткани окончательно формируется, в дальнейшем (примерно до 12 лет) увеличивается только масса легких за счет увеличения линейного размера альвеол. Заметно изменяются функциональные возможности органов дыхания: дыхательный объем с 6 до 14 лет увеличивается от 118 мл до 227 мл, минутный объем дыхания — от 3200 до 5000 см3. Частота дыханий уменьшается с 25 дыханий в минуту (в 5 лет) до 20 (в 12 лет). Жизненная емкость легких увеличивается с 1200 мл (в 6 лет) до 2700 (в 14 лет), максимальная вентиляция легких с 42 л/мин до 68 л/ мин, резерв дыхания с 38,5 л/мин до 63,1 л/мин соответственно.

Заболевания:

Основными болезнями органов дыхания являются бронхит, пневмония, абсцесс, астма (БА), злокачественные новообразования. Опосля выписки почти все нездоровые нуждаются в долечивании. В этот период нужно соблюдать гигиенический режим. Сон должен быть достаточным, питание различным и все полноценным. Нужна гигиеническая гимнастика, в т. ч. дыхательная. Самыми ординарными дыхательными упражнениями являются удлинение и усиление вдоха. Принципиально закончить курение, т. к. оно содействует развитию и обременяет течение приобретенных болезней легких.

Наблюдение  за нездоровым включает измерение температуры  и определение частоты дыхания и пульса, сбор и контроль нрава мокроты, а при наличии отеков — измерение количества выпитой воды и выделенной мочи (дневного диуреза).

Кашель обычно возникает при раздражении бронхов, горла, трахеи, их воспалении, наличии слизи либо попадании постороннего тела. Он быть может сухим либо мокроватым, с выделением различного количества слизистой либо гнойной мокроты. При густой, плохо отхаркивающейся мокроте можно советовать питье теплой щелочной минеральной воды либо жаркого молока с содой (0,5 ч. л. соды на стакан молока) либо медом.

При обильной водянистой мокроте нездоровому следует давать меньше воды, также придавать ему на 20—30 мин 2—3 раза в денек такое положение, при котором возникает кашель и удаляется накопившаяся мокрота. Маленькое кровохарканье обычно не просит каких-то критических мероприятий, но о нем необходимо сказать доктору. При обильном кровохарканье или неожиданном легочном кровотечении необходимо немедля вызвать «скорую помощь».

Чтоб  нездоровой не задохнулся, а излившаяся кровь не попала в примыкающие  бронхи и участки легких, до прихода  доктора нужно хворого уложить  на животик, ножной конец кровати  поднять на 40—60 см, при всем этом ноги пациента следует привязать к задней спинке кровати, чтоб он не сползал, голову необходимо держать на весу.

При одышке больному следует придать положение полусидя, открыть окно либо форточку, высвободить грудь от стесняющей одежки и томных одеял. При способности применять кислородную подушечку. Кашель и затруднение дыхания, также боль в груди облегчаются при постановке банок либо горчичников, применение которых следует чередовать.

При значимом повышении температуры у хворого могут показаться мощная боль в голове, беспокойство, даже абсурд. В данном случае на голову следует положить пузырь со льдом, применять прохладные компрессы. При резком ознобе хворого необходимо укрыть и обложить грелками. При резвом понижении температуры и завышенном потоотделении нужно почаще поменять белье для постели, поить хворого крепким жарким чаем.

Информация о работе Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста